Автор: Бирюкова Евгения Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: пгт Мари-Турек Республики Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
Раздел: дошкольное образование
Е. Б. Бирюкова
Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе
группы в рамках кружка по дополнительному образованию
Методическая разработка
Мари-Турек
Содержание
Введение ........................................................................................... 3
Календарно-тематическое планирование
....................................... 6
Заключение ...................................................................................... 15
Библиографический список .......................................................... .16
Аннотация
В методической разработке представлена программа кружка по обучению
грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками
основной образовательной деятельности. Акцент ставится на
совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко-
буквенного анализа. В процессе обучения чтению по данной программе у детей
формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную
характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение».
Материал адресован учителям - логопедам, дефектологам, воспитателям,
работающим с детьми в старших общеразвивающих группах ДОУ. Возможно
использование в работе с детьми, имеющими нарушения речи и с особенностями
в развитии.
2
Введение
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитие
фонематического слуха, произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звуко-буквенного анализа.
А.Р. Лурия
Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор
образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников,
итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная
перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к
школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень,
поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей,
учителей, но и родителей. Задача педагогов ДОО и родителей состоит в том,
чтобы обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволит ему
быть успешным при обучении в школе, стимулирует его.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная
готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому
каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.
Поэтому занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении — это
начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и
слуха, звуко-буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению
и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе
у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать
качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение»,
«предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что
обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Цель
методической разработки – подготовка дошкольников к обучению
грамоте, то есть – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих
предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и
письму в школе.
Основные направления методической разработки:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.
-Формирование и совершенствование речевого слуха.
- Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов.
- Формирование буквенного гнозиса.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи методической разработки:
3
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Обучение звуко-буквенному анализу:
а. развитие умения последовательно вычленять звуки, буквы в слогах;
б. знакомство с гласными и согласными звуками;
в. учить соотносить звук с буквой;
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение.
8. Развитие внимания, мышления, памяти.
9. Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её
самостоятельно.
10. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Условия реализации методической разработки:
Последовательность.
Систематичность.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту
детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная
доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для
каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы
слогов и слов, раздаточные листы.
Форма занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30
минут, фронтально. Основная форма занятий - групповая. Срок реализации 1
год. Методическая разработка реализуется за рамками основной
образовательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы. По окончании цикла занятий проводится открытое мероприятие для
родителей.
Новизна заключается в организации работы по подготовке к обучению
грамоте за рамками образовательного процесса. На занятиях используются
различные приёмы и методы. На завершающих этапах широко используются
мультимедийные презентации.
Практическая значимость и эффективность данной методической
разработки ценна тем, что в ней представлен перспективный календарно-
тематический план на весь период обучения с октября по апрель.
Календарно-тематическое планирование
4
Период
Тема занятия
Содержание работы
Октябрь
1
неделя
1.
Вводное занятие.
Путешествие в страну
«АБВГДейка». Знакомство с
гласными звуками А, О.
Формировать навык звуко-
буквенного анализа.
Учить определять позицию звука в
слове (в начале, середине, конце).
Учить подбирать слова на
заданный звук.
Воспитывать любовь к родному
языку.
2.
Знакомство с гласными
буквами А, О.
Познакомить с понятиями «звук» и
«буква».
Дать понятие «гласный звук».
Познакомить с символами и
буквами.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
2
неделя
3.
Знакомство с гласными
звуками У, Ы, Э.
Развивать фонематический слух.
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
4.
Знакомство с гласными
буквами У, Ы, Э.
Закреплять понятия «звук» и
«буква».
Учить определять позицию звука в
слове (в начале, середине, конце).
Учить писать печатные буквы.
Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
5
3
неделя
5.
Знакомство с согласными
звуками Л, М.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Дать понятие «согласный звук».
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
6.
Знакомство с согласными
буквами Л, М.
Закреплять умение писать символы
звуков на схемах слов.
Учит читать слоги с изученными
буквами.
