Автор: Кравчук Евгения Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №117»
Консультация для родителей:
«Воспитание
патриотических чувств
у дошкольников»
Воспитатель: Кравчук Евгения Васильевна
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение
за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет
сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством
знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о
добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание
патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться
к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы
всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и
родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным
данному народу колориту передают от поколения к поколению эти
нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что
любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский,
- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле
постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает
лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого
ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное
характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное
нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без
помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей
страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день –
это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его
миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей
еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию
и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что
говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к
празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое
постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в
детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с
ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей
патриотических чувств происходит в следующей последовательности:
сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду,
затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая
любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К
сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье
уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать
им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.
Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,
чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей,
осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение
детей
к
традициям
народа.
Например,
отмечать
профессиональные
праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать
проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.
Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать
ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая
рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о
солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не
нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят
нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.
Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит
радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться
в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его
нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,
может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том,
что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им
общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично
к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно
сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о
преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать
гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей
велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к
себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,
логическими
ударениями
передать
кульминационные
моменты
в
произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после
чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить
эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение
«Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка
вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается
уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого
произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение
содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали
рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое
место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей
можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои
защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране
ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству
стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о
сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя
благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит
детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся
каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и
исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же
как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот,
кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими
поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда
она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в
желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к
его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании
будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника
невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для
формирования
его
личности.
Нужно
поощрять
самостоятельную
деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то
для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить,
что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на
которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит
отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с
гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе».
Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.
Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно
организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а
не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не
только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива.
Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для
окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение
к воспитанию патриотических чувств у детей.
«Нравственно – патриотическое воспитание»
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от
соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный
опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,
условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого
для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.