Напоминание

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям в работе с детьми с ОНР в домашних условиях.


Автор: Малькова Наталья Владиславовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга «Консультативно-практический центр для детей с нарушением интеллектуального развития»
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации учителя-логопеда родителям в работе с детьми с ОНР в домашних условиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Причины речевых нарушений.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у

детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также

условия окружающей среды.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1.

Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению

развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении

развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой

патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и

эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.

2.

Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к

внутричерепным кровоизлияниям.

3.

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от

времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые

нарушения различного рода. Особенно пагубными для развития речи

являются частые вирусные инфекции, менинго-энцефалиты, ранние

желудочно-кишечные расстройства.

4.

Травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.

Наследственные факторы.

6.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к

микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям

эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств

являются критические периоды развития речи:

Первый критический период (1-2 год жизни): формируются предпосылки

развития речи и начинается речевое развитие, складываются основы

поведения и движущей ее силой становится общение. Критическим считается

возраст 14-18 месяцев.

Второй критический период (3 года): интенсивно развивается связная речь,

происходит переход от ситуативной речи к контекстной. В этом возрасте

чаще наблюдается упрямство, негативизм, заикание, мутизм.

Третий критический период (6-7 лет): начало развития письменной речи. При

предъявлении завышенных требований могут возникнуть «срывы» нервной

деятельности с возникновением заикания.

Профилактика нарушений речи у

детей.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него

правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными

трудностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания

произношения звуков и слов взрослыми, правильно произносить

большинство звуков он не умеет. Это так называемый период возрастного

косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное

произношение звуков у ребенка, тем быстрее оно формируется и

нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение

недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно

закрепиться и превратится в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и

взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-

волевой сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим

дисциплинам.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их

появления, логопед производит систематическую работу по формированию

правильного произношения у детей или, как ее еще называют,

пропедевтическую работу.

Советы учителя-логопеда

Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря

уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь,

задерживает

развитие

движений

артикуляционного

аппарата.

Поэтому

обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с

корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.

Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки

в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно

больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы

утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы,

шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку

лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже

родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык

будет все понятнее не только маме.

В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка

наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать

слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц

просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки,

получится отличная тренировка для руки.

Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда

малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен

правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто

спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в

школу или в детский сад в лучшем случае.

У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда

они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого

чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте

произносились определенные звуки:

• 1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М

• 2,5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X

• З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц

• 4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ

• 5 лет - звуки: Л, Р

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и

вмешательства специалиста не избежать.

Среди основных нарушений речи выделяют:

- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р»,

замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба»,

вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);

- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только

произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;

- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и

фонематическое восприятие, и грамматика;

- бедный словарный запас;

- отсутствие связкой речи;

Основные рекомендации родителям:

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка,

не

«сюсюкайте».

Дети

вполне

способны

воспринимать

правильную

литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и

грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру

речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит

предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли

использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть

аграмматизмов.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос -

обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим

или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми

увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит.

Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко

слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на

текст

оригинала.

♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего

иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом.

Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую

нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не

раньше 4-х лет.

Помните,

что

любые

нарушения

в

произношении

звуков,

не

соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи,

исправлять которые бывает очень трудно.

И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

Значение семейного воспитания в развитии речи

детей

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов,

сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и

мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как

личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь

учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное

будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и

логически связанная речь - заслуги прежде всего семейного воспитания. И,

напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной

причиной речевых нарушений.

Устранить

такие

дефекты,

сформировать

и

закрепит

правильную

артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-

воспитатели дошкольных учреждений. И все-таки основную нагрузку в

обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется совсем немного – набраться

терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу.

При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

• Ребенок должен учиться, играя.

• Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший

результат при сочетании разных приемов обучения.

• Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной

мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

Для чего нужна артикуляционная

гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают

улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений,

третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного

звука.

Артикуляционная

гимнастика

упражнения

для

тренировки

органов

артикуляции

необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои

речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым

звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на

начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим

зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают

губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за

тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от

возраста и усидчивости ребёнка.

- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные

движения.

- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и

плавными, без подёргиваний.

- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение

языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат

вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой

специалиста-логопеда.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы

легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал,

превратите эту работу в весёлую игру.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’],

[Ц].

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на

нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.

Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются

только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «

чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка

должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы

слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка

через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный

выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в

нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы.

Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на

«горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться.

Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних

зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время

упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на

нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.

Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося

«пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу,

сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не

должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5

р.

5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху

вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не

прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе

вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала

глубокий вдох.

7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть

вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта,

подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на

нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с.

Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только

губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка

«чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик

языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не

двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху

вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не

прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить

потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не

должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя

челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-

быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала

присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не

двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий

плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык —

его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко

открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.



В раздел образования