Учить писать буквы и слоги.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
4
неделя
7.
Знакомство с согласными
звуками Н, Р.
Формировать навык звуко-
буквенного анализа.
Учить определять позицию звука в
слове (в начале, середине, конце).
Учить подбирать слова на
заданный звук.
Воспитывать любовь к родному
языку.
8.
Знакомство с согласными
буквами Н, Р.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Закреплять понятие «согласный
звук».
Учит писать печатные буквы.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
Ноябрь
1
неделя
9.
Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами – А, О, У, Ы, Э, Л, М, Н,
Р.
Совершенствовать
фонематический слух.
Учит проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
6
10.Знакомство с гласным
звукам и буквой И.
Учить выделять заданный звук из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Учить работать со схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
2
неделя
11.Хитрый звучок Й.
Знакомство с буквами Я, Ю,
Е, Ё.
Упражнять в определении позиции
звука в слове (в начале, середине,
конце). Находить место звука в
схеме.
Упражнять в написании букв.
Формировать навык самоконтроля
и самооценки.
12.Приключения на улице
Гласная. Речевые игры со
звуками.
Закреплять знания букв.
Учить находить заданные буквы в
газетной статье.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
Воспитывать умения общаться в
коллективе.
3
неделя
13.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
14.Знакомство с согласными
звуками Г – К (звонкие –
глухие).
Формировать навык звуко-
буквенного анализа.
Учить определять позицию звука в
слове (в начале, середине, конце).
Учить подбирать слова на
заданный звук.
Воспитывать любовь к родному
языку.
7
4
неделя
15.Знакомство с согласными
буквами Г – К (звонкие –
глухие).
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Упражнять в написании
пройденных букв.
Закреплять умение работать со
схемой слова.
Воспитывать доброжелательные
отношения детей друг к другу.
16.Знакомство с согласными
звуками Д – Т (звонкие –
глухие).
Учить характеризовать звуки по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Учить дифференцировать звуки по
твёрдости-мягкости.
Развивать графические навыки.
Воспитывать внимательность к
речи других детей.
Декабрь
1
неделя
17.Знакомство с согласными
буквами Д – Т (звонкие –
глухие).
Учить читать слоги, слова.
Формировать навык звуко-
буквенного анализа.
Продолжать закреплять навык
работы со схемой слова.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
18.Знакомство с согласными
звуками В – Ф (звонкие –
глухие).
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Развивать графические навыки.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
2
неделя
19.Знакомство с согласными
буквами В – Ф (звонкие –
глухие).
Продолжать учить определять
позицию звука в слове.
Продолжать учить работать со
схемой слова при выполнении
звукового анализа слова.
Учить читать слоги и слова.
Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
8
20.Дифференциация гласные –
согласные. Слог.
Учить проводить звуковой анализ
прочитанных слов.
Учить делить слова на слоги.
Закреплять умение определять
первый звук в словах.
Воспитывать усидчивость при
выполнении письменных заданий.
3
неделя
21.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу при
выполнении коллективных
заданий.
22.Знакомство со звуками З – С
(звонкие – глухие).
Формировать навык звуко-
буквенного анализа.
Учить определять позицию звука в
слове (в начале, середине, конце).
Учить подбирать слова на
заданные звуки.
Воспитывать любовь к родному
языку.
4
неделя
23.Знакомство с буквами З – С
(звонкие – глухие).
Развивать навык звуко-буквенного
анализа.
Закреплять умение определять
позицию звука в словах и работать
со схемой слова.
Учить писать прямые линии с
закруглением внизу.
Воспитывать навык самоконтроля
и самооценки.
24.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Речевые игры со словами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
9
Январь
1
неделя
25.Знакомство с согласными
звуками Б – П (звонкие –
глухие).
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Учить характеризовать звуки по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Закреплять умение определять
позицию звука в словах, работать
со схемой.
Воспитывать внимательность и
дружелюбие по отношению к
сверстникам.
26.Знакомство с согласными
буквами Б – П (звонкие –
глухие).
