Автор: Елена Ивановна Пономарева
Должность: МБОУ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: го Шаховская
Наименование материала: Программа курса
Тема: «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе» 5-6 класс
Раздел: среднее образование
МБОУ «Шаховская СОШ №1»
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в основной школе»
5-6 класс
Составила: Пономарева Елена Ивановна
,
учитель русского языка и литературы
ГО Шаховская 2019
I. Пояснительная записка
Программа
«Основы
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности обучающихся в основной школе» разработана на основе
требований к структуре и результатам освоения ООП
в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования, преемственна по отношению к начальному
общему образованию и направлена на формирование у обучающихся
универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и
проектной деятельности.
Данная программа согласуется с программами
воспитания и социализации и профессиональной ориентации обучающихся
при получении общего образования.
Цель программы – способствовать становлению индивидуальной
образовательной
траектории
учащихся
через
включение
в
учебно-
исследовательскую и проектную деятельность в рамках урочной и внеурочной
деятельности. Для достижения этой цели при реализации данной программы
необходимо будет решить следующие задачи:
·
описать
специфику
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности на этапе основного образования;
·
построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной
деятельности в образовательную среду основной школы;
·
построить и описать технологию реализации данных видов
деятельности при получении основного общего образования;
·
описать
образовательные
результаты,
которые
могут
быть
получены в ходе реализации данных видов деятельности;
·
создать
систему
оценивания
результатов
образования
с
использованием
таких
видов
деятельности,
как
учебно-
исследовательская и проектная.
Учебно-исследовательская деятельность -
деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Особенностью
учебно-исследовательской
деятельности
является
«приращение»
в
компетенциях
обучающегося.
Ценность
учебно-
исследовательской работы определяется возможностью обучающихся
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся
научным исследованием.
Учебно-исследовательская
работа
учащихся
организуется
по
двум
направлениям:
·
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
·
внеурочная
учебно-исследовательская
деятельность
учащихся,
которая является логическим продолжением урочной деятельности:
учебно-исследовательская и реферативная работа,
интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Проектная
деятельность
учащихся
-
это
совместная
учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата деятельности.
Специфика
проектной
деятельности
обучающихся
в
значительной
степени связана
с
ориентацией на
получение
проектного
результата,
обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное
выражение.
Проектная
деятельность
обучающегося
рассматривается
с
нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как
работа
по
выполнению
проекта,
защита
проекта
как
иллюстрация
образовательного
достижения
обучающегося
и
ориентирована
на
формирование и
развитие
метапредметных
и личностных результатов
обучающихся.
Включение
учащихся
в
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности
самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные
особенности:
1)
цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Это означает, что такая деятельность направлена не только на повышение
компетенции подростков в предметной области определенных учебных
дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2)
учебно-исследовательская и проектная деятельности организованы
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей
и
т.д.
Строя
различного рода отношений в ходе
целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от
одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3)
организация исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в основной школе» содержит следующие разделы:
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения программы «Основы учебно-
исследовательской и проектной деятельности».
3.
Учебно-тематический план
4.
Содержание и основные направления учебно-исследовательской
и проектной деятельности при получении основного общего образования.
5
Методические рекомендации
6
Литература
1.
Планируемые результаты освоения программы «Основы учебно-
исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной
школе».
