Напоминание

Консультация "Формирование здорового образа жизни"


Автор: Ленникова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 49 «Жемчужинка»
Населённый пункт: г Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация "Формирование здорового образа жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 слайд.

Здравствуйте, тема «Формирование здорового образа жизни дошкольников

через использование оздоровительных технологий »

2 слайд.

Формирование здорового образа жизни является основной задачей не

только в семье, но и в образовательных организациях. От уровня

психического и физического положения населения, от состояния его

здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому формирования

здорового

образа

жизни

детей

с

использованием

оздоровительных

технологий очень актуальны в настоящее время.

3 слайд.

Поэтому объект исследования моей работы: это процесс формирования

здорового образа жизни

детей дошкольного возраста с использованием

оздоровительных технологий.

А предмет исследования: оздоровительные технологии как средство

формирования здорового образа жизни дошкольников.

Цель

исследования:

система

мероприятий

по

формированию

здорового образа жизни дошкольников с применением оздоровительных

технологий.

В соответствии с целью были определены задачи данной работы:

1.

Изучить теоретические основы формирования здорового образа

жизни дошкольников с использованием оздоровительных технологий.

2. Проанализировать образовательные программы ДОУ по содержанию

задач по формированию здорового образа жизни детей.

3.Разработать

и

частично

реализовать

комплекс

мероприятий

по

формированию здорового образа жизни с применением оздоровительных

технологий.

4 слайд.

База

практики:

Муниципальное

дошкольное

образовательное

учреждение – детский сад №49 «Жемчужинка» города Димитровград.

5 слайд.

Здоровье – что означает это понятие?. Существует много определений этого

понятия,

например,

п

о

определению

Всемирной

Организации

Здравоохранения "здоровье - это состояние физического, духовного и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических

дефектов".

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем

организма человека, основу которого составляет биологическая программа

индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем

организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу

которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система

ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

6 слайд.

Здоровье зависит лишь на 20% от наследственных факторов, на 20% -

от условий внешней среды (экологии), и только на 10% - от деятельности

системы здравоохранения. Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения

человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни,

способствующих сохранению здоровья.

7 слайд.

Проблема здоровья интересовала многих педагогов. Я. А. Коменский

был первым педагогом, последовательно обосновавшим принцип природо -

сообразности в воспитании. Он отмечал три условия для сохранения бодрого

состояния нашего тела:

- во - первых телу нужно питание, но питание должно быть без

излишеств,

чтобы

способность

пищеварения

не

затруднялась

и

не

ослаблялась»

- во - вторых « человеческому телу необходимы вообще сильные

движения , деятельность и серьезные упражнения или игры»

- в – третьих – переменный отдых в виде ночного и дневного сна, а

также

«Бесед,

игр,

шуток,

музыки

тому

подобных

развлечений

восстанавливающих силы внутренних и внешних чувств»

Д.Локк рассматривал процесс становления и воспитания человека в

неразрывном единстве его физического, умственного и психического

здоровья.

В работах И.И. Бецкого рассматриваются вопросы личной гигиены,

режим питания, закаливания, развития органов чувств и физических

упражнений, а также игры.

Выдающийся писатель Н.И. Новиков впервые в России употребил

слово «педагогика», которое обозначает особую и важную науку о

воспитании тела , разума и сердца.

Огромный вклад в теорию сохранения, укрепления и формирования

здоровья внес известный ученый, врач и педагог Н.И. Пирогов.

Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у

подрастающего

поколения

во

все

периоды

развития

общества

рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых, но, в тоже

время, ее практическая реализация всегда имела прямую зависимость от

социальных, экономических, политических и религиозных факторов.

8 слайд.

Задачи, содержание работы по приобщению дошкольников к ЗОЖ

представлены в ряде образовательных дошкольных программ. Рассмотрим

некоторые из них.

Одной из отличительных особенностей программы «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.Е. Васильевой.

является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Так же

отмечено, что детей учат осознавать ценность здорового образа жизни ,

бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными

правилами безопасного поведения. Программа "Детство" предусматривает

валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о

здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры,

о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и

правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и

разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания

элементарной помощи и самопомощи

9 слайд.

В

детском

саду

используют

разнообразные

оздоровительные

технологии по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании:

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на

физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников;

технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и

социальное здоровье ребенка-дошкольника.

валеологического просвещения родителей-- обеспечения валеологической

образованности родителей воспитанников ДОУ .

10 слайд.