Упражнять в написании
пройденных букв.
Учить читать слоги и слова из
пройденных букв.
Учить писать вертикальные линии
с петлёй внизу.
Воспитывать аккуратность при
выполнении заданий.
2
неделя
27.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу при
выполнении коллективных
заданий.
28.Знакомство с согласным
звуком и буквой Х.
Учить выделять заданный звук из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Учить работать со схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
10
3
неделя
29.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
прочитанных слов.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
30.Знакомство с согласными
звуками Ж и Ш (звонкие –
глухие).
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Учит работать со схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
Февраль
1
неделя
31.Знакомство с согласными
буквами Ж и Ш (звонкие –
глухие).
Упражнять в написании
пройденных букв.
Читать слоги и слова.
Дифференцировать гласные и
согласные звуки.
Воспитывать доброжелательные
отношения к ответам других детей.
32.Знакомство с согласными
звуками Ч и Щ.
Учить выделять заданные звуки из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Продолжать учить работать со
схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
2
неделя
33.Знакомство с согласными
буквами Ч и Щ.
Читать слоги и слова.
Закреплять навыки написания
пройденных букв.
Закреплять умение соотносить
букву и символ звука на письме.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
11
34.Грамматическая сказка «Как
поссорились шипящие с
некоторыми гласными».
(Показ презентации, беседа)
Познакомить в доступной форме с
правописанием шипящих ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, НЧ,
НЩ.
Закреплять навыки чтения.
Воспитывать любознательность на
занятиях по обучению грамоте.
3
неделя
35.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
прочитанных слов.
Воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу при
выполнении коллективных
заданий.
36.Знакомство с согласным
звуком и буквой Ц.
Учить выделять заданный звук из
речи.
Учить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Учить работать со схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
4
неделя
37.Чтение слогов и слов с
пройденными буквами.
Учить читать слоги с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Учить проводить звуковой анализ
слов.
Воспитывать усидчивость при
выполнении заданий.
38.Знакомство с буквами Ъ, Ь.
Упражнять в написании
пройденных букв.
Читать слова с пройденными
буквами.
Развивать графические навыки.
Воспитывать навыки
дружелюбного поведения на
занятиях.
12
Март
1
неделя
39.Знакомство с Алфавитом.
Развивать фонематический анализ
и способность к переводу звука в
другую знаковую систему.
Закреплять умение писать
пройденные буквы.
Дифференцировать гласные и
согласные звуки и буквы.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
40.Дифференциация согласных
звуков по твёрдости-
мягкости.
Закреплять умение детей
характеризовать звуки по
акустическим и артикуляционным
признакам.
Закреплять умение детей различать
согласные звуки по твёрдости-
мягкости.
Закреплять умение работать со
схемой слова.
Воспитывать внимательное
отношение к ответам других детей.
2
неделя
41.Понятие о предложении.
Составление предложений.
(Показ презентации)
Дать понятие «предложение».
Учить различать «слово» и
«предложение».
Учить составлять предложения из
данного количества слов.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
42.Предложение. Составление
схем предложений. Большая
буква в начале предложения.
(Показ презентации, беседа)
Познакомить со схемой
предложения.
Учить составлять схемы
предложения.
Закреплять умение различать слово
и предложение.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
3
неделя
43.«Путешествие в русский
язык». Занятие 1.
Посвящение в следопыты.
Закреплять навыки чтения,
печатания, правила написания ЖИ-
ШИ.
Расширять словарный запас.
Воспитывать интерес к обучению
грамоте.
13
44.«Путешествие в русский
язык». Занятие 2.
Путешествие в каменный
век. (Показ презентации,
беседа)
Познакомить в доступной форме с
историей письменности.
Закреплять знания о звонких и
глухих, твёрдых и мягких
согласных звуках.
Воспитывать любознательность.
4
неделя
45.«Путешествие в русский
язык». Занятие 3. Первые
встречи в Стране Слов.
Учить объединять слова в
тематические группы.
Закреплять навыки чтения и
печатания.
