Напоминание

Мастер-класс для педагогов "Логоритмические занятия для детей 4-6 лет "


Автор: Дмитриева Иванна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования по ритмике
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для педагогов "Логоритмические занятия для детей 4-6 лет "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

«Логоритмические занятия для

детей 4-6 лет»

Подготовила:

Дмитриева Иванна Валерьевна

ПДО по ритмике

2020г.

Слайд 2

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной

педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Цель

логоритмики

для

дошкольников преодолеть

проблемы речевого

развития,

а

также

сопутствующие

трудности,

связанные с неречевыми функциями психики.

При этом такие занятия не только помогают совершенствовать

речь,

но

и

способствуют

укреплению

мышечного

аппарата,

формированию правильной осанки, а также активному моторному и

сенсорному развитию ребенка. Речь тесно взаимосвязана с физической

активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивнее

протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь

является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов.

Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи,

которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа

речи и дыхания.

Актуальность

применения

упражнений

по

логоритмики. Практика

последних

лет,

ознаменованных

взрывом

популярности методик раннего развития, показывает, что развитие

центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет

«отвлекает» малыша от других необходимых нюансов психомоторного

развития

правого

полушария

мозга,

и

эти

потери

практически

невозможно восполнить в будущем. А с помощью логоритмических

занятий дома и на занятиях родители и педагоги помогают малышу

развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастными

особенностями. Логоритмические занятия направлены на всестороннее

развитие

ребёнка,

совершенствование

его

речи,

овладение

двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем

мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность

преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием

регулярных

логоритмических

занятий

в

организме

происходит

перестройка

различных

систем,

например,

сердечно-сосудистой,

дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Слайд 3

Логопедическая ритмика включает в себя:

ходьбу в разных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие

внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения;

упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы

— тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным

влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и

характер упражнений.

Слайд 4

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику,

настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров

ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его

концентрацию,

объем,

устойчивость,

распределение

и

память

(зрительную, слуховую, моторную); ритм. Такие занятия без сомнения

благоприятно влияют на различные отклонения в психофизической

сфере детей с нарушениями речи.

Слайд 5

Логоритмика включает в себя изучение нескольких больших и

важных блоков:

Слайд 6

1.Развитие неречевых процессов

Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения)

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за

счет четкой координации движений рук и ног. Дети, как правило,

неловки, особенно если они имеют речевые дефекты: ходьба их

неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами.

Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку

обязательно включаются в каждое занятие.

Слайд 7

2.Регуляция мышечного тонуса

Детей часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и

недостатки мелкой и общей моторики. Зачастую это проявляется в

плохой координации движений. Причина этого кроется в нарушении

тонуса мышц. Чаще всего дети излишне напряжены, резки в движениях,

суетливы. Реже, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, и

как

следствие,

вялость

общих

движений.

Для

коррекции

этих

недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать

свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп

мышц.

Слайд 8

3.Развитие внимания и памяти

Детей часто наблюдается недостаточная сформированность

моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти.

Поэтому

на

занятиях

по

логоритмике

обязательно

проводятся

упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти.

В результате выполнения специально подобранных упражнений у

дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на

различные

виды

раздражителей.

Дети

учатся

сосредотачиваться,

прилагая для этого определенные волевые усилия. Улучшается не

только устойчивость, но и переключаемость внимания – способность

переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех

параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается

память, как моторная, так и зрительная и слуховая.

Слайд 9

4.

Развитие чувства музыкального размера (метра)

Метр – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты

одинаковой

силы

появляются

через

определенные

(равные

или

неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям

дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т.

е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на

фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо

условный сигнал (например, поднять вверх руку). Сначала дети учатся

выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно

повторяющийся) акцент в музыке. Когда дети овладеют этим умением,

можно приступать к работе над самым сложным – переходным

акцентом.

Слайд 10

5.

Развитие чувства музыкального темпа

Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется

частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть

медленный, умеренный и быстрый.

Некоторых детей наблюдаются недостатки в восприятии ритма.

Выражается это в том, что они немузыкальны; с трудом заучивают

стихи; не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не

улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности

при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и

более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает

или переставляет местами его слоги, звуки.

Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение

длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические

единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

Слайд 11

6.

Игра на музыкальных инструментах

На

занятиях

часто

используются

детские

музыкальные

инструменты.

Благодаря

игре

с

музыкальными

игрушками

у

дошкольников

формируется

чувство

музыкального

ритма,

темпа,

улучшается

внимание,

музыкальный

слух,

совершенствуется

пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых

инструментах). Музицирование способствует развитию творческих

способностей.

Слайд 12

7.

Пальчиковые игры

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев

способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется

это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре

головного мозга человека находятся в непосредственной близости и

оказывают друг на друга непосредственное влияние. Поэтому, развивая

мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его

скорейшему

речевому

развитию.

Для

совершенствования

тонких

движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые

игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.

Слайд 13

8.

Подвижные игры

Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры

развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым

разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам,

учат ориентироваться в пространстве.

Слайд 14

9.

Развитие дыхания

Это один из первых и очень важных этапов. Цель дыхательных

упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального

дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед

педагогом

встает

задача

формирования

у

детей

сначала

физиологического (неречевого), а затем на его основе, речевого

дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего

автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом

дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по

продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого

глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в

момент которого и осуществляется речевой акт.

10.Интонационная выразительность речи

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств

звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы, такие как:

мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это

акцент).