На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и

укрепления здоровья детей с использованием оздоровительных технологий,

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня,

правильная организация питания имеет большое значение. Необходимо

соблюдать принципы: составление полноценных рационов питания;

строгое соблюдение технологических требований при приготовлении

пищи повседневный контроль за работой пищеблока.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

в

дошкольном

образовании, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

дошкольников: Это физкультурные минутки. Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая

гимнастика.

Гимнастика

для

глаз.

Психогимнастика.

Релаксация. Бодрящая

гимнастика.

Утренняя

гимнастика.

Физкультурные

занятия.

Подвижные

и спортивные

игры .Активный отдых.

Ритмопластика

- это инновационный метод

работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку

специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Артикуляционная

гимнастика

Сказкотерапия «Сенсорная

тропа», Цветотерапия. «Сухой дождь», Ароматерапия Закаливание.

11 слайд.

Одним из основных направлений по формированию физически и

психически здорового ребенка является работа с родителями. Совместная

работа с семьей в ДОУ включает:

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния

здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2.Участие

в

составлении

индивидуальных

программ

(планов)

оздоровления детей;

3.Целенаправленную

санитарно-просветительную

работу,

пропагандирующую

общегигиенические

требования,

необходимость

рационального

режима

и

полноценного

сбалансированного

питания,

закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

4.Ознакомление

родителей

с

содержанием

физкультурно-

оздоровительной работой в детском саду;

5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,

дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);

6.Ознакомление

с

лечебно-профилактическими

мероприятиями,

проводимыми

в

дошкольном

учреждении,

обучение

отдельным

нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях

хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках

передвижках, в библиотеке детского сада;

7.Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием

магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с

просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на

стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

12 слайд.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с

семьей являются:

Родительские собрания - Они проводятся групповые и общие (для

родителей всего учреждения 2-3 раза в год).

Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья,

туристические походы - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не

только воспитанников детского сада, но и их родителей.

Дни открытых дверей - являясь достаточно распространенной формой

работы,

дают

возможность

познакомить

родителей

с

дошкольным

учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-

образовательной

работы,

заинтересовать

ею

и

привлечь

к

участию.

Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей,

подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные

советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для

общения с детьми.

Совместный

просмотр

видеофильмов,

фильмов

-

заставляет

обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка

Передача опыта семейного воспитания - можно осуществить через

разнообразные интервью, выставки, конференции.

Комплектование

педагогической

библиотеки

по

организации

физического воспитания. Выпуск газеты – где освещаются актуальные

вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические

материалы и рекомендации для родителей.

Беседа с родителями - являются наиболее эффективной формой

доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе.

Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится

таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Консультации родителей - которые проводятся индивидуально или

для подгруппы родителей. Формы проведения консультаций различны

(квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

обсуждение

статьи,

заранее

прочитанной

всеми

приглашенными

на

консультацию; практическое занятие).

Анкетирование-

помогает

выявить

наиболее

приемлемые

и

эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу

коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у

родителей вызывают затруднения.

13 слайд.

Система

работы

по

использованию

оздоровительных

технологий

осуществлялась в детском саду № 49 «Жемчужинка» города Димитровграда

Ульяновской области с детьми старшей группы в количестве 20 человек.

Цель работы: выявить уровень сформированного

представления у

детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни. Для

решения поставленной цели, мы определили задачи:

1.

Подобрать методы для проведения диагностики детей;

2.

Провести диагностику детей;

3.

Оценить уровень развития знаний у детей о здоровом образе

жизни

, с точки зрения родителей.

14 слайд.

. Была проведена диагностика детей по методике В. Г. Кудрявцева для

определения уровня сформированности здорового образа жизни:

По результатам диагностики из 20 детей – 10% имеют высокий уровень

развития, 50% - средний уровень, 40% - низкий уровень

Также провели анкетирование родителей.

Каждый ответ «да»

оценивался нами в 3 балла. Ответ «нет» - 1 балл, «иногда» - 2 балла. По

набранному количеству баллов мы определили уровни развития здоровье -

сберегающих представлений у детей по мнению родителей. До 7 баллов –

низкий уровень, от 8 до 11 баллов – средний уровень и высокий уровень от

12 до 15 баллов. В результате анкетирования 30% родителей оценили

уровень развития знаний как высокий, 45% родителей считают, что у детей

средний уровень, а 25% - низкий.

