Напоминание

Развитие творческих способностейдетей дошкольного возраста


Автор: Жувага Людмила Михайловна
Должность: воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Спасского района Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностейдетей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.»

Воспитатель дошкольных групп МБОУ «СОШ №2» с. Буссевка Приморского края

«Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт

тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует

окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности,

наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все

остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка

окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».

Синити Судзуки.

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования,

соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении

проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные

варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество

проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у

ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться,

трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня

одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой

жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению,

многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и

обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь,

мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество.

Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать

творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными

направлениями развития. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко,

необходимо иметь какие-то природные задатки.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их

развития в виде задатков, развитие которых – это социально обусловленный процесс, который

связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь

развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения

человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых

соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности

ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием

материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими

сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к

культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное

детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и

индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его

необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей,

содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными

образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею

развития каждого человека и общества в целом. В процессе творческой деятельности у

ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся

индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными

переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а

также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов.

Зачем нужно развивать творческие способности у дошкольников?

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие

составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• стремление к открытиям;

• свободное воображение;

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

Окружающий мир.

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас

окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для

воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о

явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый

важнейший урок для ребенка.

Развивающие игры и игрушки.

Следите, чтобы в «арсенале» вашего ребенка были только полезные игрушки и игры.

Обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы одни и

другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру,

ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему

какую-нибудь пользу.

Рисование.

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры.

Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и

штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так

далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку,

пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых

геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые

«шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.

Лепка.

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна

для ребенка, она помогает развитию пальчиков, в лепке ребенок может проявить свое

творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки,

но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более

сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

Чтение.

Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки,

стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты

рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.

Музыка.

С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку.

Это способствует развитию образного мышления и памяти.

Аппликация.

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала

он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие

правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации

из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть ребенок их

вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже

готовые комплекты для аппликаций.

Игры на развитие творческих способностей

• «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь

превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое

можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.

• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок

угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.

• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем

хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно

обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут

великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Полезные советы

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально

отведенное для этого время и место.

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию.

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски,

пластилин, цветная бумага и другие.

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска

ребенка.

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача –

развитие способностей.

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не

осуществляться время от времени.

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру,

игровые задания и упражнения.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и

показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод

упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы

на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком – либо

моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы

самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и

фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть,

а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его

заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

– игра, которая является основным видом деятельности детей;

– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и

приглашает ребенка отправиться в путешествие;

– просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно

почувствовать себя значимыми;

– живая, эмоциональная речь воспитателя.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и

испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать

пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не

препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Одна прекрасная возможность

развития творческих способностей ребенка — постановка спектаклей. Перевоплощаясь в

разных персонажей, ребенок имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами

жизни и как бы подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться

на его, непростом в наше время, жизненном пути. В театральном действии он становится

деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Такое перевоплощение развивает

интеллект, воспитывает способность сопереживать и понимать. Захваченный игрой в

спектакле и проявляя активность, ребенок использует свои физические и умственные

способности.

Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка

значительно возросло, необходимо предоставлять ему свободу выбора занятий, партнеров по

деятельности, общению и т. д. То есть создать ему то пространство выбора и доверия, которое

позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и

возможности.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий,

способствующих формированию их творческих способностей .

Первое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении

ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности

занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его

интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее

напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Второе, немаловажное условие успешного развития творческих способностей- это самое

сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в

подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам

может додуматься.

Третье условие успешного развития творческих способностей развивающая среда. Она

предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени.

Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность

детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению

и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

—разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды,

окружающей ребенка;

—включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

—предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием») ;

—резерв свободного места и времени для разворачивания игр;

—возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному

усмотрению;

—определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов

согласно росту;

—универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с

педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и

содержанием.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие

свободного времени, поэтому четвертое условие успешного развития творческих

способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые

должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого

поиска и собственных открытий.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам,

терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно

исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих

способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять

собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических

задач, направленных на достижение конечной цели.

И последнее, на что я хотела обратить внимание – это семья. Известно, что первые шаги в

мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для

него очень важны ценностные ориентиры родителей. Ведь именно в семье ребенок получает

первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных

ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными

примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш

ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо,

сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной

связи родителей с ребенком. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой

"нитью" и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и

малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет

зависеть развитие ребенка, его будущее.

В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все:

и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в

разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует

обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из

взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более

полном виде.

Литература:

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы

обучения и воспитания в начальной школе. -Москва, 1960.

Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие

способностей // Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, 1981.

Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. -

Ростов н/Д , 2009.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга

для учителя. - Москва, 1988.

Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2001.

Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/С.Г. Королева.

- Волгоград, 2009.



В раздел образования