Автор: Березуева Ольга Александровна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГКОУ КО "СОШ при ИУ УИС"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Программа учебного курса
Тема: "Химия в повседневной жизни человека" для 10-11 классов
Раздел: полное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия в повседневной жизни»
10-11 класс
очно-заочная форма обучения
Составитель: Березуева О.А., учитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Химия
в
повседневной
жизни»
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.);
2. Приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012 г.)
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3.Учебный план ГКОУ КО «СОШ при ИУ при УИС» на 2019-2020 учебный год;
4. Положение о рабочей программе учебного предмета.
Изучение курса Химия в повседневной жизни направлено на достижение следующих
целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов,
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Программа предусматривает проведение различных видов урока: традиционный,
обобщающий, урок-беседа, урок-лекция; проведение тестирования, контрольных работ.
Самостоятельная работа учащихся предполагает составление планов,
конспектов.
Основными формами контроля являются текущий и промежуточный контроль знаний,
которые позволяют определить фактический уровень знаний, умений и навыков
обучающихся
по
истории;
установить
соответствие
этого
уровня
требованиям
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного)
образования.
Текущий контроль знаний осуществляется через опросы, коллективные беседы,
контрольные работы, практические работы, самостоятельную работу по карточкам.
Промежуточный
контроль
знаний
–
контроль
результативности
обучения
учащегося, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего
2
контроля. Он проводится в соответствии с установленным годовым календарным
учебным графиком.
Одна из основных задач программы состоит в том, чтобы предоставить учащимся
возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в
повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать
познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся,
умение самостоятельно добывать знания.
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
- состав и свойства химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной
жизни;
- состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека;
- средства гигиены, препараты бытовой химии;
- наиболее используемые в домашней аптечке лекарства;
- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами,
препаратами бытовой химии, проводить простейший эксперимент по домашней
химчистке;
- классификацию удобрений, их химический состав и свойства, экологические и
медицинские проблемы, связанные с их применением;
- проводить химический эксперимент по определению минеральных удобрений и
обнаружению нитратов в продуктах питания;
- состав, строение, области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей,
минералов и полимеров, применять эти вещества по назначению, соблюдая правила
безопасного обращения с ними;
- глобальные экологические проблемы, виды химического загрязнения окружающей
среды, способах борьбы с ними, о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;
- оценивать современные способы от вредных веществ, пропагандировать идеи и приемы
рационального природопользования;
-- состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека;
- соблюдать нормы сбалансированного здорового питания;
-осознавать необходимость заботы о своём здоровье и вырабатывать формы поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на
производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников;
-
понимания
взаимосвязи
учебного
предмета
с
особенностями
профессий
и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Данная программа реализуется в течение 2-х лет. Рабочая программа рассчитана на 105 часов,
в том числе:
- в 10 классе – 70 часов (2 ч. – в неделю);
- в 11 классе – 35 часов (1 ч. – в неделю).
4
Содержание учебного курса
10 класс (70 часов)
Введение (1 час) Значение химических знаний в жизни человека.
Раздел 1. Химические вещества в повседневной жизни человека (24 часа)
Вода в природе и на производстве. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в
организме человека, ее значение. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы
чистой воды. Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях.
Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой
баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка. Использование
хлорида натрия в химической промышленности.
Спички.
Пирофоры.
История
изобретения
спичек.
Красный
и
белый
фосфор.
Окислительно-восстановительные
процессы,
протекающие
при
зажигании
спички .Спичечное производство в России.
Бумага. История изготовления бумаги. От пергамента и шелковых книг до наших дней.
Химический состав бумаги. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты.
Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты.
Химический состав и виды акварельных красок.
Стекло. История стеклоделия. Получение оконного стекла. Различные виды стекол.
Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Раздел 2. Химия, здоровье и гигиена (15 часов )
Химические элементы в организме человека. Макроэлементы. Сложные вещества. Вода.
Биологическая активность микроэлементов.
Химия и медицина. Лекарства и яды в древности. Антидоты Хлорная известь и фенол –
первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка ( йод и йодная настойка, перекись
водорода, нашатырный спирт, борная кислота и др. вещества). Вредные вещества в
нашем доме и их источники. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье
(курение, употребление алкоголя, наркомания).
Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие
средства. Аэрозоли и дезодоранты.
Препараты бытовой химии. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами.
Техника выведения пятен. Пятновыводители.
Раздел 3. Химия в сельском хозяйстве (12 часов )
Состав и свойства почвы. Улучшение структуры почв химическими препаратами. Почва.
Ионообменные процессы в почве. Известкование почв.
Удобрения и их классификация. Минеральные и органические удобрения. Важнейшие
азотные, калийные и фосфорные удобрения. Микроэлементы.
Химические
средства
защиты
растений.
Гербициды,
инсектициды,
фунгициды.
Дефолианты.
Практическая работа
Определение количества нитратов в овощах.
Защита окружающей среды от химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве.
Рациональное природопользование.
Раздел 4. Химические вещества – строительные материалы (18 часов )
5
Связующие материалы. Известь. Глина. Песок. Цементы. Бетоны. Строительные
растворы.
Строительные материалы. Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Состав,
использование.
Гипсокартон.
Древесина
–
уникальный
строительный
материал
Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений.
Стекло. История стеклоделия. Состав и виды стекла. Стекольные строительные
материалы.
Современные строительные материалы в архитектуре городов. Использование природных
материалов в архитектуре городов. Подбор оптимальных строительных материалов в
практической деятельности человека.
Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии.
11 класс (35 часов)
Введение (1 час) Значение химических знаний в жизни человека.
Раздел 1. Химия пищи (12 часов)
Пища как источник жизненно важных веществ. Обмен веществ. Основы
правильного питания. Пищевой рацион. Сбалансированное питание. Неорганические
вещества пищи. Соли. Минеральные вещества. Органические вещества пищи. Белки,
жиры, углеводы. Витамины, их влияние на организм. Работы Н.Н. Лунина и И.И.
Бессонова. Ферменты. Классификация пищевых добавок, их свойства, применение.
Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.
Практическая работа Изучение состава различных пищевых продуктов.
Консервирование пищевых продуктов.
Практическая работа Расшифровка кодов на этикетках продуктов питания.
Раздел 2. Препараты бытовой химии в нашем доме (10 часов)
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Чистящие и моющие средства. Техника
безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Растворы и
растворители, состав и практическое использование. Полярные и неполярные
растворители в химической промышленности и быту. Состав и практическое
использование. Краски, лаки, состав и использование в домашнем ремонте. Выведение
пятен с одежды в домашних условиях. Меры предосторожности в работе с огнеопасными
веществами.
6
Минералы. Мел. Гипс. Известняк. Состав, свойства Полезные советы по практическому
применению.
Полимеры и волокнистые материалы. Полиэтилен. Оргстекло. Пенопласт. Лавсан.
Капрон. Нитрон. Хлорин.
Отравления препаратами бытовой химии, оказание первой медицинской помощи.
Раздел 3. Химия и окружающая среда (12 часов)
Основные понятия экологии. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем.
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.
Характер воздействия вредных веществ на человека. Понятие о ПДК (предельно
допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах.
Современные способы очистки вредных выбросов в атмосферу. Очистка сточных вод
(физическая, химическая, биологическая). Способы очистки питьевой воды. Проблемы
городских и промышленных свалок. Пути решения.
Круговорот химических элементов в биосфере. Нефть. Уголь. Экологические проблемы,
связанные с переработкой и использованием полезных ископаемых.
Учебно-тематическое планирование по
курсу Химия в повседневной жизни
с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7
10 класс (ОЗФО)
(2 часа в неделю, 2 часа – аудиторная нагрузка, 0 час – самостоятельная работа)
№
Содержание
Кол-во
часов
аудит.
Сам.р
1
Введение. Значение химических знаний в жизни
человека
1
1
0
2
Раздел
1. Химические вещества в повседневной
жизни человека
24
24
0
3
Раздел 2 2. Химия, здоровье и гигиена
15
15
0
4
Раздел 3. Химия в сельском хозяйстве
12
12
0
5
Раздел
4. Химические вещества – строительные
материалы
18
18
0
Итого:
70
70
0
Учебно-тематическое планирование по
курсу Химия в повседневной жизни
с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
11 класс (ОЗФО)
8
(1 час в неделю, 1 часа – аудиторная нагрузка, 0 час – самостоятельная работа)
№
Содержание
Кол-во
часов
аудит.
