Напоминание

Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию


Автор: Бирюкова Евгения Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: пгт Мари-Турек Республики Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е. Б. Бирюкова

Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе

группы в рамках кружка по дополнительному образованию

Методическая разработка

Мари-Турек

Содержание

Введение ........................................................................................... 3

Календарно-тематическое планирование

....................................... 6

Заключение ...................................................................................... 15

Библиографический список .......................................................... .16

Аннотация

В методической разработке представлена программа кружка по обучению

грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками

основной образовательной деятельности. Акцент ставится на

совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-

буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей

формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную

характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».

Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям,

работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно

использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями

в развитии.

2

Введение

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха, произносительной

стороны речи, что служит основой овладения

навыками звуко-буквенного анализа.

А.Р. Лурия

Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор

образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников,

итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная

перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к

школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень,

поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей,

учителей, но и родителей. Задача педагогов ДОО и родителей состоит в том,

чтобы обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволит ему

быть успешным при обучении в школе, стимулирует его.

К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная

готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому

каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.

Поэтому занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении — это

начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и

слуха, звуко-буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению

и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе

у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать

качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение»,

«предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что

обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

Цель

методической разработки – подготовка дошкольников к обучению

грамоте, то есть – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих

предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и

письму в школе.

Основные направления методической разработки:

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.

-Формирование и совершенствование речевого слуха.

- Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов.

- Формирование буквенного гнозиса.

- Развитие мелкой моторики и графических навыков.

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.

- Формирование интереса к чтению.

- Развитие психических процессов.

Задачи методической разработки:

3

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Обучение звуко-буквенному анализу:

а. развитие умения последовательно вычленять звуки, буквы в слогах;

б. знакомство с гласными и согласными звуками;

в. учить соотносить звук с буквой;

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение.

8. Развитие внимания, мышления, памяти.

9. Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её

самостоятельно.

10. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Условия реализации методической разработки:

Последовательность.

Систематичность.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и

вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту

детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная

доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для

каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы

слогов и слов, раздаточные листы.

Форма занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30

минут, фронтально. Основная форма занятий - групповая. Срок реализации 1

год. Методическая разработка реализуется за рамками основной

образовательной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы. По окончании цикла занятий проводится открытое мероприятие для

родителей.

Новизна заключается в организации работы по подготовке к обучению

грамоте за рамками образовательного процесса. На занятиях используются

различные приёмы и методы. На завершающих этапах широко используются

мультимедийные презентации.

Практическая значимость и эффективность данной методической

разработки ценна тем, что в ней представлен перспективный календарно-

тематический план на весь период обучения с октября по апрель.

Календарно-тематическое планирование

4

Период

Тема занятия

Содержание работы

Октябрь

1

неделя

1.

Вводное занятие.

Путешествие в страну

«АБВГДейка». Знакомство с

гласными звуками А, О.

Формировать навык звуко-

буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в

слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на

заданный звук.

Воспитывать любовь к родному

языку.

2.

Знакомство с гласными

буквами А, О.

Познакомить с понятиями «звук» и

«буква».

Дать понятие «гласный звук».

Познакомить с символами и

буквами.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

2

неделя

3.

Знакомство с гласными

звуками У, Ы, Э.

Развивать фонематический слух.

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

4.

Знакомство с гласными

буквами У, Ы, Э.

Закреплять понятия «звук» и

«буква».

Учить определять позицию звука в

слове (в начале, середине, конце).

Учить писать печатные буквы.

Воспитывать доброжелательные

отношения друг к другу.

5

3

неделя

5.

Знакомство с согласными

звуками Л, М.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Дать понятие «согласный звук».

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

6.

Знакомство с согласными

буквами Л, М.

Закреплять умение писать символы

звуков на схемах слов.

Учит читать слоги с изученными

буквами.

Учить писать буквы и слоги.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

4

неделя

7.

Знакомство с согласными

звуками Н, Р.

