Автор: Кречетова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: патриотическая беседа "Дети войны" с детьми ,посвященная памяти героям блокадного Ленинграда.
Раздел: дополнительное образование
ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД
Огромный героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой
Отечественной войны. 872 дня пытались германские захватчики сломить город. Более
двух лет они осаждали невинных, заставляя их умирать от голода и холода прямо на
улицах. Но ленинградцы не сдались. Они взяли себя в руки, они убирали тела
товарищей с улиц и хоронили их даже тогда, когда сил уже ни на что не оставалось;
они жгли свою мебель в печах для того, чтобы согреться холодными зимними ночами.
Они не только не сдались, но и оказали огромную помощь фронту. В результате
встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года
блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была
полностью снята
Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его
жителей. Он поставил своей армии задачу- уничтожить Ленинград, стереть его с лица
земли! Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование
бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более
1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия
белофиннов, «Голубая дивизия» из фашисткой Испании, легионеры Нидерландов,
Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские
войска превосходили наши в несколько раз.
Гитлер собирался с ходу стереть город с лица земли, но его военная машина
столкнулась с яростным сопротивлением ленинградцев. За период блокады по
Ленинграду было выпущено около
150 тысяч снарядов и
сброшено 102520
зажигательных
и
4655
фугасных
авиабомб.
Из
строя
было
выведено
840
промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий. За время блокады от
голода умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.
Чтобы не отдать город врагу, потребовались нечеловеческие усилия. В Ленинграде
была создана армия народного ополчения. В помощь советским воинам в Ленинграде
было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие,
студенты. На ближних подступах к Ленинграду создавалась система круговой
обороны, которая состояла из нескольких оборонительных поясов. Свыше 500 тысяч
жителей участвовали в строительстве оборонительных сооружений. В городе было
построено больше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых
точек, на улицах возвели 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.
Когда план по быстрому захвату города провалился, Гитлер решил бомбить город и
ослабить его путем блокады. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать по
продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные – по 125
граммов. Несмотря на столь скудное питание и непрекращающиеся бомбежки, город
стоял до конца. Рабочие за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи
танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили
225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин.
30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем
сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие
чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой
из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов,
сдадут его. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят
глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение
друг к другу.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях
блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой
одежды, многие
ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый
великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на
передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая
холод
и
снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял
такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не
могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и
рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались
от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга.
Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по
дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. «Никогда не забуду Зинаиду
Павловну Шатунину, заслуженную учительницу нашей Родины , — вспоминает одна
блокадница — было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в
отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости
требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: В какую ярость пришли бы
фашисты, увидев нашу
учительницу.
Своим примером она готовила нас
к
повседневному маленькому подвигу
–
в нечеловеческих условиях суметь
остаться уважающим себя человеком».
Блокада – страшное время, которое унесло жизни миллионов детей и взрослых, в
числе которых и Таня Савичева, описывающая в своём дневничке то, как уходили из
жизни её родственники.
В январе 1944 г. героическими усилиями советских войск блокада была снята.
Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и
измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с
городом, который по
своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом.
Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с
чем несравнимые потери, но не сдались.
Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены
блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих
гитлеровцев. На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч
ленинградцев -блокадников. Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но
они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага, они считали себя не
вправе отступить.
И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашей жизнью. Так
не забудем же и мы ихподвиг!