По результатам анкетирования родителей и диагностики стало видно,

что результаты проведенных нами исследований не всегда совпадают

мнениями родителей. Это вызвано двумя причинами: субъективность

родительских оценок и тем, что ребенок чувствует себя в кругу семьи более

раскрепощенным по сравнению с детским садом. Результаты показали, что

уровень знаний у детей недостаточно высок.

15 слайд.

Так как результаты

показали, что уровень знаний

у детей

недостаточно высок,

было решено

использовать оздоровительные

технологии в интеграции образовательных областей

по ФГОС.

Утро

начиналось в детском саду с радостных встреч с детьми. Доброжелательное

отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия

позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять

тревожность,

усталость,

замкнутость.

Этому

способствуют

коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей. Они

предполагают рукопожатие, поглаживание, теплые, ободряющие слова,

заинтересованное отношение к настроению, самочувствию друг друга, юмор,

улыбки и смех детей.

С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с

длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного

внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем

уровне, проводили физминутки, длительность составляет 3-5 минут. Часто

такие паузы представляют собой гимнастику для стимуляции деятельности

речевых центров, куда входят упражнения для коррекции речи: логоритмика,

пальчиковая

гимнастика,

артикуляционная

гимнастика,

зрительная

гимнастика. Иногда в непосредственно образовательную деятельность

включали релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и

снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под

тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса»,

«Море» повышает эффективность релаксационных упражнений.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка играет

НОД по физкультуре. На этих занятиях

формируется потребность в

движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

16 – 17 слайд.

Определено содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по

приобщению к здоровому образу жизни по блокам. Так же разработан

тематический план по блокам.

1 БЛОК. Физическое здоровье.

В своей работе с детьми уделяли внимание выработке привычки по

сохранению правильной осанки, активизации самоконтроля на основе

приобретенных знаний, умений.

Индивидуальная

работа учитывала

наличие у детей знаний о правилах поведения, умений следовать им и

привычки руководствоваться познанными правилами.

Старались через беседы и дидактические игры дать детям знания о

расположении к свету при рисовании, рассматривании книг. Познакомить с

приемами положения головы при сидении за столом. Рассказывали о

правилах просмотра передач по телевидению для сохранения остроты зрения.

Обучали детей правилам по уходу за глазами в различных жизненных

ситуациях. Активизировать выполнение гимнастики для глаз в утренний и

вечерний отрезок времени. Для формирования понимания значимости

правильного дыхания, влияния окружающей среды на работу легких

использовалась тема - «Мы дышим – значит живем».

Проведены занятия с целью дать детям представление о том, что

человек дышит постоянно; он вдыхает и выдыхает воздух; хорошо

работается легким, если грудная клетка развернута и воздух свежий; особо

выделили роль комнатных растений, деревьев в очищении воздуха. С этой

темой тесно связана следующая - «Сердце – наш мотор».

Рассматривали иллюстрации, анатомический атлас, чтобы дать детям

представление, что сердце по сосудам гоняет кровь, которая несет всем

клеткам пищу. Используя игровые ситуации помогли детям осознать, что

сердце работает всегда, но по-разному; сравнить, как бьется сердце в покое и

при

физических

нагрузках,

о

влиянии

физических

упражнений,

эмоционального

состояния

на

работу

сердца.

А

так

же

оценить

благоприятные и неблагоприятные условия для функционирования

и

укрепления сердца.

Провели беседы о частях тела, объяснили, что наши части тела

двигаются благодаря мышцам, что люди отличаются силой мышц. Человек

может выполнять быстрые и медленные движения, резкие и плавные.

Для осознанного формирования культурно-гигиенических навыков у

дошкольников и здоровье - сберегающего поведения использовали темы:

«Зачем нам язык?», «Зубы – самые твердые части нашего тела». Важным

считаем

использование

сюжетных

и

игровых

ситуаций

проблемного

характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты

думаешь, если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не

расчесываться и т.п.

18 слайд. 2 блок Психологическое здоровье.

Наблюдая за игровой и повседневной деятельностью детей обратили

внимание, что поведение ребенка 5 - 6 лет еще не устойчиво: он умеет

выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам

и взрослым, однако, не всегда делает это в общении и повседневной жизни.

В связи с этим включена работа по овладению детьми языком эмоций.

Использовали дидактические и игры психологического характера для

овладения детьми мимикой своего лица,

пантомимикой, закрепление в

эмоциональной сфере положительных эмоций, обучение детей адекватному

выражению эмоций (соответственно ситуации). Все это закрепляло навыки

здорового образа жизни. Игры создавали положительный эмоциональный

подъем, вызывали хорошее самочувствие.