Формировать навык звуко-

буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в

слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на

заданный звук.

Воспитывать любовь к родному

языку.

8.

Знакомство с согласными

буквами Н, Р.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Закреплять понятие «согласный

звук».

Учит писать печатные буквы.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

Ноябрь

1

неделя

9.

Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами – А, О, У, Ы, Э, Л, М, Н,

Р.

Совершенствовать

фонематический слух.

Учит проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

6

10.Знакомство с гласным

звукам и буквой И.

Учить выделять заданный звук из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

2

неделя

11.Хитрый звучок Й.

Знакомство с буквами Я, Ю,

Е, Ё.

Упражнять в определении позиции

звука в слове (в начале, середине,

конце). Находить место звука в

схеме.

Упражнять в написании букв.

Формировать навык самоконтроля

и самооценки.

12.Приключения на улице

Гласная. Речевые игры со

звуками.

Закреплять знания букв.

Учить находить заданные буквы в

газетной статье.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук.

Воспитывать умения общаться в

коллективе.

3

неделя

13.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

14.Знакомство с согласными

звуками Г – К (звонкие –

глухие).

Формировать навык звуко-

буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в

слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на

заданный звук.

Воспитывать любовь к родному

языку.

7

4

неделя

15.Знакомство с согласными

буквами Г – К (звонкие –

глухие).

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Упражнять в написании

пройденных букв.

Закреплять умение работать со

схемой слова.

Воспитывать доброжелательные

отношения детей друг к другу.

16.Знакомство с согласными

звуками Д – Т (звонкие –

глухие).

Учить характеризовать звуки по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Учить дифференцировать звуки по

твёрдости-мягкости.

Развивать графические навыки.

Воспитывать внимательность к

речи других детей.

Декабрь

1

неделя

17.Знакомство с согласными

буквами Д – Т (звонкие –

глухие).

Учить читать слоги, слова.

Формировать навык звуко-

буквенного анализа.

Продолжать закреплять навык

работы со схемой слова.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

18.Знакомство с согласными

звуками В – Ф (звонкие –

глухие).

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Развивать графические навыки.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

2

неделя

19.Знакомство с согласными

буквами В – Ф (звонкие –

глухие).

Продолжать учить определять

позицию звука в слове.

Продолжать учить работать со

схемой слова при выполнении

звукового анализа слова.

Учить читать слоги и слова.

Воспитывать доброжелательные

отношения друг к другу.

8

20.Дифференциация гласные –

согласные. Слог.

Учить проводить звуковой анализ

прочитанных слов.

Учить делить слова на слоги.

Закреплять умение определять

первый звук в словах.

Воспитывать усидчивость при

выполнении письменных заданий.

3

неделя

21.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать доброжелательные

отношения друг к другу при

выполнении коллективных

заданий.

22.Знакомство со звуками З – С

(звонкие – глухие).

Формировать навык звуко-

буквенного анализа.

Учить определять позицию звука в

слове (в начале, середине, конце).

Учить подбирать слова на

заданные звуки.

Воспитывать любовь к родному

языку.

4

неделя

23.Знакомство с буквами З – С

(звонкие – глухие).

Развивать навык звуко-буквенного

анализа.

Закреплять умение определять

позицию звука в словах и работать

со схемой слова.

Учить писать прямые линии с

закруглением внизу.

Воспитывать навык самоконтроля

и самооценки.

24.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Речевые игры со словами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

9

Январь

1

неделя

25.Знакомство с согласными

звуками Б – П (звонкие –

глухие).

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Учить характеризовать звуки по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Закреплять умение определять

позицию звука в словах, работать

со схемой.

Воспитывать внимательность и

дружелюбие по отношению к

сверстникам.

26.Знакомство с согласными

буквами Б – П (звонкие –

глухие).

Упражнять в написании

пройденных букв.

Учить читать слоги и слова из

пройденных букв.

Учить писать вертикальные линии

с петлёй внизу.

