Напоминание

"Личностно-ориентированное обучение развитию речи на уроках русского языка и литературы"


Автор: Мосиенко Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 хутора Первомайского
Населённый пункт: хутор Первомайский, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированное обучение развитию речи на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 хутора Первомайского

муниципального образования Мостовский район

«Личностно-ориентированное обучение развитию речи

на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы

Н.П. Мосиенко

2017 год

В настоящее время многие педагоги и психологи уделяют значительное

внимание

изучению

и

внедрению

в

процесс

образования

и

воспитания

личностно-ориентированного подхода. Это не случайно. Такая популярность

личностно-ориентированного

подхода

обусловлена

требованием

общества

формирования

в

человеке

не

социально-типичного,

а

индивидуального,

позволяющего ребёнку оставаться самим собой. Это во-первых. А во-вторых,

психологи

отмечают,

что

нынешним

школьникам

свойственны

прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а

это

требует

применения

педагогами

новых

подходов

и

методов

во

взаимодействии

с

учащимися.

В-третьих,

современная

школа

остро

нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её

жизнедеятельности.

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой

индивидуальный

сплав

способностей,

темперамента,

характера,

воли,

мотивации. Эти особенности следует учитывать в образовательном процессе.

Я

думаю,

что

личностно-ориентированная

технология

является

одной

из

приоритетных

в

условиях

современной

школы,

так

как

без

учёта

индивидуальных

особенностей

ребёнка

нельзя

воспитывать

и

развивать

полноценную личность

Образование, обучение – это развитие. Процесс развития должен быть

дифференцированным с учётом природных задатков, способностей учащихся.

Говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, мы также

должны иметь в виду его саморазвитие.

Почему выбрана мной данная тема?

На практике я столкнулась с рядом проблем:

-- необходимость у учащихся сформировать стойкую мотивацию к

учению;

-- отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока;

-- различный уровень адаптации детей к коллективу сверстников.

Особое внимание уделяю на развитие речи детей. Развивать устную и

письменную речь невозможно без развития навыков восприятия и понимания

письменного текста.

В 5 классе с первых уроков начинаю работу над развитием речи детей.

Наряду

с

новыми

технологиями

практикую

списывание

текста,

пересказ

содержания

текста

в

соответствии

с

составленным

или

предложенным

планом. При этом сильные учащиеся объясняют значения непонятных слов, а

слабые

повторяют,

запоминают.

Широко

практикую

чтение

по

цепочке

(учащиеся читают по 1 предложению), письменное изложение заученных

правил.

На уроках опираюсь на отрывки из произведений классиков русской

литературы. Читая, слушая, записывая на уроках русского языка отрывки из

произведений мастеров слова, отдельные высказывания поэтов и писателей,

выдающихся деятелей искусства и учёных, ученики убеждаются в том, что

русский язык – «язык гибкий и могучий, звучный и богатый» (А.И.Герцен),

«удивительно чистый и правильный язык» (А.С.Пушкин). Языковой анализ

этих

отрывков,

отдельных

высказываний

способствует

воспитанию

эстетического вкуса учеников, обогащает словарный запас детей. Знакомство

с книжной литературной речью делает очевидной необходимость овладения

ею.

Как

всегда,

точно

утверждение

Александра

Сергеевича

Пушкина:

«Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка».

Наконец, ученики получают образцы для подражания при построении

собственных

высказываний;

в

этих

образцах

целевая

установка

предопределяет

организацию

речи,

обуславливает

композицию

и

отбор

языковых

средств.

Всему

этому

должны

быть

обучены

и

школьники

на

уроках русского языка.

На уроках

русского языка занимаемся разнообразной лексической

работой. Такая работа развивает не только речь, но и мышление, приучает

ребят к самостоятельной работе.

Например, при изучении «Лексики» часто прибегаю к пословицам и

поговоркам.

Задание:

прочитайте

пословицы

и

поговорки,

объясните

их

смысл, найдите синонимы. Красота приглядится, а ум пригодится. Лучше

нищая мудрость,чем глупое богатство. Сначала

нам рассудок нужен,

уменье, мудрость: власть - потом. Доброта без разума пуста.

Задание.

Прочитайте

пословицы,

укажите

слова,

в

которых

антонимичные

отношения

выражены

с

помощью

приставок. Откладывай

безделье,

но

не

откладывай

дела.