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой
образования
система
планируемых
результатов
строится
на
основе
уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития
большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой
подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся,
поощрять
их
продвижения,
выстраивать
индивидуальные
траектории
движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
В соответствии
с
рекомендациями
Примерной
основной
образовательной программы планируемые результаты освоения программы
«Основы
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности»
соответствуют основным этапам образовательной деятельности,
Планируемые результаты
Планируемые результаты
на конец 6 класса
на конец 9 класса
Выпускник
Выпускник
Выпускник
Выпускник
научится:
получит
научится:
получит
возможность
возможность
научиться:
научиться:
• составлять план
• получит
• планировать и
• самостоятельно
решения проблемы
представление о
выполнять учебное
задумывать,
(выполнения
противоречии,
исследование и
планировать и
проекта) совместно с
лежащем в основе
учебный проект,
выполнять учебное
учителем;
проблемы (с
используя
исследование,
• работая по
помощью учителя);
оборудование,
учебный и
составленному
• давать
модели, методы и
социальный проект
плану, использовать
самостоятельный
приёмы, адекватные
наряду с основными
ответ описания и
исследуемой
и дополнительные
анализа ситуаций
проблеме
средства
проблемного
(справочная
характера;
литература, учебное
• обозначать
оборудование);
проблему,
• самостоятельно
формулировать цель
предполагать, какая
и с помощью
информация нужна
учителя
для решения
формулировать
предметной учебной
план действий;
задачи, состоящей из
• выполнять учебное
нескольких шагов;
задание по плану,
• под руководством
предложенному
учителя составлять
учителем, используя
режим учебной
готовые модели,
работы с учетом
схемы, таблицы;
степени трудности
• моделировать
(представлять
способ действия в
виде схемы, модели,
выделяя
существенное и
главное)
• работать в опытно-
• использовать
• выбирать и
экспериментальном
методы,
использовать
и исследовательском
необходимые для
методы,
режиме под
выполнения
релевантные
контролем учителя;
конкретного
рассматриваемой
• использовать
задания,
проблеме
наиболее
предложенного
рациональные
учителем;
приемы работы,
• выбирать под
показанные
руководством
учителем
учителя подходящих
к рассмотрению
проблем, методов
• проникать в
• анализировать
• распознавать и
сущность
объекты с целью
ставить вопросы,
изучаемого явления;
выделения
ответы на которые
• анализировать
существенных
могут быть
объекты с целью
признаков,
получены путём
выделения
• формулировать
научного
существенных
вытекающие из
исследования;
признаков;
исследования
• отбирать
• формулировать
выводы;
адекватные методы
выводы из
• распознавать и
исследования;
исследований под
планировать свои
• формулировать
руководством
действия, методы
вытекающие из
учителя
исследования,
исследования
носящие
выводы
иллюстративный
характер
• анализировать,
• использовать
• использовать такие
• использовать
сравнивать,
математические
математические
такие
классифицировать
методы и приемы:
методы и приёмы,
математические
обобщать факты и
доказательство,
как абстракция и
методы и приёмы,
явления;
доказательство по
идеализация,
как перебор
• выявлять причины
аналогии,
доказательство,
логических
и следствия простых
исполнение
доказательство от
возможностей,
явлений.;
алгоритма
противного,
математическое
• использовать
доказательство по
моделирование
полученную
аналогии,
информацию в
опровержение,
проектной
контрпример,
деятельности под
индуктивные и
руководством
дедуктивные
учителя-
рассуждения,
консультанта;
построение и
• представлять
исполнение
информацию в виде
алгоритма
таблиц, схем,
опорного конспекта;
• находить
причинно-
следственные связи
явлений и событий;
• использовать
алгоритмы по
аналогии
• обнаруживать и
• проявлять
• использовать такие
• использовать
формулировать
инициативу при
естественно-
такие естественно-
учебную проблему
поиске способа
научные
методы и научные методы и
совместно с
решения задач;
приёмы,
как приёмы, как
учителем, выбирать
• использовать
наблюдение,
абстрагирование от
тему проекта с
такие естественно-
постановка
привходящих
помощью учителя;
научные методы и
проблемы,
факторов, проверка
• владеть основами
приемы, как
выдвижение
на совместимость с
разработки гипотезы
наблюдение,
«хорошей
другими известными
выдвижение
гипотезы»,
фактами;
гипотезы на
эксперимент,
• использовать
интуитивном
моделирование,
догадку, озарение,
уровне, опираясь на
использование
интуицию
свой жизненный
математических
опыт;
моделей,
•
осваивать
теоретическое
диалогические формы
обоснование,
обучения,
установление границ
отождествлять «Я»
применимости
личностных
модели/теории
представлений с
реальностью
• преобразовывать
• использовать
• использовать
• использовать
информацию из
метод сравнения;
некоторые методы
некоторые методы
одного вида в
• работать с
получения знаний,
получения знаний,
другой (таблицу в
различными
характерные для
характерные для
текст и пр.)
