Автор: Зайкина Виктория Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Три способа защиты от шаха"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
по обучению игре в шахматы педагога дополнительного образования высшей
квалификационной категории МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Зайкиной В.Л.
Тема: «Три способа защиты от шаха
».
Форма проведения: познавательно-игровое занятие.
Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков по теме.
Участники: учащиеся 1 года обучения по ДОП «В гостях у Каиссы».
Время проведения: 25 минут.
Цель: систематизация теоретических знаний по теме занятия и отработка навыков их
практического использования.
Задачи:
1.
Образовательные:
повторить теоретический материал о короле (ходы и взятия);
активизировать и систематизировать базовые знания о способах защиты от шаха;
учить использовать полученные знания на практике.
2.
Воспитательные:
воспитывать интерес к шахматной игре;
усидчивость.
3.
Развивающие:
развивать логику, мышление;
развивать внимание и память учащихся.
4.
Формирование предпосылок к УУД:
Коммуникативные:
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Адекватное проявление своих чувств;
Умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Познавательные:
Инициативность, любознательность;
Способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания;
Личностные:
Умение подчиняться различным правилам и социальным нормам;
Проявление эмпатии по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается;
Соблюдение элементарных общепринятых норм, наличие первичных ценностных представлений
о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать хорошо;
Проявление уважения к старшим.
Материально-техническое оснащение: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат.
Наглядно-дидактический материал: магнитные фигуры.
План занятия
1.
Организационный этап (1 мин.)
2.
Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе
занятия (2 мин.)
3.
Основной этап (20 мин.)
3.1.
Повторение теоретического материала по теме занятия (5 мин.)
3.2.
Закрепление теоретических знаний учащихся путём решения шахматных задач у
демонстрационной доски и за шахматными столами. (15 мин.)
4.
Заключительный этап (2 мин.) Подведение итогов занятия. Оценка деятельности.
№
п/п
Этап занятия
Методические
основы
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Формируемые
предпосылки к УУД
Материалы
1.
Организационный этап (1 мин.)
1.1.
Встреча
детей.
Приветствие
детей
Активизация
внимания
Приводит детей в кабинет.
Предлагает занять места за
шахматными столами.
Вход в кабинет, определение
места за шахматными
столами.
Коммуникатив
ные:
закреплять правила
невербального
поведения
1.2.
Создание
условий для
формулиро-
вания
цели
занятия
Мотивация
деятельности
-
Здравствуйте,
дети!
Сегодня
мы
продолжаем
учиться
ставить
шах
и
защищаться от него.
Внимательно
слушают
педагога,
готовятся
к
восприятию материала.
Коммуникативные:
адекватное
проявление своих
чувств.
2.
Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности (2 мин.)
2.1.
Актуализация
имеющихся
знаний о короле
– Перед выполнением заданий
давайте вспомним, что мы знаем о
короле.
- Действительно, это главное
правило шахмат: короля сбить
нельзя! Это нарушение правил
игры! И если вы сбили короля, то
вы проиграли всю битву.
Ответы детей:
1)
Король ходит и бьёт
на
одну
клетку
в
любую сторону
2)
Короля нельзя сбить
с доски, потому что
он бессмертный.
Коммуникатив
ные:
слушать и понимать
речь педагога;
следовать правилам
общения и
поведения в группе.
Познавательн
ые:
инициативност
ь.
Наборы
шахмат на
столах.
3.
Основной этап (20 мин.)
3.1.
Повтор
ение
теорети
чес-
кого
Фронтальный
опрос по теории
Вопросы:
1)
Что такое шах?
2)
Какие фигуры могут
поставить шах?
3)
Почему король не может
Ответы детей:
1)
Шах-это
нападение
на короля.
2)
Любые фигуры кроме
короля.
Познавательные:
инициативность,
любознательность;
способность
принимать
Демонстрац
ионная
доска,
фигуры
матери
ала
по
теме
занятия
(5 мин.)
поставить шах?
4)
Какие способы защиты от
шаха вы знаете?
- Молодцы. А теперь давайте всё,
что мы вспомнили, закрепим на
практике.
