Автор: Очир-Горяева Эльза Бовушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова, д.15
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционные технологии с особыми детьми в Центре социальной поддержки и реабилитации.
Раздел: дошкольное образование
Психокоррекционные технологии с особыми детьми в Центре социальной
поддержки и реабилитации.
Коррекционный процесс, рассматривающийся с точки зрения
методического обеспечения, необходим со следующими методическими
средствами: психокррекционный комплекс, программы, методы и техники.
Первые два решают стратегические задачи управления коррекционным
процессом, а дальнейшие ориентированы на решение таких задач: определения
формы занятий, количества обучающихся, продолжительности и режима
занятий.
В Центре социальной поддержки и реабилитации находятся дети из семей дети
со значительными задержками в психическом и физическом развитии. Они не в
состоянии самостоятельно передвигаться, говорить, некоторые не видят.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья направляются в ЦСПР органами
социальной защиты населения только с согласия родителей (законных
представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Если у ребенка низкий уровень интеллекта, то делается вывод о необходимости
развития и коррекции общего интеллектуального уровня. Функциональная
модель направлена на изучение отдельных психических функций ребенка
(восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.). Сегодня психическая
функция рассматривается как сложная система, имеющая уровневый характер и
формирующаяся в онтогенезе для выполнения определённых жизненных задач
(В.Д. Шадриков, В.П. Ильин и др.). Целью диагностики при функциональном
подходе является выяснение степени успешности функционирования такой
психологической системы при решении конкретных задач деятельности.
Коррекционная работа при данном подходе будет заключаться в компенсации
плохо работающих элементов системы и формировании новых взаимодействий.
Специалисты нашего учреждения, составляют индивидуальную
программу реабилитации инвалида, которая содержит как реабилитационные
мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с
федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и
реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам
инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-
правовых форм и форм собственности.
Для организации коррекционных занятия учитываются следующие принципы:
1.принцип последовательности - постепенное усложнение занятий;
2.принцип доступности заданий;
3.принцип систематичности занятий;
4.принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-
дефектологов, логопедов.
На занятиях используем следующие психотехники: усвоение цвета, формы,
размера предметов. Происходит стимуляция поисковых движений,
побуждением ребенка к активной ориентировке в задании.
1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в
практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок,
отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Игры с «вкладышами», игра: «Закрой коробки», «Найди окошко». Ребенку
предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести
с местом.
Оборудование:
коробки с крышками разной формы,
объемные геометрические формы по объему подходящие к
прорези,вкладыши.
доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из
геометрических форм.
2. Восприятие формы без предметно-практических манипуляций.
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без
предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета,
соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их
словесное обозначение).
Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото».
Оборудование:
карточки с изображением геометрических форм;
парные плоскостные или пластмассовые формы;
предметы и игрушки разной формы;
3. Запоминание форм.
Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; умение
сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый»,
«квадратный», «овальный», «треугольный».
Игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».
Оборудование:
карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и
пр.),
плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает
выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и у
ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины,
умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
4. Зрительное восприятие величины.
Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины,
соотносить зрительный образ со словом.
Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине),
«Закончи узор» «Построй башни» и др.
Оборудование:
карточки с изображением предметов разной величины,
большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
фломастеры,
трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
Литература
1.
А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,
2014
2.Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в
адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2001. – 384 с.