информационными
социальных и
социальных и
источниками под
исторических наук:
исторических наук:
руководством
постановка
анкетирование,
учителя;
проблемы, опросы,
моделирование,
• классифицировать,
описание,
поиск исторических
обобщать, делать
сравнительное
образцов;
анализ и синтез
историческое
• использовать
описание,
некоторые приёмы
объяснение,
художественного
использование
познания мира:
статистических
целостное
данных,
отображение мира,
интерпретация
образность,
фактов
художественный
вымысел,
органическое
единство общего
особенного
(типичного) и
единичного,
оригинальность
• передавать
• развивать умения
• ясно, логично и
содержание в
свободного речевого
точно излагать свою
сжатом, выборочном
высказывания с
точку зрения,
или развернутом
предварительной
использовать
виде;
подготовкой
языковые средства,
• при необходимости
адекватные
отстаивать свою
обсуждаемой
точку зрения,
проблеме
аргументируя ее;
• подтверждать
аргументы фактами;
• составлять связные
высказывания,
различные по типу
речи (повествование,
описание,
рассуждение)
• проводить
• видеть и
• целенаправленно и
наблюдения под
комментировать
осознанно развивать
руководством
связь научного
свои
учителя;
знания и
коммуникативные
• классифицировать
ценностных
способности,
явления по группам,
установок,
осваивать новые
свойствам
моральных
языковые средства
суждений при
получении,
распространении и
применении
научного знания
• в диалоге с
• отличать факты
• отличать факты от
•
осознавать свою
учителем
от суждений
суждений, мнений и
ответственность
совершенствовать
оценок, критически
за
достоверность
критерии оценки и
относиться к
полученных
знаний,
пользоваться ими в
суждениям,
за
качество
ходе оценки и
мнениям, оценкам,
выполненного
самооценки;
реконструировать их
проекта
• в ходе
основания
представления
проекта давать
оценку его
результатам;
• критично
относиться к
своему мнению и
корректировать
свою позицию
2.
Содержание и основные направления учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся в основной школе.
2.1.
Содержание
планируемых
результатов
освоения
программы
преемственно относительно начального общего образования и реализуется в
разных видах деятельности и в разных формах (урочной и внеурочных) на
всех этапах образовательной деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие,
так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
·
практически значимые цели и задачи исследовательской и
проектной деятельности;
·
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности:
анализ
актуальности
проводимого
исследования;
целеполагание,
формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов,
адекватных
поставленным
целям;
планирование,
определение
последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или
исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта
или
целями
исследования;
представление
результатов
в
соответствующем использованию виде;
·
компетенцию
в
выбранной
сфере
исследования,
творческую
активность,
собранность,
аккуратность,
целеустремленность,
высокую
мотивацию;
·
итогами проектной и исследовательской деятельности следует
считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное,
личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для
исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в
коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как
показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской
деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение конкретного
В ходе исследования организуется поиск в
запланированного
результата
- продукта,
какой-то
области,
формулируются
обладающего определенными свойствами, и
отдельные
характеристики
итогов работ.
который
необходим
для
конкретного Отрицательный
результат
есть
тоже
использования.
результат.
Реализацию
проектных работ
предваряет Логика построения
исследовательской
представление
о
будущем
проекте,
деятельности
включает
формулировку
планирование процесса создания продукта и
проблемы
исследования,
выдвижение
реализации этого плана. Результат проекта
гипотезы (для решения этой проблемы) и
должен быть точно соотнесен со всеми
последующую
экспериментальную
или
характеристиками, сформулированными в его
модельную
проверку
выдвинутых
замысле.
предположений.
2.2. Этапы учебно-исследовательской деятельности и возможные
направления работы с учащимися на каждом из них.
Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает
владения учащимися определенными умениями.
Этапы учебно-исследовательской
Ведущие умения учащихся
деятельности
1. Постановка проблемы, создание
Умение видеть проблему приравнивается к
проблемной
ситуации,
проблемной ситуации и понимается как
обеспечивающей
возникновение возникновение трудностей в решении проблемы
вопроса,
аргументирование при отсутствии необходимых знаний и средств;
актуальности проблемы
Умение ставить вопросы можно рассматривать
как вариант, компонент умения видеть проблему;
Умение выдвигать гипотезы - это
формулирование возможного варианта решения
проблемы, который проверяется в ходе проведения
исследования;
Умение структурировать тексты является
частью умения работать с текстом, которые
включают достаточно большой набор операций;
Умение давать определение понятиям – это
логическая операция, которая направлена на
раскрытие сущности понятия либо установление
значения термина.
