Автор: Сатурова Нина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Беласовская средняя школа"
Населённый пункт: Нижегородская область, д. Беласовка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Алгебра 7-9 классы
Раздел: среднее образование
Приложение № 7 к основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ «Беласовская средняя школа»
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» (7-9 классы)
Содержание
№
Название раздела рабочей про-
Страницы
п/п
граммы
Пояснительная записка
1
Планируемые результаты освоения
3
учебного предмета «Алгебра»
Содержание учебного предмета
«Алгебра»
6
Тематическое планирование
9
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета алгебра составлена в соответ-
ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основ-
ного общего образования, с учетом примерной программы для общеобразова-
тельных учреждений и на основании авторской программы Ю.М.Колягин,
М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин (Алгебра. Сборник рабочих
про-грамм.
7-9
классы:
учебное
пособие
для
общеобразовательных
организаций /сост.Т.А.Бурмистрова. М.: Просвещение, 2016).
Программа реализуется в учебниках по алгебре для 7-9 классов под ре-
дакцией Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова. Просвещение. Содер-
жательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем
содержания курса алгебры для основной школы и предназначена для реали-
зации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обуча-
ющихся основной школы по алгебре согласно учебному плану школы.
Учебное содержание курса алгебры включает:
Алгебраические выражения. Уравнения с одним неизвестным. Одно-
члены и многочлены. Разложение многочленов на множители. Алгебраиче-
ские дроби. Линейная функция и ее график. Системы двух уравнений с двумя
неизвестными. Элементы комбинаторики. 102 ч, 3ч в неделю (7 класс);
Неравенства. Приближенные вычисления. Квадратные корни. Квадрат-
ные уравнения. Квадратичная функция. Квадратные неравенства. 102 ч, 3ч в
неделю (8 класс);
Степень с рациональным показателем. Степенная функция. Прогрес-
сия. Случайные события. Случайные величины. Множества. Логика. 102 ч, 3
ч в неделю (9 класс).
Такой порядок содержания сохраняет лучшие традиции в подаче учеб-
ного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соот-
ветствии с возрастом учащихся. Он предполагает последовательное форми-
рование и развитие основополагающих математических понятий с 7 по 9
класс.
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержатель-
1
ные линии: арифметика; алгебра, функции; вероятность и статистика. Наряду
с этим в содержание включены два дополнительных методологических раз-
дела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано
с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития
учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержа-
тельно-методическую линию, пронизывающую все основные содержатель-
ные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели
овладения учащимися некоторыми элементами универсального математиче-
ского языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способ-
ствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изу-
чения учащимися математики, способствует развитию их логического мыш-
ления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобре-
тению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие
понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррацио-
нальными числами, формированием первичных представлений о действи-
тельном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся
математического аппарата для решения задач из разделов математики, смеж-
ных предметов и окружающей реальности. В основной школе материал
группируется вокруг рациональных выражений. Язык алгебры подчёркивает
значение математики как языка для построения математических моделей
процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для
освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассужде-
ний также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символь-
ных форм способствует развитию воображения учащихся, их способностей к
математическому творчеству.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками
конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для
описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого матери-
ала способствует развитию у учащихся умения использовать различные язы-
ки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в
формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и
культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент
школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое зна-
чение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у уча-
щихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить про-
стейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит
учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа ва-
риантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о
2
современной картине мира и методах его исследования, формируется пони-
мание роли статистики как источника социально значимой информации и за-
кладываются основы вероятностного мышления.
Место учебного предмета в учебном плане. Алгебра в основной шко-
ле изучается с 7 по 9 класс. Общее число учебных часов за три года обучения
составляет – 306, из них по 102 часа (3 часа в неделю в течение каждого года
обучения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра»
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на
базовом уровне выпускник получит возможность научиться в 7—9 классах:
Элементы теории множеств и математической логики
•
Оперировать понятиями: множество, элемент множества, под-
множество, принадлежность;
•
задавать множество перечислением его элементов;
•
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших
ситуациях;
•
оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказа-
тельство;
•
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих
высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
использовать графическое представление множеств для описания
реальных процессов и явлений при решении задач из других учебных пред-
метов.