3)
Короли
не
могут
стоять рядом друг с
другом.
4)
Король
может
позвать на помощь –
его закроют от шаха.
Король
убежит
от
шаха.
Король
сам
себя
защитит,
сбив
нападающую фигуру.
собственные
решения, опираясь
на свои знания;
находить ответы на
вопросы,
информацию,
полученную от
педагога.
Коммуникатив
ные:
умение слышать
других и стремление
быть понятым
другими.
3.2.
Закрепление
теоретически
х
знаний
учащихся
путём
решения
шахматных
задач
у
демонстрацио
нной доски и
за
шахматными
столами.
(15 мин.)
Проблемные
задания для
контроля
усвоения умения
ставить шах и
защищаться от
него.(5 мин)
Проблемные
задания для
контроля
усвоения умения
защищаться от
шаха.(5 мин)
Практика
игры.
Педагог расставляет на
демонстрационной доске
варианты шаха в один ход.
Педагог расставляет на
демонстрационной доске те же
варианты, но уже с шахом
королю.
-
Молодцы,
справились
с
заданиями хорошо. Кто сегодня к
доске не ходил, сделает это на
следующем занятии.
- А теперь у вас на столах я
выставила шахматные задания для
Дети по очереди (2-3 чел)
выходят к доске и пробуют
ставить шах королю
Дети по очереди (2-3 чел.)
выходят к доске и пробуют
защитить короля от шаха,
объясняя, что они делают.
Дети получают
поощрительные награды
(накопительные жетоны
«клубничка» ) за верно
выполненное задание.
Регулятивные:
учиться отличать
верно выполненное
задание от
неверного.
Познавательные:
инициативность,
любознательность;
Л
ичностные
умение подчиняться
различным
правилам;
проявление эмпатии
по отношению к
другим детям,
готовность прийти
на помощь тем, кто в
Задачи в
приложении
Шахматные
столы,
наборы
шахмат.
Наглядно-
дидактическ
ий материал:
магнитные
карточки
фигур,
Работа в парах.
Проблемное
задание для
контроля
усвоения умения
нападать на
короля и
защищаться от
шаха.(5 мин)
работы в парах. Они похожи на те,
которые мы выполняли у доски.
Перед практической игрой давайте
вспомним наши правила, которые
нельзя нарушать.
- Будьте внимательны. Итак, белые
ходят первыми.
Во время работы в парах педагог
контролирует процесс,
направляет и объясняет, если
возникнут затруднения.
Ответы детей:
1.
Белые ходят первыми.
2.
Тронул фигуру, ей надо
ходить.
3.
Смотри, думай, двигай.
4.
Играем тихо.
этом нуждается.
Коммуникатив
ные:
активное
взаимодействие
со
сверстниками.
4.
Заключительный этап (1 мин.)
4.1.
Подведение
итогов
Обобщение,
оценка
деятельности,
выстраивание
перспектив
- Стоп – игра! Сегодня мы с вами
закрепили
знания
и
умения
нападать на короля и защищать его
от шаха.
И сейчас я могу с уверенностью
сказать, что все вы знаете правила
нападения на короля и способы его
защиты. Тема очень сложная, и
сегодня не все на практике смогли
с уверенностью защитить своего
короля. Но у нас всё ещё впереди.
На следующем занятии мы с вами
познакомимся с хитрыми шахами,
которых
больше
всего
боится
король.
А перед тем, как вы покинете
кабинет,
нужно
придвинуть
стульчики и построиться (педагог
ведёт детей в группу).
До свидания! До новых
Дети получают награды за
занятие.
Дети приводят в порядок свои
рабочие места.
Дети вместе с педагогом
уходят из кабинета в свою
группу.
Л
ичностные:
соблюдение
элементарных
общепринятых норм,
наличие первичных
ценностных
представлений о
том, «что такое
хорошо и что такое
плохо», стремление
поступать хорошо
(не завидовать
успехам других, а
стремиться к
«вершинам»;
проявление
уважения к старшим.
Регулятивные:
самоконтроль.
встреч!