Автор: Любчикова Любовь Николаевна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: НСО, Венгеровский район, село Венгерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Раздел: среднее образование
Применение исследовательского метода при решении задач на примере
урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Исследовательский метод применяю при решении задач по физике.
Процесс решения физических задач предполагает выполнение
обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается
в рассмотрении всех возможных случаев задачи, анализе, сравнении
возможных решений. Исследовательский метод дает возможность
самостоятельного поиска и радость открытия. У обучающихся формируются
такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос
знаний и умений в новую ситуацию.
Как известно, решению задач на уроках физики отводится большое
место. В методике под физической задачей понимают проблему, решаемую с
помощью логических умозаключений, математических действий,
эксперимента на основе законов и методов физики. Каждая задача содержит
информационную часть, условие и требование – вопрос. Информационная
часть может быть достаточно богатой, поэтому само содержание задачи
позволяет знакомить с историей, с достижениями техники, сообщать
сведения из других наук.
Общая структура деятельности по решению задач
Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать
его, выделить главные элементы.
Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и
составить план решения, правильно подобрав методы решения.
Решение. Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить
намеченный план решения.
Проверка результата - прикидка достоверности решения.
Исследование решения. Ученик должен изменить немного задачу,
поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.
Разберем на примере стандартной задачи на «Архимедову силу»:
Задача №1. Каков объем металлического шарика, если он выталкивается из
воды с силой 500 Н?
Используя структуру деятельности по решению задач, ученик
анализирует и вспоминает, от чего же зависит выталкивающая сила: от
плотности воды и объема тела. Тогда у обучающегося возникает вопрос, для
чего же здесь сказано именно о металлическом шарике, ведь от плотности
тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от плотности жидкости, в
данном случае, воды. Обучающийся смело подставляет данные, полученные
в ходе умозаключения, в формулу и записывает ответ.
Задача №2. Какая требуется сила, чтобы удержать в воде медный брусок
массой 270 г и объемом 30 см
3
?
Используя структуру деятельности по решению задач, ученик
анализирует и вспоминает, выталкивающая сила равна разности веса тела в
воздухе и веса этого тела, погруженного в жидкость
F
A
= Р
ввозд
– Р
Ж
. Вес тела
в воздухе вычисляется по формуле P
ввозд
=mg . А нам нужно найти вес тела в
воде, следовательно Р
Ж
= P
ввозд
- F
A
, осталось вычислить выталкивающую
силу, и здесь также как и в предидущей задаче , ученик размышляет, от чего
же зависит выталкивающая сила: от плотности воды и объема тела. Тогда у
обучающегося возникает вопрос, для чего же здесь сказано именно о медном
бруске, ведь от плотности тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от
плотности жидкости, в данном случае, воды. Обучающийся смело
подставляет данные, полученные в ходе умозаключения, в формулу и
записывает ответ.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию
исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном
этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать
свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные
выводы. А значит сделать обучение более эффективным и отвечающим
современным требованиям.