Напоминание

Проект экологической направленности "Царство камней"


Автор: Шодик Марина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ
Тема: Проект экологической направленности "Царство камней"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 6

г. Томска

Тематический проект

«Царство камней»

Разработала воспитатель:

Шодик М.Г.

«

,

Человек который смог сдвинуть

,

,

гору начинал с того

что перетаскивал с места на

».

место мелкие камешки

Проект «Царство камней»

1.

Тип проекта: познавательный, экологический.

2.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

3.

По количеству участников: групповой.

4.

По продолжительности: краткосрочный

5.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в

развитии познавательных и исследовательских способностей детей. Знакомство детей с

миром камней через различные виды деятельности: использование различных методов и

технологий изобразительной и практической деятельности: ТРИЗ, сингапурская технология,

дидактические игры, игры с природным материалом.

Задачи:

Образовательные:

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным

признакам. Выяснить, как человек использует камни для своей пользы.

Развивающие:

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение,

расширять объём памяти. Развивать умение сопоставлять факты и делать выводы.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Речевые:

Расширять объем словаря, активизировать словарь, совершенствовать процесс поиска слов,

упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Здоровье - сберегающие:

обеспечивать эмоциональное благополучие в процессе разных видов деятельности,

своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область:

Познавательное развитие;

Интеграция образовательных областей;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Виды деятельности:

Коммуникативная;

познавательно-исследовательская;

игровая;

двигательная;

продуктивная.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: презентация, схемы, коллекция разных камней (известняк, мел, кремень,

каменный уголь), набор камней МАРЛБС.

Работа с различными источниками информации: энциклопедии, справочники,

словари, ИКТ – технологии.

Ведение проблемного диалога.

Представление творческих работ, самооценка, ркфликсия.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория,

шероховатый, геолог.

Продуктивная деятельность:

Экспериментирование: «Какие бывают камешки»

Аппликация: «Дом мы строим из камней»

Лепка из пластилина: «Разноцветные камешки с картины».

Рисование: «Горный пейзаж»

Использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники,

кляксография, батик).

Оборудование: набор разных камней, разноцветные камушки МАРЛБС, фартуки, конфеты

«Морские камушки», пластилин, нитки, ракушки, крупы.

Оборудование для проведения исследовательской деятельности:

Ящик ощущений или волшебный мешочек, разнообразные природные камешки (включая

морские, два достаточно крупных кремня и кусочек мела), лупы, мисочки с водой,

пластилин, монетки.

Компьютерная презентация «Царство камней».

Актуальность проекта:

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих

нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе

познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился

полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование

нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает

воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к

исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности,

интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет

усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его

личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать

простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно

применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать

причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное

отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

- дети научились различать минералы и кристаллы, называть их особенности; вести лист

наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом

и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи

прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который

поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада,

группы

План действий:

1.

Постановка цели;

2.

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики

проекта;

3.

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4.

Определение направлений познавательной практической деятельности;

5.

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

6.

Драматизация отрывка из сказки Павла Бажова «Серебряное копытце».

План проведения проектной деятельности

Совместная работа педагога с детьми.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

Работа в локациях:

«Читайлэнд»

Детская энциклопедия: «Полезные ископаемые», «Хочу все знать»,

«Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» П.Бажов,

«Как живут камни» Е. Чуйко, «Я иду по берегу» Е.Алексеева, «Про девочку по имени

Галька» М.Бородицкая, «В поисках волшебного камня» А.Саломатов, «О чем шептались

камни» И.Н.Рыжова, сказка «Сами виноваты» С.Михалков.

Подбор пословиц и поговорок по теме проекта.

«Естестволэнд»

Дидактические игры:

«Природа – не природа»,

«Живая и неживая природа»,

«Что в лесу можно найти?»,

«Какие предметы сделаны руками человека»,

«Выдели картинки с изображением живой природы».

Настольно – печатная игра «Живая – неживая природа».

«До – Ми – Солька»

Слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном

цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

«Карандашлэнд»

Творческая мастерская (роспись камней).