2. Выдвижение гипотезы,
Для формулировки гипотезы необходимо
формулировка гипотезы и раскрытие
проведение предварительного анализа имеющейся
замысла исследования.
информации.
3. Планирование исследовательских
Выделение материала, который будет использован
(проектных) работ и выбор
в исследовании;
необходимого инструментария
Параметры (показатели) оценки, анализа
(количественные и качественные);
Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.
4. Поиск решения проблемы,
Умение наблюдать, умения и навыки проведения
проведение исследований
экспериментов; умение делать выводы и
(проектных работ) с поэтапным
умозаключения; организацию наблюдения,
контролем и коррекцией результатов
планирование и проведение простейших опытов
включают:
для нахождения необходимой информации и
проверки гипотез; использование разных
источников информации; обсуждение и оценку
полученных результатов и применение их к новым
ситуациям; умение делать выводы и заключения;
умение классифицировать.
5.Представление (изложение)
Умение структурировать материал; обсуждение,
результатов исследования или
объяснение, доказательство, защиту результатов,
продукта проектных работ, его
подготовку, планирование сообщения о
организация с целью соотнесения с
проведении исследования, его результатах и
гипотезой, оформление результатов
защите; оценку полученных результатов и их
деятельности как конечного
применение к новым ситуациям.
продукта, формулирование нового
знания включают.
2.3.Этапы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности в основной школе.
Для
формирования
в
основной
школе
проектирования
как
совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования
способности
подростков
к
осуществлению ответственного
выбора
необходимо выделить в образовательном пространстве лицея (учебного
блока) несколько подпространств – подготовки, опыта и демонстрации,
поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта,
эксперимента, так и в структуре индивидуального ответственного действия.
1 этап
Подготовка
Формулирование
замысла,
планирование
возможных действий
2 этап
Опыт
Проба осуществления замысла,
первичная
реализация.
3 этап
Демонстрация
Окончательная реализация замысла, своеобразный
отчет о связи задуманного и реализованного.
Оценка состоятельности своего замысла.
В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
1)
участие
в
проектировании
(исследовании):
активность
каждого
участника в соответствии с его возможностями; совместный характер
принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта;
умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять
последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
2)
выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее
применение для достижения поставленной цели;
3)
также могут оцениваться: корректность применяемых методов
исследования
и
методов
представления
результатов;
глубина
проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
эстетика оформления проекта (исследования).
Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной
школы проходит несколько стадий.
На
переходном
этапе
(5-6
классы)
в
учебной
деятельности
используется специальный тип задач - проектная задача.
Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор
заданий
целенаправленно
стимулируется
система
детских
действий,
направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике
ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой происходит
качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально
носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для
решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и
материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их
выполнения.
Педагогические эффекты от проектных задач:
·
задают
реальную
возможность
организации
взаимодействия
(сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими
самими задачам. Определяют место и время для наблюдения и
экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
·
учат (без явного указания на это) способу проектирования через
специально разработанные задания;
·
дают
возможность
посмотреть,
как
осуществляет
группа
детей
«перенос»
известных
им
предметных
способов
действий
в
квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально
скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших
подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:
·
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
·
целеполагать (ставить и удерживать цели);
·
планировать (составлять план своей деятельности);
·
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,
выделяя все существенное и главное);
·
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
·
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных
задач
являются
экспертные
карты
(оценка
процесса
решения)
и
экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных
«продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в
становлении
класса
(группы)
как
учебного
сообщества,
в
развитии
способностей детей ставить задачи, искать пути их решения.
На этапе
решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса
решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого
результата.
Итак, проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть
шаг к проектной
Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во
времени.
Структура проекта
1 Анализ ситуации,
• анализ ситуации, относительно которой
формулирование
появляется
необходимость
создать
новый
замысла, цели
продукт
(формулирование
идеи
проектирования);
• конкретизация проблемы
(формулирование
цели проектирования);
• выдвижение гипотез разрешения проблемы;
перевод проблемы в задачу (серию задач);
2
Выполнение
• планирование этапов выполнения проекта;
(реализация)
• обсуждение возможных средств решения
проекта
задач: подбор способов решения, проведения
исследования,
методов
исследования
(статистических,
экспериментальных,
наблюдений и пр.);
• собственно реализация проекта.