Сам.р
1
Введение. Значение химических знаний в жизни
человека
1
1
0
2
Раздел 1. Химия пищи
12
12
0
3
Раздел 2. Препараты бытовой химии в нашем доме
10
10
0
4
Раздел 3. Химия и окружающая среда
12
12
0
Итого:
35
35
0
Календарно-тематическое планирование
курса Химия в повседневной жизни
2019-2020 учебный год
10 класс
(очно-заочная форма обучения)
9
№
Тема
д/з
Кол-во
часов
дата
10
1
Введение. Значение химических знаний в жизни
человека
1
Раздел1. Химические вещества в повседневной жизни человека (24ч.)
2
Вода в природе и на производстве. Круговорот
воды.
1
3
Вода в организме человека, ее значение
1
4
Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы
чистой воды
1
5
Жесткость воды и способы ее устранения в
домашних условиях
1
6
Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене
веществ человека и животных
1
7
Солевой баланс в организме человека
1
8
Получение поваренной соли и ее очистка
1
9
Использование хлорида натрия в химической
промышленности
1
10
Пирофоры. История изобретения спичек.
1
1
1
Красный и белый фосфор
1
1
2
Окислительно-восстановительные процессы,
протекающие при зажигании спички
1
1
3
Бумага. История изготовления бумаги
1
1
4
Химический состав бумаги. Целлюлоза.
Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты
1
1
5
Виды бумаги и их практическое использование
1
1
6
Карандаши и акварельные краски
1
1
7
Графит
1
1
8
Состав цветных карандашей. Пигменты
1
1
9
Химический состав и виды акварельных красок
1
2
0
Стекло. История стеклоделия
1
2
1
Получение оконного стекла.
1
2
2
Различные виды стекол
1
2
3
Керамика. Виды и химический состав глин
1
2
4
Разновидности керамических материалов
1
2
5
Контрольная работа Химические вещества в
повседневной жизни человека
1
Раздел 2. Химия, здоровье и гигиена
15
2
6
Химические элементы в организме человека. Макро
и микроэлементы
1
11
2
7
Сложные вещества в организме человека. Вода
1
2
8
Биологическая активность микроэлементов
1
2
9
Лекарства и яды в древности. Антидоты
1
3
0
Хлорная известь и фенол – первые средства
дезинфекции
1
3
1
Домашняя аптечка
1
3
2
Вредные вещества в нашем доме и их источники
1
3
3
Вредные привычки и факторы, разрушающие
здоровье ( курение, употребление алкоголя,
наркомания)
1
3
4
Химические средства гигиены. Средства ухода за
зубами
1
3
5
Итоговая контрольная работа за первое
полугодие
1
3
6
Мыла и синтетические моющие средства
1
3
7
Аэрозоли и дезодоранты
1
3
8
Препараты бытовой химии. Удаление загрязнений с
одежды бытовыми средствами
1
3
9
Техника выведения пятен. Пятновыводители
1
4
0
Обобщение темы Химия, здоровье и гигиена
1
Раздел 3. Химия в сельском хозяйстве
12
4
1
Состав и свойства почвы
1
4
2
Ионообменные процессы в почве
1
4
3
Улучшение структуры почв химическими
препаратами
1
4
4
Минеральные удобрения
1
4
5
Органические удобрения
1
4
6
Микроэлементы
1
4
7
Химические средства защиты растений
1
4
8
Химические средства защиты растений
1
4
9
Практическая работа Определение количества
нитратов в овощах
1
5
0
Защита окружающей среды от химических веществ,
применяемых в сельском хозяйстве
1
5
Рациональное природопользование
1
12
1
5
2
Обобщение темы Химия в сельском хозяйстве
1
Раздел 4. Химические вещества – строительные
материалы
18
5
3
Связующие материалы. Известь. Глина. Песок
1
5
4
Цементы
1
5
5
Бетоны
1
5
5
Строительные растворы
1
5
7
Красный глиняный кирпич
1
5
8
Силикатный кирпич
1
5
9
Гипсокартон
1
6
0
Древесина
1
6
1
Строительные материалы и их использование при
ремонте жилых помещений
1
6
2
Состав и виды стекла
1
6
3
Стекольные строительные материалы
1
6
4
Современные
строительные
материалы
в
архитектуре городов
1
6
5
Использование природных минералов в архитектуре
городов
1
6
6
Подбор оптимальных строительных материалов в
практической деятельности человека
1
6
7
Обобщение
темы
Химические
вещества
–
строительные материалы
1
6
8
Правила безопасной работы с едкими, горючими и
токсичными
веществами,
средствами
бытовой
химии
1
6
9
Итоговая контрольная работа за второе полугодие
1
7
0
Обобщение курса Химия в повседневной жизни
1
Итого:
70
13
Календарно-тематическое планирование
курса Химия в повседневной жизни
2019-2020 учебный год
11 класс
(очно-заочная форма обучения)
1 час в неделю, всего 35 часов
№ п/
п
Тема
Д/З
Кол-во час
Дата
провед.
