Напоминание

Логопедический образовательный терренкур в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Бирюкова Евгения Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: пгт Мари-Турек Республики Марий Эл
Наименование материала: проект
Тема: Логопедический образовательный терренкур в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический образовательный терренкур

в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего

дошкольного возраста с ОВЗ

I.

Актуальность проекта……………………………………………………...2

II. Программа исследования…………………………………………..…………2

- Цель проекта…………………………………………………………………2

- Задачи проекта…………………………………………………………….…3

-Новизна проекта…………………………………………………………...…4

-Практическая значимость проекта……………………………………….....4

- Предполагаемый результат проекта……………………………………….4

-Содержание проекта…………………………………………………………5

III.

Основные этапы реализации проекта ……………………………………5

Список литературы

Приложения

I. Актуальность проекта.

Особое внимание в детском саду уделяется

созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых

помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-

пространственная среда на участках ДОО должна быть направлена не только на

обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность

воспитанников,

что

способствует

их

познавательному,

интеллектуально-

творческому и социально-личностному развитию.

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты

для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров

познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и

оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей,

повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого

ребёнка.

Станции,

организованные

в

рамках

инновационной

площадки

на

территории МДОУ «Детский сад «Берёзка»:

Метеостанция

Спортландия

Зелёная аптека

Цветочная клумба

Птичья столовая

Зона отдыха

Огород

Правила дорожного движения

Песочный островок

II. Программа исследования.

Цель

проекта – развитие связной речи детей с ОВЗ, расширение

словарного запаса, оздоровление организма обучающихся, повышение уровня

двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей

с ОВЗ.

Обычно организуются терренкуры только на

прогулке,

так как они

решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами проекта:

- упражнять детей в основных движениях;

- развивать у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков

самоорганизации;

-развивать

наблюдательность,

любознательности,

познавательную

активность;

-

воспитывать

чувства

коллективизма,

взаимопомощи,

эстетическое

восприятие природы.

-

формировать

умение

делать

выводы,

устанавливая

причинно

следственные связи между объектами природы;

- формировать эстетическое восприятие дошкольников.

- приобщать детей к здоровому образу жизни.

- побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в

различных видах деятельности.

Педагогическая значимость проекта заключается в том, что при

грамотно организованном образовательном пространстве и методически

обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:

- реалистические знания

- закрепляют определённые навыки и умения

- удовлетворяют двигательную активность

- взаимодействуют с окружающим миром

- развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер,

движения.

Каждый маршрут может быть:

-итогом недели, реализации какого-то либо проекта, либо закрепление

определённой темы в процессе интеграции НОД;

знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;

закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта.

Для достижения успеха необходимо:

- вызвать интерес у детей, обеспечив достаточной мотивацией (тайна,

сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

- предложить детям доступный материал (с соотношением известного и

неизвестного);

- с творческой обстановки;

- с вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

2

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей

деятельности. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы

посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые

центры

могут

быть

временными

(сюрпризными)

и устанавливаются

дополнительно перед походом,

с учетом цели терренкура, времени года,

возраста

воспитанников

и

т.

д.

Содержание маршрутов терренкура может зависеть от выбранной тематики,

времени года, погоды.

Новизна заключается в том, что обобщающие занятия по лексическим

темам организуются в форме образовательного терренкура.

Практическая значимость и эффективность заключается в том, что

использование образовательного терренкура на этапе закрепления темы

облегчает детям сам процесс закрепления и запоминания, делает занятие более

интересным и плодотворным.

Предполагаемый результат проекта –

- целостное воздействие на речевую систему;

-обогащение словарного запаса детей;

-улучшение артикуляционной моторики детей;

- стимулирование речевой активности детей и речевое раскрепощение ребенка,

не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

-активизация процессов восприятия, внимания, памяти;

-создание картотеки маршрутов по лексическим темам.

Содержание проекта.

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с

решением проблемы:

1. Обозначение проблемы, задачи игровой деятельности в логопедической

работе, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система,

это:

- использование специальной учебной и детской литературы;

- совместная деятельность родителей и детей;

-регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в

систему обучения и воспитания;

- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в

повседневной жизни открытые занятия.

2. Разработка маршрутов и их конспектов по лексическим темам для детей

старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

3.Создание

картотеки

маршрутов

образовательных

терренкуров

по

лексическим темам.

III. Основные этапы реализации проекта

Этапы

Формы работы

3

Первый этап

организационный

(подготовительный)

(сентябрь- 2019 г.)

Выдвижение

гипотезы, определение цели и задач

проекта.

Изучение

необходимой

литературы,

подбор

методического материала.

Диагностирование детей.

Второй этап

практический

(реализация

намеченных планов)

(октябрь 2019г.-апрель

2020 г.)

Разработка конспектов для маршрутов логопедического

образовательного терренкура

Подбор материала (дидактические игры, картинный,

предметный материал)

Составление картотеки маршрутов.

Практическая работа с

детьми

по

плану

реализации проекта (в

течение

всего

учебного года)

Организация

и

проведение

организованной

образовательной

деятельности

по

закреплению

лексических тем с детьми с ОВЗ на прогулках в рамках

образовательных терренкуров.

Третий

этап

заключительный (май

2020 г.)

Диагностирование

детей

с

целью

определения

уровня усвоения материала в рамках реализации

проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Презентация проекта.

Список литературы

1.

Александрова Т.В. Практические задания по формированию

грамматического строя речи у дошкольнико. – изд. «Детство – пресс»

Санкт –Петербург, 2003.

2.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных

занятий ( I период обучения в подготовительной к школе группе). –

Москва, изд. «ГНОМ и Д», 2009.

3.

Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для

учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР, ч.2.: Практическое пособие для

учителей-логопедов и воспитателей ДОУ. – Орёл, 2008

4

5



В раздел образования