Автор: Мышкина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гайнская СОШ" структурное подразделение Детский сад "Камушка"
Населённый пункт: поселок Гайны
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Современные формы взаимодействия с родителями
воспитанников»
Воспитатель первой квалификационной категории
Мышкина Елена Ивановна
МБОУ «Гайнская СОШ»
структурное подразделение
Детский сад «Камушка»
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Для высокой результативности воспитательно - педагогического процесса в
дошкольном учреждении большое значение имеет взаимодействие с
семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное
учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-
дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать непосредственное
участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного
учреждения, то он будет развит социально и как личность.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей,
педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений
между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться
друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Весь коллектив нашего дошкольного учреждения старается установить
партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу
взаимоподдержки и общности интересов. Однако из проведенного
анкетирования, индивидуальных бесед с родителями мы сделали вывод, что
некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и
поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом
развитии ребенка.
При анализе анкет мы выделили три группы родителей:
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы
детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации.
Родители – наблюдатели.
И поэтому наш педагогический коллектив, определил содержания и формы
педагогического просвещения, чтобы родителей – наблюдателей было
меньше.
Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им
как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, я исхожу из
представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых
к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю
следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность,
востребованность, интерактивность (взаимодействие). В своей работе
использую разнообразные современные формы работы с родителями:
1. Информационно – аналитические мероприятия:
-В интернете ВК создала страничку нашей группы, где я выкладываю
информацию о проделанной работе с детьми, фотографии с досуговых
мероприятий, будних дней, консультации, памятки для родителей.
Так же здесь дана ссылка на образовательный сайт ДОУ, где размещена
информация об учреждении, о группах, отчеты о проделанной работе.
2. Наглядно-информационные мероприятия: (наглядно-ознакомительные и
наглядно-просветительные)
- В коридоре группы оформлены информационные стенды. Родители
получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной
группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются
важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные
занятия, продукты детского творчества, при необходимости эти стенды
превращаю в тематические: «Что такое безопасность?»; « Насилие над
детьми»; « Осторожно на дорогах!»; и т.д. Также по каждой теме я делаю
памятки, размещая их на страничке нашей группы и стенде для родителей.
3. Познавательные мероприятия:
-На родительских собраниях, знакомлю родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста,
формированием у них практических навыков воспитания. Использую
презентации деятельности детей, фрагменты НОД, конкурсных
выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями.
- В работе с родителями использую такую форму, как – деловая игра. Обмен
мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей
форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в
обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,
стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты игры
воспринимаются с большим доверием. Это такие, как: «Развиваем речь
ребенка», «Играем вместе с детьми» и т.д.;
-Привлекаю родителей к выставкам детско-родительского творчества. Это
выставки рисунков «Дорога - это опасно! », «Огонь-друг, огонь-враг!» ,
«Новогодняя игрушка», выставки фотографий « Волшебница - осень»,
выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками
взрослых и детей «Осенняя фантазия», «Символ года» и т.д.
4. Досуговые мероприятия :
- Привлекаю родителей к проведению совместных праздников. Такие как
«Новый год», где родители активно играют роли. Праздник, посвященный
дню матери», «23 февраля», « 8 Марта», «День театра». В этих формах
наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих
мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного
учреждения. Они играют, поют песни, участвуют в играх, конкурсах вместе
с детьми и педагогами. Итог каждого мероприятия я публикую на страничку
группы ВК.
-Активно использую метод проектов, здесь родители подключаются к
выполнению определенной части общего задания. В нашей группе проходил
проект «Люблю березку русскую». Родители совместно с детьми собирали
информацию о березе, ее разновидностях, полезных свойствах, рисовали
образ березы на стихи русских писателей. Для работы с детьми по этой теме
я сделала лэпбук «Береза». Этот метод способствует сближению родителей,
детей и педагогов.
Привлекаю родителей к участию в экспериментировании.
-Во время проведения в ДОУ единого родительского дня, родители приняли
активное участие: самый читающий папа, мастер-класс «Поделки из ватных
дисков», проведение НОД с показом презентации «Осторожно-тонкий лед».
- В своей группе я провожу кружок по интересам «Веселые пальчики» на
развитие мелкой моторики рук. В день открытых дверей на кружке по
интересам родители совместно с детьми выполняли различные задания, что
также сближает детей и их родителей.
- Активное участие принимают родители в благоустройстве детской
площадки, как в зимнее, так и в летнее время.
С большим удовольствием родители помогают разнообразить предметно –
развивающую среду.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных
намерениях. Я думаю, что это актуально всегда и везде.
В дальнейшей работе планирую создать «Почту доверия». Это одна из форм
взаимодействия с родителями. Родители в письменной форме, могут класть
записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к
специалистам, заведующему, старшему воспитателю. Заданные вопросы
будут освещаться на родительских собраниях или даваться письменно.
Такая форма работы, я думаю, позволит родителям делиться своими
мыслями с воспитателем, и эффективна, не каждый родитель может при
личном контакте раскрыться воспитателю.
Семья и детский сад два воспитательных компонента, каждый из которых по
– своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с
другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно
компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным
только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.