Напоминание

Психокоррекционные технологии с особыми детьми в Центре социальной поддержки и реабилитации.


Автор: Очир-Горяева Эльза Бовушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова, д.15
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционные технологии с особыми детьми в Центре социальной поддержки и реабилитации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психокоррекционные технологии с особыми детьми в Центре социальной

поддержки и реабилитации.

Коррекционный процесс, рассматривающийся с точки зрения

методического обеспечения, необходим со следующими методическими

средствами: психокррекционный комплекс, программы, методы и техники.

Первые два решают стратегические задачи управления коррекционным

процессом, а дальнейшие ориентированы на решение таких задач: определения

формы занятий, количества обучающихся, продолжительности и режима

занятий.

В Центре социальной поддержки и реабилитации находятся дети из семей дети

со значительными задержками в психическом и физическом развитии. Они не в

состоянии самостоятельно передвигаться, говорить, некоторые не видят.

Дети с

ограниченными возможностями здоровья направляются в ЦСПР органами

социальной защиты населения только с согласия родителей (законных

представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Если у ребенка низкий уровень интеллекта, то делается вывод о необходимости

развития и коррекции общего интеллектуального уровня. Функциональная

модель направлена на изучение отдельных психических функций ребенка

(восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.). Сегодня психическая

функция рассматривается как сложная система, имеющая уровневый характер и

формирующаяся в онтогенезе для выполнения определённых жизненных задач

(В.Д. Шадриков, В.П. Ильин и др.). Целью диагностики при функциональном

подходе является выяснение степени успешности функционирования такой

психологической системы при решении конкретных задач деятельности.

Коррекционная работа при данном подходе будет заключаться в компенсации

плохо работающих элементов системы и формировании новых взаимодействий.

Специалисты нашего учреждения, составляют индивидуальную

программу реабилитации инвалида, которая содержит как реабилитационные

мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с

федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и

реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам

инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности.

Для организации коррекционных занятия учитываются следующие принципы:

1.принцип последовательности - постепенное усложнение занятий;

2.принцип доступности заданий;

3.принцип систематичности занятий;

4.принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-

дефектологов, логопедов.

На занятиях используем следующие психотехники: усвоение цвета, формы,

размера предметов. Происходит стимуляция поисковых движений,

побуждением ребенка к активной ориентировке в задании.

1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в

практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок,

отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Игры с «вкладышами», игра: «Закрой коробки», «Найди окошко». Ребенку

предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести

с местом.

Оборудование:

коробки с крышками разной формы,

объемные геометрические формы по объему подходящие к

прорези,вкладыши.

доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из

геометрических форм.

2. Восприятие формы без предметно-практических манипуляций.

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без

предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета,

соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их

словесное обозначение).

Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото».

Оборудование:

карточки с изображением геометрических форм;

парные плоскостные или пластмассовые формы;

предметы и игрушки разной формы;

3. Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; умение

сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый»,

«квадратный», «овальный», «треугольный».

Игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».

Оборудование:

карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,

объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и

пр.),

плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник,

треугольник).

В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает

выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и у

ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины,

умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

4. Зрительное восприятие величины.

Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины,

соотносить зрительный образ со словом.

Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине),

«Закончи узор» «Построй башни» и др.

Оборудование:

карточки с изображением предметов разной величины,

большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,

фломастеры,

трафареты с изображением предметов и животных разной величины.

Литература

1.

А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –Дону,

2014

2.Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в

адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр

«Педагогический поиск», 2001. – 384 с.



В раздел образования