Воспитывать аккуратность при

выполнении заданий.

2

неделя

27.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать доброжелательные

отношения друг к другу при

выполнении коллективных

заданий.

28.Знакомство с согласным

звуком и буквой Х.

Учить выделять заданный звук из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

10

3

неделя

29.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

прочитанных слов.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

30.Знакомство с согласными

звуками Ж и Ш (звонкие –

глухие).

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Учит работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

Февраль

1

неделя

31.Знакомство с согласными

буквами Ж и Ш (звонкие –

глухие).

Упражнять в написании

пройденных букв.

Читать слоги и слова.

Дифференцировать гласные и

согласные звуки.

Воспитывать доброжелательные

отношения к ответам других детей.

32.Знакомство с согласными

звуками Ч и Щ.

Учить выделять заданные звуки из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Продолжать учить работать со

схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

2

неделя

33.Знакомство с согласными

буквами Ч и Щ.

Читать слоги и слова.

Закреплять навыки написания

пройденных букв.

Закреплять умение соотносить

букву и символ звука на письме.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

11

34.Грамматическая сказка «Как

поссорились шипящие с

некоторыми гласными».

(Показ презентации, беседа)

Познакомить в доступной форме с

правописанием шипящих ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, НЧ,

НЩ.

Закреплять навыки чтения.

Воспитывать любознательность на

занятиях по обучению грамоте.

3

неделя

35.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

прочитанных слов.

Воспитывать доброжелательные

отношения друг к другу при

выполнении коллективных

заданий.

36.Знакомство с согласным

звуком и буквой Ц.

Учить выделять заданный звук из

речи.

Учить характеризовать звук по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Учить работать со схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

4

неделя

37.Чтение слогов и слов с

пройденными буквами.

Учить читать слоги с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Учить проводить звуковой анализ

слов.

Воспитывать усидчивость при

выполнении заданий.

38.Знакомство с буквами Ъ, Ь.

Упражнять в написании

пройденных букв.

Читать слова с пройденными

буквами.

Развивать графические навыки.

Воспитывать навыки

дружелюбного поведения на

занятиях.

12

Март

1

неделя

39.Знакомство с Алфавитом.

Развивать фонематический анализ

и способность к переводу звука в

другую знаковую систему.

Закреплять умение писать

пройденные буквы.

Дифференцировать гласные и

согласные звуки и буквы.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

40.Дифференциация согласных

звуков по твёрдости-

мягкости.

Закреплять умение детей

характеризовать звуки по

акустическим и артикуляционным

признакам.

Закреплять умение детей различать

согласные звуки по твёрдости-

мягкости.

Закреплять умение работать со

схемой слова.

Воспитывать внимательное

отношение к ответам других детей.

2

неделя

41.Понятие о предложении.

Составление предложений.

(Показ презентации)

Дать понятие «предложение».

Учить различать «слово» и

«предложение».

Учить составлять предложения из

данного количества слов.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

42.Предложение. Составление

схем предложений. Большая

буква в начале предложения.

(Показ презентации, беседа)

Познакомить со схемой

предложения.

Учить составлять схемы

предложения.

Закреплять умение различать слово

и предложение.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

3

неделя

43.«Путешествие в русский

язык». Занятие 1.

Посвящение в следопыты.

Закреплять навыки чтения,

печатания, правила написания ЖИ-

ШИ.

Расширять словарный запас.

Воспитывать интерес к обучению

грамоте.

13

44.«Путешествие в русский

язык». Занятие 2.

Путешествие в каменный

век. (Показ презентации,

беседа)

Познакомить в доступной форме с

историей письменности.

Закреплять знания о звонких и

глухих, твёрдых и мягких

согласных звуках.

Воспитывать любознательность.

4

неделя

45.«Путешествие в русский

язык». Занятие 3. Первые

встречи в Стране Слов.

Учить объединять слова в

тематические группы.

Закреплять навыки чтения и

печатания.

Воспитывать интерес к занятиям

по обучению грамоте.

