Напоминание

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"


Автор: Любчикова Любовь Николаевна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: НСО, Венгеровский район, село Венгерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Раздел: среднее образование





Назад




Применение исследовательского метода при решении задач на примере

урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике.

Процесс решения физических задач предполагает выполнение

обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается

в рассмотрении всех возможных случаев задачи, анализе, сравнении

возможных решений. Исследовательский метод дает возможность

самостоятельного поиска и радость открытия. У обучающихся формируются

такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос

знаний и умений в новую ситуацию.

Как известно, решению задач на уроках физики отводится большое

место. В методике под физической задачей понимают проблему, решаемую с

помощью логических умозаключений, математических действий,

эксперимента на основе законов и методов физики. Каждая задача содержит

информационную часть, условие и требование – вопрос. Информационная

часть может быть достаточно богатой, поэтому само содержание задачи

позволяет знакомить с историей, с достижениями техники, сообщать

сведения из других наук.

Общая структура деятельности по решению задач

Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать

его, выделить главные элементы.

Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и

составить план решения, правильно подобрав методы решения.

Решение. Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить

намеченный план решения.

Проверка результата - прикидка достоверности решения.

Исследование решения. Ученик должен изменить немного задачу,

поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.

Разберем на примере стандартной задачи на «Архимедову силу»:

Задача №1. Каков объем металлического шарика, если он выталкивается из

воды с силой 500 Н?

Используя структуру деятельности по решению задач, ученик

анализирует и вспоминает, от чего же зависит выталкивающая сила: от

плотности воды и объема тела. Тогда у обучающегося возникает вопрос, для

чего же здесь сказано именно о металлическом шарике, ведь от плотности

тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от плотности жидкости, в

данном случае, воды. Обучающийся смело подставляет данные, полученные

в ходе умозаключения, в формулу и записывает ответ.

Задача №2. Какая требуется сила, чтобы удержать в воде медный брусок

массой 270 г и объемом 30 см

3

?

Используя структуру деятельности по решению задач, ученик

анализирует и вспоминает, выталкивающая сила равна разности веса тела в

воздухе и веса этого тела, погруженного в жидкость

F

A

= Р

ввозд

– Р

Ж

. Вес тела

в воздухе вычисляется по формуле P

ввозд

=mg . А нам нужно найти вес тела в

воде, следовательно Р

Ж

= P

ввозд

- F

A

, осталось вычислить выталкивающую

силу, и здесь также как и в предидущей задаче , ученик размышляет, от чего

же зависит выталкивающая сила: от плотности воды и объема тела. Тогда у

обучающегося возникает вопрос, для чего же здесь сказано именно о медном

бруске, ведь от плотности тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от

плотности жидкости, в данном случае, воды. Обучающийся смело

подставляет данные, полученные в ходе умозаключения, в формулу и

записывает ответ.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию

исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном

этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать

свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные

выводы. А значит сделать обучение более эффективным и отвечающим

современным требованиям.



В раздел образования