Ауд.
Сам.р
1
Введение. Значение химических знаний в
жизни человека
1
0
Раздел 1. Химия пищи
12
0
2
Пища как источник жизненно важных
веществ. Обмен веществ
1
0
3
Неорганические вещества пищи. Соли,
минеральные вещества
1
0
4
Органические вещества пищи. Белки
1
0
14
5
Жиры. Углеводы
1
0
6
Витамины, их влияние на организм
человека. Ферменты
1
0
7
Классификация пищевых добавок, их
свойства и применение
1
0
8
Практическая работа Изучение состава
различных продуктов питания
1
0
9
Качество пищи и сроки хранения
пищевых продуктов
1
0
10
Консервирование пищевых продуктов
1
1
11
Практическая работа Расшифровка
кодов на этикетках продуктов питания
1
0
12
Обобщение темы Химия пищи
1
0
Раздел 2. Препараты бытовой химии в
нашем доме
10
0
13
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме.
Чистящие и моющие средства
1
0
14
Техника безопасности хранения и
использования препаратов бытовой
химии
1
0
15
Растворы и растворители, состав и
практическое использование
1
0
16
Полярные и неполярные растворители в
химической промышленности и быту
1
0
17
Краски, лаки в домашнем ремонте
1
0
18
Итоговая контрольная работа за I
полугодие
1
0
19
Выведение пятен с одежды в домашних
условиях
1
0
20
Минералы: мел, гипс, известняк. Состав,
свойства
1
0
21
Полимеры и волокнистые материалы
1
0
22
Отравления препаратами бытовой химии
1
0
Раздел 3. Химия и окружающая среда
12
0
23
Основные понятия экологии. Человек и
биосфера
1
0
24
Уровни экологических проблем
1
0
25
Антропогенные источники загрязнения
окружающей среды
1
0
26
Характер воздействия вредных веществ
на человека
1
0
27
Понятие о ПДК вредных веществ в
атмосфере, воде, пищевых продуктах
1
0
28
Современные способы очистки выбросов
15
в атмосферу
1
0
29
Очистка сточных вод (физическая,
химическая, биологическая )
1
0
30
Способы очистки питьевой воды
1
0
31
Проблема городских и промышленных
свалок. Пути решения
1
0
32
Круговорот химических элементов в
биосфере
1
0
33
Нефть, уголь и экологические проблемы
1
0
34
Обобщение темы Химия и окружающая
среда
1
0
35
Итоговая контрольная работа за год
1
0
Итого:
35
0
Литература для учителя:
1.
Артюнин А.М. Краткий справочник по удобрениям. – М.: Колос, 1990.
2.
Балуева Г.А. Все мы дома химики. – М.: Химия, 2005.
3.
Беллин В.Ф. Ваш огород. – М.: Изд-во «Большая российская
энциклопедия», 1998.
4.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 2007.
5.
Гроссе Э. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985.
6.
Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 2000.
7.
Шепелёва А.М. Ремонт квартиры своими руками. – М.: Московский
рабочий, 1979.
8.
Полезная химия. Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – М.: Дрофа, 2005.
16
9.
С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни». –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Литература для учащихся:
1.
Девяткин В.В. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К:
Академия холдинг, 2000.
2.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 2009.
3.
Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. – Л.: Наука, 1982.
4.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1996.
5.
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 2003.
17
18