Автор: Бирюкова Евгения Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: пгт Мари-Турек Республики Марий Эл
Наименование материала: проект
Тема: Логопедический образовательный терренкур в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Логопедический образовательный терренкур
в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего
дошкольного возраста с ОВЗ
I.
Актуальность проекта……………………………………………………...2
II. Программа исследования…………………………………………..…………2
- Цель проекта…………………………………………………………………2
- Задачи проекта…………………………………………………………….…3
-Новизна проекта…………………………………………………………...…4
-Практическая значимость проекта……………………………………….....4
- Предполагаемый результат проекта……………………………………….4
-Содержание проекта…………………………………………………………5
III.
Основные этапы реализации проекта ……………………………………5
Список литературы
Приложения
I. Актуальность проекта.
Особое внимание в детском саду уделяется
созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых
помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-
пространственная среда на участках ДОО должна быть направлена не только на
обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
воспитанников,
что
способствует
их
познавательному,
интеллектуально-
творческому и социально-личностному развитию.
Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты
для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров
познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и
оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей,
повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого
ребёнка.
Станции,
организованные
в
рамках
инновационной
площадки
на
территории МДОУ «Детский сад «Берёзка»:
Метеостанция
Спортландия
Зелёная аптека
Цветочная клумба
Птичья столовая
Зона отдыха
Огород
Правила дорожного движения
Песочный островок
II. Программа исследования.
Цель
проекта – развитие связной речи детей с ОВЗ, расширение
словарного запаса, оздоровление организма обучающихся, повышение уровня
двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей
с ОВЗ.
Обычно организуются терренкуры только на
прогулке,
так как они
решают ряд важнейших образовательных задач:
Задачами проекта:
- упражнять детей в основных движениях;
- развивать у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков
самоорганизации;
-развивать
наблюдательность,
любознательности,
познавательную
активность;
-
воспитывать
чувства
коллективизма,
взаимопомощи,
эстетическое
восприятие природы.
-
формировать
умение
делать
выводы,
устанавливая
причинно
–
следственные связи между объектами природы;
- формировать эстетическое восприятие дошкольников.
- приобщать детей к здоровому образу жизни.
- побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в
различных видах деятельности.
Педагогическая значимость проекта заключается в том, что при
грамотно организованном образовательном пространстве и методически
обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:
- реалистические знания
- закрепляют определённые навыки и умения
- удовлетворяют двигательную активность
- взаимодействуют с окружающим миром
- развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер,
движения.
Каждый маршрут может быть:
-итогом недели, реализации какого-то либо проекта, либо закрепление
определённой темы в процессе интеграции НОД;
знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта.
Для достижения успеха необходимо:
- вызвать интерес у детей, обеспечив достаточной мотивацией (тайна,
сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
- предложить детям доступный материал (с соотношением известного и
неизвестного);
- с творческой обстановки;
- с вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.
2
Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей
деятельности. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы
посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые
центры
могут
быть
временными
(сюрпризными)
и устанавливаются
дополнительно перед походом,
с учетом цели терренкура, времени года,
возраста
воспитанников
и
т.
д.
Содержание маршрутов терренкура может зависеть от выбранной тематики,
времени года, погоды.
Новизна заключается в том, что обобщающие занятия по лексическим
темам организуются в форме образовательного терренкура.
Практическая значимость и эффективность заключается в том, что
использование образовательного терренкура на этапе закрепления темы
облегчает детям сам процесс закрепления и запоминания, делает занятие более
интересным и плодотворным.
Предполагаемый результат проекта –
- целостное воздействие на речевую систему;
-обогащение словарного запаса детей;
-улучшение артикуляционной моторики детей;
- стимулирование речевой активности детей и речевое раскрепощение ребенка,
не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
-активизация процессов восприятия, внимания, памяти;
-создание картотеки маршрутов по лексическим темам.
Содержание проекта.
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с
решением проблемы:
1. Обозначение проблемы, задачи игровой деятельности в логопедической
работе, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система,
это:
- использование специальной учебной и детской литературы;
- совместная деятельность родителей и детей;
-регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в
систему обучения и воспитания;
- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в
повседневной жизни открытые занятия.
2. Разработка маршрутов и их конспектов по лексическим темам для детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
3.Создание
картотеки
маршрутов
образовательных
терренкуров
по
лексическим темам.
III. Основные этапы реализации проекта
Этапы
Формы работы
3
Первый этап
организационный
(подготовительный)
(сентябрь- 2019 г.)
Выдвижение
гипотезы, определение цели и задач
проекта.
Изучение
необходимой
литературы,
подбор
методического материала.
Диагностирование детей.
Второй этап
практический
(реализация
намеченных планов)
(октябрь 2019г.-апрель
2020 г.)
Разработка конспектов для маршрутов логопедического
образовательного терренкура
Подбор материала (дидактические игры, картинный,
предметный материал)
Составление картотеки маршрутов.
Практическая работа с
детьми
по
плану
реализации проекта (в
течение
всего
учебного года)
Организация
и
проведение
организованной
образовательной
деятельности
по
закреплению
лексических тем с детьми с ОВЗ на прогулках в рамках
образовательных терренкуров.
Третий
этап
заключительный (май
2020 г.)
Диагностирование
детей
с
целью
определения
уровня усвоения материала в рамках реализации
проекта.
Анализ результатов реализации проекта.
Презентация проекта.
Список литературы
1.
Александрова Т.В. Практические задания по формированию
грамматического строя речи у дошкольнико. – изд. «Детство – пресс»
Санкт –Петербург, 2003.
2.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных
занятий ( I период обучения в подготовительной к школе группе). –
Москва, изд. «ГНОМ и Д», 2009.
3.
Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для
учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР, ч.2.: Практическое пособие для
учителей-логопедов и воспитателей ДОУ. – Орёл, 2008
4
5