3 Подготовка
• обсуждение способов оформления конечных
итогового
результатов (презентаций, защиты, творческих
продукта
отчетов, просмотров и пр.);
•
сбор, систематизация и анализ полученных
результатов;
• подведение итогов, оформление результатов,
их презентация;
•
выводы,
выдвижение
новых
проблем
исследования.
К
этим
основным
этапам
проекта
существуют
дополнительные
характеристики, используемые при организации проектной деятельности
школьников.
Проект характеризуется:
·
ориентацией на получение конкретного результата;
·
предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в
разной степени детализации и конкретизации;
·
относительно
жесткой
регламентацией
срока
достижения
(предъявления) результата;
·
предварительным планированием действий по достижении результата;
·
программированием – планированием во времени с конкретизацией
результатов
отдельных
действий
(операций),
обеспечивающих
достижение общего результата проекта;
·
выполнением
действий и их одновременным мониторингом и
коррекцией;
·
получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с
исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.
Основные требования к использованию проектной формы
обучения:
1)
наличие задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения;
2)
практическая, теоретическая, социальная значимость
предполагаемых результатов;
3)
возможность самостоятельной (индивидуальной, парной,
групповой)
работы учащихся;
4)
структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов);
5)
использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки»,
«круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
-
обсуждение методов исследования (статистических,
экспериментальных, наблюдений и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6)
представление
результатов
выполненных
проектов
в
виде
материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа,
альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной
ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и
способностей
учащихся.
В
других
-
тематика
проектов,
особенно
предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и
самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.
К моменту завершения основного общего образования школьники
должны быть способны самостоятельно выполнить проект. Общая динамика
должна
заключаться в
уменьшении
численного
состава группы или
выделении внутри большого проекта отдельных подпроектов, выполняемых
меньшим числом участников и индивидуально. То же и относительно
динамики
изменения
управления
проектом:
от
внешнего,
открытого
управления к скрытому, консультативному.
2.4. Типология форм организации проектной деятельности.
2.4.1. Типология форм организации проектной деятельности (проектов)
в лицее может быть представлена по следующим основаниям:
•по
видам
проектов:
информационный
(поисковый),
исследовательский,
творческий,
социальный,
прикладной
(практико-
ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий
организационно-экономический механизм внедрения);
•по содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к
области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности
и пр.;
•по
количеству
участников:
индивидуальный,
парный,
малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный
(класс и более в рамках лицея), муниципальный, городской, всероссийский,
международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том
числе в Интернете). В состав участников проектной работы могут войти не
только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и
учителя;
• по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока
до вертикального многолетнего проекта;
• по дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и
технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и
дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация
потенциала личности и пр.
2.4.2. Виды монопроектов в учебной деятельности.
Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом
выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока.
Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким
обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений,
которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Заранее совместно планируется логика работы на каждом уроке и форма
представления
результата.
Часто
работа
над
такими
проектами
продолжается во внеурочное время (например, в рамках лицейского
научного общества учащихся).
Вид проекта
Стартовый
Опережающий
Рефлексивный
Итоговый
Цель
Обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся
Определение
Развитие
Отслеживание
Определение
основных
задач
навыков
усвоения понятий,
Целостного
и планирование
самостоятельной
способов
понимания и
их
решения.
учебной
действий,
законов
знания
Создание
деятельности.
и т.п.
изучаемого
«карты»
предметного
предмета.
содержания.
Место в УВП
В
начале В
рамках После изучения
В
конце
учебного года.
творческих
важной темы.
учебного года.
лабораторий
по
ходу
изучения
материала.
Назначение
Задает
Определенная
Сформированные
Подводятся
индивидуальну
часть
понятия, способы
итоги года
ю
предметного
действий,
по данному
траекторию
материала
открытые
законы предмету.
продвижения
выносится
на и т.п. переносятся
учащихся
в самостоятельную в
новую,
предметном
работу.
нестандартную
материале.
ситуацию
для
выявления
и
устранения
пробелов
в
учебном
материале.