Лучше

умереть

честно,

чем

жить

бесчестно. Дружных шкура ягнёнка укрывает, а недружных и бычья шкура

не прикроет. Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает. Дурак

завяжет, так умный не развяжет. Бояться несчастья и счастья не видать.

Правда неправду бьёт.

Такие задания можно распределить по группам. Групповая работа

также имеет свои особенности: слабые ученики чувствуют себя уверенней,

дети

помогают

друг

другу,

причём

помогающий

получает

при

этом

не

меньшую

помощь,

чем

слабый,

поскольку

его

знания

конкретизируются,

приобретают

гибкость,

закрепляются

именно

при

объяснении

своему

однокласснику.

Речь учащихся более образной и эмоциональной делают метафоры и

сравнения.

Работу

над

изобразительно-выразительными

средствами

продолжаю

и

на

уроках

языка.

Например,

учащиеся

находят

сравнения,

объясняют, что с чем сравнивается, указывают союзы, с помощью которых

оформлено сравнение. Земля переодевается, словно человек. Солнышко

усмехается, точно девушка весной. Небо перед бурей, как чёрное сукно.

Человек силён едой, как мельница водой. Друг неиспытанный, что орех

нерасколотый. Не ужились, как два медведя в одной берлоге. Гибнет, как

рыба без воды. Материнское сердце, как летнее солнце.

Практикую составление небольших рассказов на заданную тему или по

предложенной ситуации с использованием опорных слов и с трудными для

учащихся

звуками,

например, щебетать,

щёлкать,

чирикать,

черника,

чудесный (тема «В лесу»)

Приучаю подбирать и осмысливать лексический материал в процессе

подготовки к сочинениям. Так, перед написанием сочинения на тему «Весна

идёт» работаем над значением глаголов «таять, капать, блестеть, синеть.

затоплять, искриться, оттаивать, зацветать…», рассматриваем их в контексте.

Специальная

работа

над

словом

помогает

глубокому

усвоению

грамматического материала, уточняет и расширяет словарный запас учащихся

и развивает интерес к совершенствованию речи.

При

изучении

имени

прилагательного

учащиеся

подбирают

предложения

или

словосочетания

с

прилагательными,

которые

можно

включить в сочинения на тему «Любимый уголок природы». На следующем

уроке

учащиеся

читают

свои

рабочие

материалы.

Наиболее

удачные

предложения

и

словосочетания

дети

записывают

в

тетради,

а

затем

используют при написании сочинения.

Перед

сочинением

по

картине

провожу

беседу

о

художниках-

пейзажистах, показываю репродукции картин Пластова, Левитана, Серова и

других.

Описывать

то,

что

изображено

на

переднем

и

заднем

плане,

определять, какие краски преобладают у того или иного художника, какое

настроение создаёт картина.

После предварительной работы сообщаю конкретную тему сочинения.

Провожу

беседу,

определяем

главное

содержание

и

настроение

картины.

Рабочие материалы пополняются новыми словами, образными выражениями

из

произведений

литературы.

Сначала

дети

пишут

черновые

варианты

сочинения,

которые

обсуждаются

и

корректируются.

После

такой

многогранной, последовательной подготовки учащиеся успешно справляются

с заданием.

Письменные

работы

учащихся

анализируем

на

следующем

уроке,

отмечаем сильные и слабые стороны.

Таким

образом,

дифференцированная,

личностно-ориентированная

технология

в

моей

педагогической

деятельности

занимает

значительное

место.

Каковы результаты личностно-ориентированного обучения?

При выполнении заданий, которые посильны для всех обучающихся,

уверенность приобретают даже не очень способные.

Учащиеся сами выбирают задания (ученик обосновывает свой выбор)

Наиболее

способные

ученики

выполняют

более

сложные

задания,

используя

не

только

репродуктивные

знания,

но

и

проводя

цепочку

логических рассуждений.

В результате учащиеся начинают верить в свои силы и способности.

Такая работа вызывает огромные положительные эмоции учеников, только

при

таком

подходе,

не

подавляя

слабых

и

не

обделяя

сильных,

можно

добиться

оптимального

развития

каждого

ученика.

Так

воспитываются

мыслящие, инициативные, самостоятельные, ответственные ученики.



В раздел образования