46.«Путешествие в русский

язык». Занятие 4. Выбор

друзей в Стране Слов.

Закреплять умение правильно

называть буквы, делить слова на

слоги, объединять слоги в слова.

Учить соединять слова в

предложения.

Воспитывать добрые чувства

помощью художественного слова.

Апрель

1

неделя

47.«Путешествие в русский

язык». Занятие 5. К

несметным сокровищам

Страны Слов.

Познакомить с образованием слов

с помощью приставок (не называя

этой части слова).

Закрепить знания о сложных и

многозначных словах.

Воспитывать интерес к

обогащению своего словаря.

48.«Путешествие в русский

язык». Занятие 6. «Чудесные

превращения слов».

Познакомить с различными

превращениями слов.

Закреплять умение писать слова

печатными буквами.

Воспитывать интерес к русскому

языку.

2

неделя

49.«Путешествие в русский

язык». Занятие 7. В гостях у

радуги.

Развивать звуковую культуру речи.

Учить согласовывать

прилагательные с

существительными.

Воспитывать интерес к новому

материалу, к новым знаниям.

50.«Путешествие в русский

язык». Занятие 8. В глубь

веков на Машине Времени.

(Показ презентации, беседа)

Учить разгадывать ребусы.

Познакомить с тем, как люди

учились письму.

Воспитывать интерес к занятиям.

14

3

неделя

51.«Путешествие в русский

язык». Занятие 9.

Неожиданная остановка в

пути.

Закрепить представление о том,

что речь состоит из предложений.

Учить по интонации различать

предложения в речи.

Воспитывать доброжелательные

отношения в процессе речевых игр.

52.«Путешествие в русский

язык». Занятие 10. Конкурс

знающих.

Обобщить знания, имеющиеся у

детей.

Закрепить умение составлять слова

по слогам и читать их.

Воспитывать умение общаться в

коллективе.

4

неделя

53.Заключительное занятие.

Закреплять умение детей

характеризовать звуки и буквы.

Закреплять умение читать

небольшие тексты.

Воспитывать интерес к получению

знаний через чтение.

54. Открытое мероприятие для

родителей.

Обобщить знания, имеющиеся у

детей.

Закрепить умение читать и

печатать печатные буквы.

Воспитывать интерес к занятиям,

любознательность, желание в

дальнейшем узнавать новое.

Заключение

Анализируя результаты проведённой в течение нескольких лет работы, мы

сделали вывод, что дети выпускаются из детского сада с достаточно высоким

уровнем подготовленности к обучению в школе. Дети легко различают такие

понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение»; определяют место звука в

слове; дают характеристику звуку, то есть имеют представление о

классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий –

глухой); выделяют слова в предложении, определяют их место; составляют

предложение с заданным словом; делят слова на слоги, считают слоги в слове;

составляют слова из готовых слогов; проводят звуковой анализ слов из 3 – 4-х

звуков; умеют составлять схемы слов; понимают и различают понятия «звук» и

«буква»; читают простые по звуко-буквенному составу слова; рисуют

разнообразные линии, элементы письменных букв (петли, волны и т.п.); умеют

писать (печатать) буквы разных размеров

.

И всё это подтверждается учителями

начальных классов.

15

Библиографический список

1.

Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.

Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс»,2000.

2.

Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения

чтению: в 2-х книгах: книга первая. От буквы к слову/Е.В. Новикова. – 3-е изд.,

испр. и доп.. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2012.

3.

Градусова Г.Н. Путешествие в страну Звуков (пособие по обучению

грамоте). – Пермь: «Книжный мир», 1995.

4.

Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Альбом для индивидуальных и групповых занятий. – М.:2003.

5.

Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению

грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –

М.:2000.

6.

Кусова М.Л. Букварь для дошкольников. – Екатеринбург: изд-во

«ЛИТУР»,2004.

7.

Соколова Е.И. Развиваем речь: звуки и буквы. Для детей 5-7 лет. –

2004.

16



В раздел образования