В работу включили по преодолению конфликтности в общении детей,

коррекции драчливости у дошкольников, снятие вербальной агрессии

преодоление

импульсивности

у

дошкольников.

Используя

для

этого

различные виды игр, в том числе и сюжетно-ролевые: «Поликлиника»,

«Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные».

19 - 20 слайд.

3 БЛОК. Работа с родителями. С уверенностью можно сказать, что

ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет

дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с

семьёй.

Взаимодействие

родителей

и

воспитателей

направлено

на

приобретение родителями опыта сотрудничества, как со своим ребенком,

так и с педагогами по формированию здоровье - сберегающего поведения.

Работа

с

родителями

детей

осуществлялась

по

следующим

направлениям:

формирование знаний о влиянии поведения человека на сохранение

хорошего

зрения,

значимости

правильного

дыхания

в

профилактике

простудных

заболеваний

и

влиянии

окружающей

среды

на

работу

дыхательной системы;

значение языка в жизни человека и правилах ухода за ротовой

полостью;

формирование знаний об эмоциональном развитии детей шестого

года жизни;

побуждение родителей к осмыслению результатов наблюдения за

детьми, их анализу; развитие желания видеть причины поведения детей по

сохранению здоровья;

участие

родителей

в

выполнении

домашних

заданий

детьми,

связанных с проведением утренней гимнастики, соблюдением культурно-

гигиенических навыков;

привлечение родителей к участию в совместных оздоровительных

мероприятиях с целью приобщения к здоровому образу жизни;

формирование навыков правильного реагирования родителей на

различные эмоциональные проявления у детей.

21-22 слайд.

Необходимым

условием

для

осуществления

обогащенного

физического развития и оздоровления детей является создание развивающей

среды.

В

группе

создан

«Уголок

здоровья»

Он

оснащается

как

традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием:

1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения,

усталости.

2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и

увеличения объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно,

что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно

воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа

ступней ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки и др.

В

«Уголке

здоровья»

также

находятся

книги,

энциклопедии,

иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему

здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт –

это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры

научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят

культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

23 слайд.

Разработанная система работы по приобщению к ЗОЖ позволила

сформировать у дошкольников здоровье - сберегающие умения и навыки.

Дети стали соблюдать правила по охране зрения: рассматривать книги и

рисовать в хорошо освещенном месте, соблюдая правильную позу; делать

упражнения для снятия усталости глаз. Многие дети стали пользоваться

носовым дыханием, осознавая его значимость. Они стали понимать значение

физической культуры в укреплении мышц, самостоятельно организовывали

двигательную деятельность в группе, на прогулке. У детей появилась

способность приспосабливать выполнение движений к складывающимся

условиям и самостоятельному проведению каждым ребенком отдельных

упражнений во время утренней гимнастики, умение оценить качество

выполнения упражнений сверстниками. Научились осторожно обращаться с

незнакомой пищей, обозначать вкусовые ощущения словом, полоскать рот

после приема пищи, правильно чистить зубы. Очень понравилось детям

выражать посредством пантомимики свои эмоции (радость, грусть, злость,

страх, удивление, вина). Они стали иногда понимать собеседника по

выражению лица, жестам, эмоциям.

После проделанной работы была проведена повторная диагностика

детей по той же методике В. Г. Кудрявцева для определения уровня

сформированности здорового образа жизни. По результатам можно сделать

вывод, что повысился уровень знаний детей о здоровом образе жизни.

Низкий показатель знаний снизился до 0%, в начале исследования высоким

уровнем знаний обладали 1 ребенок, а после проведения работы данным

уровнем обладают уже 2 ребёнка; на одного ребенка повысился результат в

среднем уровне. Итак можно говорить о положительной динамике. При

повторном проведении опросника дети показали хорошие результаты, были

более уверены и значительно быстрее отвечали на вопросы.

Так же было проведено повторное анкетирование родителей.

После

проведённого анкетирования было выявлено, что большинство родителей

стали относятся серьёзней к данной теме.

24 слайд.

Закончить свое выступление хочу небольшим четверостишьем:

Дороже здоровья нет ничего

Все дети и взрослые знают про то

Так пусть же здоровье они берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Желаю Всем крепкого здоровья и творческих успехов. Спасибо за внимание.



В раздел образования