Числа
•
Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обык-
новенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число,
арифметический квадратный корень;
•
использовать свойства чисел и правила действий при выполнении
вычислений;
•
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполне-
нии вычислений и решении несложных задач;
•
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с пра-
вилами;
•
оценивать значение квадратного корня из положительного целого
числа;
•
распознавать рациональные и иррациональные числа;
•
находить НОД и НОК чисел.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
оценивать результаты вычислений при решении практических за-
дач;
•
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
3
•
составлять числовые выражения при решении практических за-
дач и задач из других учебных предметов;
Тождественные преобразования
•
Оперировать понятиями: степень с натуральным показателем,
степень с целым отрицательным показателем;
•
выполнять несложные преобразования для вычисления значений
числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, сте-
пени с целым отрицательным показателем;
•
выполнять преобразования целых выражений: раскрывать скоб-
ки, приводить подобные слагаемые;
•
использовать формулы сокращённого умножения (квадрат сум-
мы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений зна-
чений выражений;
•
выполнять несложные преобразования дробно-линейных выра-
жений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
понимать смысл записи числа в стандартном виде;
•
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись
числа».
Уравнения и неравенства
•
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравне-
ние, числовое неравенство, неравенство, корень уравнения, решение уравне-
ния, решение неравенства;
•
проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
•
решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводя-
щиеся к линейным;
•
решать линейные уравнения с помощью тождественных преобра-
зований;
•
проверять, является ли данное число решением уравнения (нера-
венства);
•
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного
уравнения;
•
решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
•
изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов.
•
составлять и решать линейные уравнения при решении задач из
других учебных предметов;
Функции
•
Оперировать понятиями: функция, график функции, способы за-
дания функции, аргумент и значение функции, область определения и мно-
жество значений функции, нули функции;
•
находить значение функции по заданному значению аргумента;
•
находить значение аргумента по заданному значению функции в
несложных ситуациях;
4
•
определять положение точки по её координатам, координаты
точки по её положению на координатной плоскости;
•
по графику находить область определения, множество значений,
нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и
убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
•
строить график линейной функции;
•
проверять, является ли данный график графиком заданной функ-
ции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
•
определять приближённые значения координат точки пересече-
ния графиков функций;
•
оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность,
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
•
решать простые задачи на прогрессии, в которых ответ может
быть получен непосредственным подсчётом без применения формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
использовать графики реальных процессов и зависимостей для
определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки
возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений
и т. п.);
•
использовать свойства линейной функции и её график при реше-
нии задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
•
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все
арифметические действия;
•
решать простые задачи;
•
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка),
в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью
поиска решения задачи;
•
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рас-
суждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
•
решать несложные логические задачи методом рассуждений;
•
составлять план решения задачи; выделять этапы решения
задачи;
•
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения
и по течению реки;
•
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
•
находить процент от числа, число по его проценту, процентное
отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение
величины;
•
решать задачи разных типов
(на работу,
на покупки,
на
движение),
связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между
ними;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях
искомых величин в задаче (делать прикидку);
5
Статистика и теория вероятностей
•
Иметь представление о статистических характеристиках,
вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
•
решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и
организованного перебора;
•
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
•
читать информацию, представленную в виде таблицы,
диаграммы, графика;
•
извлекать информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах, графиках;
•
определять основные статистические характеристики числовых
наборов;
•
оценивать вероятность события в простейших случаях;
•
иметь представление о роли закона больших чисел в массовых
явлениях;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
•
иметь представление о роли практически достоверных и
маловероятных событий;
•
сравнивать
основные
статистические
характеристики,
полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального
явления;
•
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных
ситуациях;
•
извлекать, интерпретировать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики
реальных процессов и явлений;
История математики
•
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в
ходе развития математики как науки;
•
знать примеры математических открытий и их авторов в связи с
отечественной и всемирной историей;
•
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
•
Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных
типов математических задач;
•
приводить примеры математических закономерностей в
окружающей действительности и произведениях искусства.
Содержание учебного предмета «Алгебра»
Числа
Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение
рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
6
Иррациональные числа. Понятие иррационального числа. Распозна-
вание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррацио-
нальность числа √2. Применение в геометрии.
Тождественные преобразования
Числовые и буквенные выражения. Выражение с переменной. Зна-
чение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения. Степень с натуральным показателем и её свойства.
Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показате-
лем. Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложе-
ние, вычитание, умножение). Формулы сокращённого умножения: разность
квадратов, квадрат суммы и квадрат разности. Разложение многочлена на
множители: вынесение общего множителя за скобки.
Дробно-рациональные выражения. Степень с целым показателем.
Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деле-
ние.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Преобразо-
вание выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вы-
несение множителя из-под знака корня.
Уравнения и неравенства
Равенства. Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равен-
ство с переменной.
Уравнения. Понятия уравнения и корня уравнения.
Линейное уравнение и его корни. Решение линейных уравнений.
Квадратное уравнение и его корни. Квадратные уравнения. Непол-
ные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула
корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений: использова-
ние формулы для нахождения корней.
Дробно-рациональные уравнения.
Решение простейших дробно-
линейных уравнений.
Системы уравнений.
Уравнение с двумя переменными.
Линейное
уравнение с двумя переменными.
Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений. Методы
решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подста-
новки.
Неравенства. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.
Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.
Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства.
Решение линейных неравенств.
Системы неравенств. Системы неравенств с одной переменной. Ре-
шение систем неравенств с одной переменной: линейных. Изображение ре-
шения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы не-
равенств.
Функции
Понятие
функции.
Декартовы
координаты
на
плоскости.
Формирование представлений о метапредметном понятии
«координаты».
7
Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График
функции.
Примеры
функций,
получаемых
в
процессе
исследования
различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке.
Свойства функций: область определения, множество значений, нули,
промежутки
знакопстоянства,
промежутки
возрастания
и
убывания,
наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по её графику.
Линейная функция. Свойства и график линейной функции. Угловой
коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимо-
сти от её углового коэффициента и свободного члена.
Квадратичная функция. Свойства и график квадратичной функции
(параболы). Нахождение нулей квадратичной функции.
Обратная пропорциональность. Свойства функции у = k /
x Гипербола.
Последовательности и прогрессии.
Числовая
последовательность.
Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности.
Арифметическая прогрессия и её свойства. Геометрическая прогрессия.
Решение текстовых задач
Задачи на все арифметические действия. Решение текстовых задач
арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других
средств представления данных при решении задач.
Задачи на покупки, движение и работу. Анализ возможных ситуаций
взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объёмов
выполняемых работ при совместной работе.
Задачи на части, доли, проценты. Решение задач на нахождение
части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли.
Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи. Решение логических задач.
Основные методы решения текстовых задач:
арифметический,
алгебраический, перебор вариантов.
Статистика и теория вероятностей
Статистика.
Табличное
и
графическое
представление
данных,
столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и
графиков
для
описания
зависимостей
реальных
величин,
извлечение
информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические
показатели числовых наборов: среднее арифметическое, наибольшее и
наименьшее значения. Меры рассеивания: размах. Случайная изменчивость.
Изменчивость при измерениях.
Случайные
события.
Случайные
опыты
(эксперименты),
элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных
событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие
элементарные
события.
Вероятности
случайных
событий.
Опыты
с
равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные
опыты с использованием монет, кубиков. Представление о независимых
событиях в жизни.
8
Тематическое планирование
7 класс
№
Тема
Кол-во
п/п.
часов
1.
Алгебраические выражения
11
2.
Уравнения с одним неизвестным
8
3.
Одночлены и многочлены
17
4.
Разложение многочленов на множители
17
5.
Алгебраические дроби
19
6.
Линейная функция и её график
11
7.
Системы двух уравнений с двумя неизвестными
13
8.
Элементы комбинаторики
5
9.
Промежуточная аттестация
1
Итого
102
8 класс
№
Тема
Кол-во
п/п.
часов
1.
Неравенства
19
2.
Приближенные вычисления
18
3.
Квадратные корни
12
4.
Квадратные уравнения
25
5.
Квадратичная функция
14
6.
Квадратные неравенства
10
7.
Повторение. Итоговый зачет. Промежуточная атте-
4
стация
Итого
102
9 класс
№
Тема
Кол-во
п/п.
часов
1.
Повторение курса алгебры 8 класса
2
2.
Степень с рациональным показателем
13
3.
Степенная функция
15
4.
Прогрессии
15
5.
Случайные события
14
6.
Случайные величины
12
7.
Множества. Логика.
16
8.
Повторение курса алгебры.
14
9.
Промежуточная аттестация
1
Итого
102
9