Лепка камней из пластилина.

Рисование разноцветными мелками на доске, бумаге.

Выкладывание рисунков из камней МАРЛБС.

Создание узорчатых камушек из пластилина и выкладывание из них простых картин по

содержанию сказки «Серебряное копытце»

«Тренинглэнд»

Обще-развивающие упражнения с небольшим камешком.

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать

правила игры.

Упражнение для физминутки: «Тим Чир» по сингапурской технологии,

рефлексия по сингапурской технологии «Метод пяти пальцев».

«Играйлэнд»

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

«Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».

Игры с использованием камешек МАРЛБС: «Лабиринт», «Выложи по контуру», «Сколько

камушков положить»

Игры с элементами ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Да-нетка», «Системный оператор», круги

ЛУЛЛИЯ.

Использование метода фокальных объектов «Камень, который мы хотим усовершенствовать,

изменить».

ТРИЗ – игры для развития речи детей: «Хорошо – плохо», «Подбери слова», «Дидактический

мяч», «Волшебная дорожка», «Волшебная дверь или что изменилось».

Игра по сингапурской технологии «Тик – Тэк – Тоу» (крестики – нолики). Составление

предложения из трех слов, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали,

диагонали.

Шесть вопросов или «Ромашка Блума» (шесть лепестков – шесть типов вопросов).

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать».

Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада».

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать

предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

«Счётлэнд»

Дидактические игры:

«Сосчитай камни в квадратах, соедини линией с подходящей цифрой»,

«Реши примеры»,

«Помоги ежику расставить минусы и плюсы»,

«Помоги геологу найти такой путь, чтобы сумма чисел от старта до финиша равнялась 15»,

«Расставь числа, чтобы в сумме получилось 16»,

«Нарисуй и сосчитай».

«Граммлэнд»

Дидактические игры:

«Добавь букву в каждую карточку, чтобы получилось слово»,

«Соедини слоги в слова»,

«Допиши гласные буквы»,

«Определи, мягкий или твердый звук».

Использование в работе вариантов ТРИЗ:

«Перевирание сказки», «Сказка в заданном ключе», «Салат из сказок», «Сказка наизнанку».

Итоговое мероприятие:

Дети еще раз вспоминают творчество Павла Бажова и сказку «Серебряное копытце».

Воспитатель предлагает разыграть с игрушками кульминационную сцену из сказки:

прибежали козлик и кошка Муренка, козлик стал «бить копытцем», а кошка Муренка стоит

рядом и мурлычет: «Пра-равильно говоришь, пра-правильно». У игрушки – козлика должна

быть обмотана фольгой правая передняя ножка. Воспитатель тихонько подбрасывает под

ноги козлика разноцветные камни МАРЛБС.

(В процессе драматизации используется также домик, кукла Даренка и дед Кокованя).

Игрушки оставляются в группе, чтобы дети могли с ними играть по собственной инициативе.

Также дети совместно с родителями работают над оформлением мини-музея «Мир

удивительных камней».

Непосредственно – образовательная деятельность

Понедельник

Тема «Камни и их свойства»

Цели: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить

свойства и качества предложенных материалов

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с

водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения,

оформление коллекций.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о

свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать

стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность,

умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в

коллективе.

Вторник

Тема: Рисование по замыслу: «Превращение камешков

»

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм.

Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать

изобразительную технику. Развивать воображение.

Тема: Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в

одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных

цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней,

инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм

камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Среда

Тема «Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать

камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а

также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со

свойствами камней на предыдущих занятиях.

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "на ощупь" свойства вещества:

твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом

экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Четверг

Тема: Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цели: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа

каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение

планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство

композиции

Тема: Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней).

Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Пятница

Тема: Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели. Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в

атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать

у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Развитие речи

Тема: «Сами виноваты» С.Михалков

Задачи. Побуждать детей аргументировано высказывать свое мнение, рассуждать.

Передавать содержание сказки в свободной игре-театрализации. Подбирать эпитеты к

заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Тема: Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Задачи. Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей

атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать

у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.



В раздел образования