Деятельность
Выбирают
-
ставят
перед -
осмысливают Осуществляют
учащихся
подход
к собой задачу,
учебный
проектную
изучению
- планируют,
материал,
деятельность в
предметного
- осуществляют,
-
пробуют полном
материала
с -
проводят использовать его в
объеме
как
учетом
контроль
и новой для себя
исследо-
индивидуальных
оценку на
всех
ситуации,
вательскую.
склонностей
и
этапах
- рефлексируют.
интересов.
выполнения
проекта.
Результат
Проект как план
Проект как отчет
Проект
как
Проект как
изучения
об
изученном результат
результат
предметного
самостоятельно
усвоения
важного усвоения
материала.
предметном
предметного
предметного
Фиксируется
в содержании.
материала.
содержания в
тетради
и
Навыки
Навыки
целом.
корректируется
самостоятельной
исследовательско
по
мере
учебной
й и творческой
исполнения.
деятельности.
деятельности.
Навыки
целеполагания и
планирования.
2.4.3. Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочные
время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных
предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные,
планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему,
значимую для всех участников проекта.
2.4.4. Социальные (практико-ориентированные) проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей
деятельности его участников с определением функций каждого из них,
четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь
особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений,
корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке
презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в
практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный
вид проектов может реализовываться в рамках внеучебной деятельности.
2.4.5. Индивидуальный проект.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет
индивидуальный проект, осуществляемый обучающимся в течение всего
учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта)
самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность
научиться планировать и работать по плану, выполнять работу в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению проекта.
Оценивание проекта осуществляется сначала руководителем
проекта (пишется рецензия на проект), затем членами комиссии на
основе
критериального
подхода.
Прежде
всего,
оценивается
сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе
осуществления
ими
проектной
деятельности
по
определенным
критериям:
1)
решение проблем;
2)
работа с информацией;
3)
коммуникация.
Определяются
уровни
сформированности
навыков
проектной
деятельности
и
фиксируются
в
протоколе
результатов
проектной
деятельности.
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Уровни
Базовый
Повышенный
баллы
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
I. Решение проблем
1.Постановка проблемы
Понимает проблему, но не
Называет
Объясняет выбор
Самостоятельно
называет
проблему, с помощью
проблемы
формулирует проблему
учителя фомулирует
2.Целеполагание
Называет цель, но
Понимает цель, но
Ставит цель
Ставит цель и задачи
формулирует цель и
формулирует цель и
самостоятельно
самостоятельно
задачи вместе с учителем
задачи с помощью
учителя
3.Планирование
Определил
Рассказал о работе над
Самостоятельно определил
Характеристика самим
последовательность
проектом
последовательность
учащимся собственной
действий с помощью…
действий. Показал
деятельности («история
взаимосвязь своих
моих открытий»)
действий
4.Оценка продукта
Описал готовый продукт
Аргументировал
Сравнил полученный
Рассказал, как будет
отношение к продукту
продукт с ожидаемым
использовать продукт
5.Оценка работы
Высказал впечатление от
Назвал трудности в
Назвал слабые стороны
Назвал сильные стороны
работы
работе
работы
работы критическая
оценка самим учащимся
работы и полученных
результатов.
Количество баллов: ______________
II. Работа с информацией
1. Поиск информации
Получил информацию от:
Получил информацию
Нашел источники
Использует
(степень
учителя, родителей.
из дополнительного
самостоятельно
разнообразные
самостоятельности)
источника.
