Автор: Терво Анна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п.Калевала
Наименование материала: публикация
Тема: Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление,
воображение,
память
и
эмоции.
Речь
начинает
активно
формироваться
уже
в
раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой
культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического
строя речи.
Ребенок
многое
усваивает
путем
подражания
окружающим
его
людям,
соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи
протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с
учетом возрастных особенностей.
В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых
сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного
творчества
– фольклора.
Именно фольклорные формы
характеризуются
богатством,
яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность
и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою
очередь, способствует развитию речи.
Как
показывают
исследования
лингвистов,
психологов,
педагогов младший
дошкольный
возраст является
периодом
особой
восприимчивости
к
звуковой
стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных
героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать
героям и персонажам художественных произведений.
В народных произведениях нет никаких прописных назиданий и нравоучений,
однако,
что
хорошо,
а
что
плохо
легко
читается
между
строк.
Таким
образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики,
приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей
физически и нравственно. Применение устного народного творчества возможно лишь при
широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений
словесного фольклорного творчества
русского
народа
различных
жанров
и
разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого,
знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи,
пополнению и обогащению их словарного запаса. Использование всех доступных детям
жанров
русского фольклора
в
развитии,
воспитании
и
обучении младших
дошкольников позволяет
детям
приобретать
необходимые
умения
и
навыки
для
использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное
народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его
красоту,
лаконичность
приобщается
к
культуре
своего
народа.
Определено влияние произведений устного народного творчества на образность и
выразительность речи
детей.
Для развития
речи ребенка
следует
шире
использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников - это, прежде
всего, сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.
В нашем дошкольном учреждении в рамках реализации второй годовой задачи по
приобщению дошкольников к народному творчеству, педагоги группы раннего возраста
разработали проект «Лубочные картинки» и удачно выполнили все запланированные
мероприятия. В основе проекта легли иллюстрации Васнецова к потешкам и попевкам.
Совместно
с
родителями
педагогами
была
разработана
картотека
потешек,
сопровождающая
постерами
с
иллюстрациями
Васнецова.
Помимо
этого,
были
оформлены плоскостные фигурки зверей и птиц для театра по мотивам потешек и
песенок. Родители активно принимали участие в проекте. На заключительной встрече по
проекту был представлен совместный лэпбук «Лубочные картинки».
В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков
предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и
интонации, с которыми поется песня или читается потешка. Многие слова песен
переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Зачастую потешка несет определенный смысл и цель, которую легко приурочить к
какому-то режимному моменту. Например, при умывании детей педагог может напевать
«
В
одичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему
способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического
строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти
песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При
чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные
эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение
более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического
творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой
интонационной организации речи ребенка.
* напевное выделение голосом гласных звуков,
* медленный темп,
* наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания,
осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие
речи детей:
* обогащая словарь,
* развивая артикуляционный аппарат,
* фонематический слух,
* давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Потешки, заклички, прибаутки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют
словарный запас, развивают воображение, развивают чувство ритма и рифмы, формируют
интонационную выразительность. Фольклорные произведения интересны детям, они
быстро запоминаются ребенком.