Воспитывать интерес к занятиям
по обучению грамоте.
46.«Путешествие в русский
язык». Занятие 4. Выбор
друзей в Стране Слов.
Закреплять умение правильно
называть буквы, делить слова на
слоги, объединять слоги в слова.
Учить соединять слова в
предложения.
Воспитывать добрые чувства
помощью художественного слова.
Апрель
1
неделя
47.«Путешествие в русский
язык». Занятие 5. К
несметным сокровищам
Страны Слов.
Познакомить с образованием слов
с помощью приставок (не называя
этой части слова).
Закрепить знания о сложных и
многозначных словах.
Воспитывать интерес к
обогащению своего словаря.
48.«Путешествие в русский
язык». Занятие 6. «Чудесные
превращения слов».
Познакомить с различными
превращениями слов.
Закреплять умение писать слова
печатными буквами.
Воспитывать интерес к русскому
языку.
2
неделя
49.«Путешествие в русский
язык». Занятие 7. В гостях у
радуги.
Развивать звуковую культуру речи.
Учить согласовывать
прилагательные с
существительными.
Воспитывать интерес к новому
материалу, к новым знаниям.
50.«Путешествие в русский
язык». Занятие 8. В глубь
веков на Машине Времени.
(Показ презентации, беседа)
Учить разгадывать ребусы.
Познакомить с тем, как люди
учились письму.
Воспитывать интерес к занятиям.
14
3
неделя
51.«Путешествие в русский
язык». Занятие 9.
Неожиданная остановка в
пути.
Закрепить представление о том,
что речь состоит из предложений.
Учить по интонации различать
предложения в речи.
Воспитывать доброжелательные
отношения в процессе речевых игр.
52.«Путешествие в русский
язык». Занятие 10. Конкурс
знающих.
Обобщить знания, имеющиеся у
детей.
Закрепить умение составлять слова
по слогам и читать их.
Воспитывать умение общаться в
коллективе.
4
неделя
53.Заключительное занятие.
Закреплять умение детей
характеризовать звуки и буквы.
Закреплять умение читать
небольшие тексты.
Воспитывать интерес к получению
знаний через чтение.
54. Открытое мероприятие для
родителей.
Обобщить знания, имеющиеся у
детей.
Закрепить умение читать и
печатать печатные буквы.
Воспитывать интерес к занятиям,
любознательность, желание в
дальнейшем узнавать новое.
Заключение
Анализируя результаты проведённой в течение нескольких лет работы, мы
сделали вывод, что дети выпускаются из детского сада с достаточно высоким
уровнем подготовленности к обучению в школе. Дети легко различают такие
понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение»; определяют место звука в
слове; дают характеристику звуку, то есть имеют представление о
классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий –
глухой); выделяют слова в предложении, определяют их место; составляют
предложение с заданным словом; делят слова на слоги, считают слоги в слове;
составляют слова из готовых слогов; проводят звуковой анализ слов из 3 – 4-х
звуков; умеют составлять схемы слов; понимают и различают понятия «звук» и
«буква»; читают простые по звуко-буквенному составу слова; рисуют
разнообразные линии, элементы письменных букв (петли, волны и т.п.); умеют
писать (печатать) буквы разных размеров
.
И всё это подтверждается учителями
начальных классов.
15
Библиографический список
1.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс»,2000.
2.
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения
чтению: в 2-х книгах: книга первая. От буквы к слову/Е.В. Новикова. – 3-е изд.,
испр. и доп.. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2012.
3.
Градусова Г.Н. Путешествие в страну Звуков (пособие по обучению
грамоте). – Пермь: «Книжный мир», 1995.
4.
Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Альбом для индивидуальных и групповых занятий. – М.:2003.
5.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению
грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –
М.:2000.
6.
Кусова М.Л. Букварь для дошкольников. – Екатеринбург: изд-во
«ЛИТУР»,2004.
7.
Соколова Е.И. Развиваем речь: звуки и буквы. Для детей 5-7 лет. –
2004.
16