источники
2. .Работа с информацией
Задает вопросы при
Задает вопросы по ходу
Называет пробелы в
Работает с информацией
планировании
работы
информации по вопросу
самостоятельно
3. Количество источников
Использовал 1 источник
Зафиксировал объем
Зафиксировал объем
Зафиксировал объем
информации
информации
информации -1
информации -несколько
информации -несколько
источник
источников
источникови интернет
ресурсы
4.Обработка информации
Изложил информацию
Изложил информацию
Сделал вывод и привел
Интерпретировал
(воспроизвел аргументы и
и привел пример
аргумент
информацию в контексте
выводы)
подтверждающий
проекта или предложил
вывод
свою идею в случае
несовпадения в
сведениях
Количество баллов: ______________
III. Коммуникация
1. Письменная
Полнота работы:
грамотность по теме
Эстетичность оформления
использование рисунков,
коммуникация
соответствие требованиям
изложения и в
схем, графиков, моделей
оформления работы,
соответствии с планом
и других
соответствие плану
дополнительных средств
наглядной презентации
2. Устная коммуникация
Речь соответствует норме,
Речь соответствует
Рассказ с опорой на план,
Аргументированное,
обращается к тексту
норме, выстраивает
использует наглядность
четкое, логичное
(читает текст)
ответ с опорой на план
для доказательства
изложение без опоры на
(подтверждеия)
текст или план, с
использованием
наглядности для
доказательства
(подтверждения)
3. Анализ своей
Умение отвечать на
Умение анализировать
аргументация собственной
умение активно
деятельности ,умение
поставленные вопросы по
вопросы по теме проета
точки зрения, развитие
участвовать в дискуссии:
отвечать на вопросы
теме проета,
темы обсуждения,
выслушивание и
поставленные со стороны
оформление выводов
понимание чужой точки
других учащихся, учителя,
зрения, поддерживание
других членов комиссии
диалога уточняющими
фактами
Количество баллов: ______________
Общее количество баллов за проект___________________________
Протокол
результатов проектной деятельности
ученика(цы)_________________________________ , ____ класса
дата:_________________
Уровни
Базовый
Повышенный
баллы
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
I. Решение проблем
1. Постановка проблемы
2. Целеполагание
3. Планирование
4. Оценка продукта
5. Оценка работы
Количество баллов: ______________
II. Работа с информацией
1. Поиск информации (степень
самостоятельности)
2. Работа с информацией
3. Количество источников информации
4.Обработка информации
Количество баллов: ______________
III. Коммуникация
1. Письменная коммуникация
2.Устная коммуникация
3. Анализ своей деятельности, умение
отвечать на вопросы
Количество баллов: ______________
Общее количество баллов за проект___________________________
Члены комиссии:
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы
является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися.
Особое место занимает самооценивание (дневник самоконтроля выполнения
индивидуального итогового проекта), цель которого - осмысление учащимся
собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание
собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их
разрешению.
2.6. Формы представления результатов проектной деятельности:
·
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
·
постеры, презентации;
·
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
·
реконструкции событий;
·
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
·
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
·
документальные фильмы, мультфильмы;
·
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
·
сценарии мероприятий;
·
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения
конференций, семинаров и круглых столов.
2.6. Формы организации учебно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся может
проводиться по различным направлениям:
•
исследовательское;
•
инженерное;
•
прикладное;
•
информационное;
•
социальное;
•
игровое;
•
творческое.
Специфика
учебно-исследовательской
деятельности
определяет
многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и
внеурочных
занятий
учебно-исследовательская
деятельность
может
приобретать разные формы.
Итоги
учебно-исследовательской
деятельности
могут
быть
представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам
исследований,
проводимых
в
рамках
исследовательских
экспедиций,
обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным
областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
3.3. Оценивание учебно-исследовательской и проектной деятельности
школьников.
Для оценивания исследовательской и проектной деятельности лицей
использует
технологию
оценки
учебных
достижений
на
основе
критериального
подхода.
Необходимо
наличие
ясной
и
простой
критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и
индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или
исследования) каждого участника. Результаты и продукты проектной или
исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и
признание
достижений
в
форме
общественной
конкурсной
защиты,
проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах
Интернета для обсуждения.
II
Таким образом,
1. Программа курса рассчитана на 17 часов в год в каждом классе. Итого 34
часа, по 0,5 часа в неделю.
Цель курса:
Создание условий для формирования творческой личности, обладающей
навыками исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
обучение
учащихся
основным
алгоритмам
проектно-
исследовательской
деятельности;
формирование научного мировоззрения учащихся;
развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить,
приобретать и применять знания;
- формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями;
организация сотрудничества: «учитель –ученик», «ученик –ученик», «ученик -
социум».
Планируемые результаты:
В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:
разрабатывать план и программу исследования;
осуществлять подбор информации из различных источников по выбранной
теме исследования;
обрабатывать и систематизировать полученные результаты, определять их
достоверность;
планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
вести дневник работы над проектом;
оформлять исследовательскую и проектную работу;
организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в
малой группе)
Основные формы работы:
парная
групповая
индивидуальная
Приемы обучения
групповая дискуссия
анализ конкретных ситуаций
практикум
ролевые игры
выполнение проекта
дневник работы над проектом
отчет и защита
Виды итоговой отчетности
презентация
защита проекта
проектный продукт
участие в конференциях и конкурсах.
