Автор: Липатникова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №228
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспект познавательной деятельности
Тема: "Стань природе другом"
Раздел: дошкольное образование
«Стань
природе
другом».
Познавательная
деятельность
в
старшей
коррекционной группе
Цель:
формирование
эмоционального
положительного
отношения
к
окружающему миру и природе;
Задачи:
o
Образовательная:
-систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и
воздуха (движение воздуха с разной силой, невидимость воздуха,
прозрачность воды, вода не имеет вкуса и запаха,
вода как
растворитель);
-активизировать
и
обогатить
словарь
детей
существительными,
прилагательными, глаголами по теме деятельности.
o
Развивающая:
-развивать логическое мышление, воображение.
o
Воспитательная:
-воспитывать
социальные
навыки:
умение
работать
в группе,
договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё
мнение.
Предварительная работа:
Проведение
мини-бесед: «Если
б
не
было
воды», «Зеленые
лёгкие
планеты», «Круговорот
воды
в природе».
Рассматривание
глобуса,
заучивание стихотворений о воде и воздухе.
Материал: стаканчики, вода, молоко, мелкие игрушки, сахарный песок, песок
речной, трубочки.
Содержание организованной деятельности:
Воспитатель: Наша планета- общий дом. И много лет мы в нем живем. Но,
как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета
Земля? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то,
что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая
маленькая букашка-тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает,
обучает дает все необходимое для жизни.
А чему учит нас природа расскажет…(ребенок)
Ребенок 1
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок- терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по-справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли
воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Воспитатель: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы
можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Ребенок 2 «Ветер».
Осторожно дует ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Воспитатель: Скажите. А воздух мы можем увидеть?
Дети: нет.
Воспитатель: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть
воздух и услышать его.
Опыт:
Взять стакан с водой и трубочки из-под сока. Опустить трубочки в стакан с
водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть
воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух.
Свойства воздуха – это движение с разной силой. Вывод: воздух может
двигаться с разной силой.
Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает
Так порою он сердит
Только что он был везде
Миг, и нет его ни где!
Воспитатель: Скажите, кому нужен воздух?
Ответы детей
Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух?
Ответы детей.
Физминутка:
Темным лесом, и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Что б цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья, лес зеленый.
Мы уходим в детский сад.
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. Что бы это узнать
нужно отгадать загадку.
Если руки ваши в ваксе.
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать? (вода)
Воспитатель: Правильно. Мы с вами поговорим о воде, вспомним, что знаем,
узнаем новое, будем рассуждать, играть. Где в природе мы можем увидеть
каплю воды?
Ответы детей.
Ребенок 3 «Ключевая вода».
Журчит поет водица,
Знакомую тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает
Намочит бурый мех,
А ключ бежит сверкает
И щедро поит всех.
Ребенок 4 «Дождь».
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш
Нужен саду свежий душ
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Воспитатель: Кто знает где прячется дождь?
Ответы детей.
Игровой практикум. «Мама Тучка».
Воспитатель: Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте
все, что я скажу.
-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю.
Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке
прыгать.
Собрались
они
вместе
и
потекли
маленькими
веселыми
ручейками. (Капельки составляют ручейки взявшись парами). Встретились
ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку).
Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала
в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по
кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама
Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали
капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами
солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к
воспитателю).
Воспитатель: Какими свойствами обладает вода? Что бы это выяснить мы
сядем на свои места и проведем интересный эксперимент. Он будет состоять
из нескольких опытов.
Опыт №1
«У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не
пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако
подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как
очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для
вашего здоровья. Вывод: у воды нет запаха.
Опыт №2
«У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду
Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им
попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть
еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело
в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.
Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет
воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода»,
хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт №3
«Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба
стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна,
а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим
игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко
нет.
Опыт №4
«В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и
попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или
нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка,
размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок
растворился? Вывод: вода – растворитель.
Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ.
Она
обладает многими свойствами: вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха,
является растворителем.
Итог деятельности:
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему так поздно мы
почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дум
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек- всю Землю
Можешь только ты
Разумный человек!
Вот и закончилась наше небольшое путешествие в мир экспериментов. Вы
многое узнали о воздухе и воде, их свойства, для чего они нужны. Теперь
каждый из нас смело может сказать:
«Я – друг природе».