Благодаря

интонации

мысль

приобретает

законченный

характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,

вплоть до изменения смысла на противоположный.

Слайд 15

11.Речь с движением

Позволяет

совершенствовать

общую

и

мелкую

моторику,

вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с

речью.

12.Мимика

Мимика - это движение мышц лица, которое выражает внутреннее

эмоциональное

состояние

человека.

Мимика

тесно

связана

с

артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные

эмоции. Мы способствуем развитию у него не только мимической, но и

артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц

губ и щек.

Слайд 16

Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под

ритмическую музыку или под счет.

Доступна. Доступность основывается на простых общеразвивающих

упражнениях, как речевых, так и не речевых.

Эффективна. Эффективность в ее разностороннем воздействии на

опорно-двигательный

аппарат,

артикуляционный

аппарат,

на

нервную, дыхательную системы.

Эмоциональна.

Эмоциональность

достигается

не

только

музыкальным сопровождением, но и элементами танца, подражанием

движению и пластике животных и птиц.

Слайд 17

По данной теме были проведены для родителей мастер-классы и

консультации.

Были

разработаны

буклеты,

которые

родители

с

интересом изучили дома. Так же 26 числа пройдет мастер-класс для

родителей «Ритмика в стихах. По мотивам стихотворений А. Барто»

Слайд 18, 19,20,21,22.

Очень актуально и эффективна игра в танце. Дети не замечая за игрой,

выучивают целую постановку. Результаты работы по данной теме

можно увидеть на мероприятиях, концертах, конкурсах.

А теперь приглашаю Вас на мастер-класс!

Приложение 1

ТЕКСТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В ГОСТИ К КОШКЕ

Разминка на полу, ноги вместе, носочки вытянуты.

Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки),

И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).

Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)

Чики – бирики, (2 хлопка над головой)

Чики – брик (достать руками до носочков).

Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево,

спинка выпрямляется)

Видим озеро глубокое (ноги складываем в “бабочку”).

Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в

стороны),

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)

Никому их не дают (садимся на колени).

Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)

А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая

рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте –

“выглядываем в “окошко”)

Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на

полу, одна нога вверх как хвостик)

и кошка (другая нога вверх)

Мы немножко погостим (принимаем и.п.)

И обратно побежим (стучим носочками по полу).

Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

ЧЁРНЫЙ КОТ

Вот идёт чёрный кот (марш на месте).

Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту).

Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах),

И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в

стороны, повороты головы вправо-влево).

ПЕТУХ

Шёл по берегу петух (марш),

Поскользнулся, в речку – бух! (присесть)

Будет знать теперь он впредь (грозим пальцем):

Надо под ноги смотреть (наклоны вперёд)!

ХОМЯЧОК

Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.) –

Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)

Спрятал зёрна за щекой (наклон вперёд),

И скорей к себе домой! (бег)

ЕНОТЫ

Два енота у реки (плие, наклоны головы)

Полоскали кушаки (наклон вперёд, махи руками),

Чистили манишки (выпрямление корпуса),

Гладили штанишки (плие по второй позиции, наклоны головы),

Мыли лапки (наклон), тёрли нос (выпрямление),

Опускали в речку хвост (гран плие по шестой позиции,

наклон вперёд),

Снова чистили манишки,

Снова гладили штанишки…

И такой круговорот (бег с высоким подниманием бедра)

У енотов круглый год (гран плие, круг руками)!

ЗАЙКА

Прыг, скок, прыг, скок (прыгаем по 6 позиции),

Скачет зайка у ворот (показываем заячьи ушки).

Я (руки к сердцу) его к себе возьму (руки в стороны),

И морковкой угощу (гладим живот по кругу).

УТОЧКА

Маленькая уточка (поднимаем руки вверх по очереди)

Хвостиком виляет (приседаем и виляем «хвостиком»),

Крылышки распустит вдруг (релеве с подниманием рук через стороны)

И в небо улетает (прыжки, руками изображаем взмах крыльями).

МЫШКИ

Вышли мышки как-то раз (марш)

Посмотреть, который час (наклон вперёд).

Раз, два, три, четыре (изображаем стрелки),

Мышки дёрнули за гири (гран плие) –

Раздался ужасный звон (наклоны в стороны) –

Разбежались мышки вон (бег на месте)!

После этого, дети разбегаются под музыку по залу, исполняя

танцевальный бег. С остановкой музыкального сопровождения, дети

должны занять свои места в линиях. (Аналогичное задание в

упражнении «У медведя» и «Рёвушка-коровушка»).

У МЕДВЕДЯ

У медведя во бору (марш)

Грибы, ягоды беру (приседаем и собираем).

А медведь не спит (повороты головы),

Всё на нас глядит (наклоны в стороны),

А потом как зарычит (поднимаем руки, через стороны)

И за нами побежит (топаем на месте).

РЁВУШКА - КОРОВУШКА

Что за вой, что за рёв? (Наклоны в стороны)

То ни стадо ли коров? (поднять плечи, руки развести в стороны

Это не коровушка (отрицаем)

Это наша Рёвушка (изображаем плачь)

Плачет, заливается (носки свернуть в завёрнутую I позицию),

Руками утирается (вытираем слёзы).

Положили Рёву спать (сложить руки под правое ухо),

Плачет Рёвушка опять (топаем ногами):

«Ой, не буду спать я (топ правой ногой),

Лучше буду бегать я!» (топ левой ногой).

«Шел король по лесу» (игра для детей 4–7 лет)

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося

стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

Спасибо за внимание! До новых встреч! Надеюсь, сегодняшний день

прошел для вас с пользой.



В раздел образования