2.Учебно-тематический план
№
п/
п
Наименование
темы
Всег
о
часов
В том числе
Форма
контроля
лекци
и
практическа
я часть
семина
р
1
Введение
1
1
2
Учимся
проектировать.
Практикум.
1
3
Учимся
выявлять
проблемы.
Выбор
темы
мини-проекта.
1
4
Учимся
ставить цели и
определять
задачи.
1
5-
6
Мой
интеллект.
Учимся
планировать
2
7-
8
Методы
исследования
2
9-
12
Творчество как
составной
элемент
исследования.
Работа с мини-
проектами
4
13
-
16
Проектный
продукт:
оформление
и
защита.
4
Защита
проекта
(презентация
)
17
Способность
управлять
собой. Учимся
рефлексироват
ь
1
3. Содержание учебного предмета, курса.
1. Введение (1 урок)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура
проекта. Типология проектов.
2.Учимся проектировать. Практикум. (1 урок)
Ассоциации слова «проект». Групповая работа для нахождения ассоциаций к
словам
«исследование»,
«творчество»,
«информация»,
«презентация»;
выполнение заданий на установление ассоциативных переходов между
понятиями «проект» и «счастье»; «гипотеза» и «весна»;
3.Учимся выявлять проблемы. Выбор темы мини-проекта.(1 урок)
Работа в группах над мини-проектом. Проблемное поле проекта. Выбор темы
мини-проекта. Определение проблемы.
4.Учимся ставить цели и определять задачи. (1 урок)
«Лестница успеха». Заполнение листа «Программа успешного выполнения
проекта «6 шагов». Выполнение заданий для отработки умений ставить цель и
определять задачи.
5.Мой интеллект. Учимся планировать. (2 урока)
Выполнение заданий на формирование умений планировать свою деятельность.
Анкетирование для выявления типа интеллекта. Выполнение упражнений на
развитие творческого мышления. Групповая работа над разработкой плана
внеклассного мероприятия.
6. Методы исследования. (2 урока)
Понятие «методы исследования». Особенности исследований в области
гуманитарных наук. Анкетирование - один из методов исследования.
7. Творчество как составной элемент исследования. Работа с мини-проектами.(4
урока)
Разработка и реализация мини-проекта.
8. Проектный продукт: оформление и защита. (4 урока)
Виды проектного продукта. Формы защиты проектного продукта.
9. Способность управлять собой. Учимся рефлексировать. (1 урок)
Выполнение заданий, формирующих умение управлять своим поведением и
деятельностью через рефлексию и анализ своих поступков и отношений.
Упражнения «Внутренний луч», «Шесть «Я», «Подводные камни» проекта.
Анкетирование.
4. Методические рекомендации
Требования к оформлению презентации
Презентация состоит из 10-15 слайдов.
Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial),
соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо
друг с другом, размер шрифта – не менее 22.
Слайды презентации не должны быть перегружены информацией, анимация не
применяется, фон максимально соответствующий теме и не отвлекающий
внимания.
Размер презентации не должен превышать 50 МБ (все изображения необходимо
сжать до необходимых размеров).
Критерии оценки работы
Наличие презентации, соответствующей заданию (это не фото, не работа
учащегося и т.д.).
Соответствие содержания презентации одному из жанров, определенных на
слайде 2.
Структура презентации, выстроенная в проектном ключе (актуальность, цели и
задачи, методы, результаты).
Качество исполнения презентации (графические материалы, фото, компоновка
слайдов, минимизация занимаемого объема памяти и др.).
5. Литература
Для учителя
1.Жураковская В. М., Симоненко В. Д. Десять творческих проектов для
учащихся VII - IX классов. -Брянск: БГПУ, 1997.
2.Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности // Народное образование, 2000.
3.Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, № 4.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы
повышения квалификации педагогических кадров. - М.: «Академия», 1999.
5. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки
конструкционных материалов / Л. М. Иляева, В. Д. Симоненко, Н. П.
Шипицын. - Брянск: БГПУ, 1995.
6. Творческие проекты учащихся V - IX классов / Под ред. В. Д. Симоненко. -
Брянск: БГПУ, 1996.