Напоминание

Воспитание патриотических чувств у дошкольников


Автор: Кравчук Евгения Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №117»

Консультация для родителей:

«Воспитание

патриотических чувств

у дошкольников»

Воспитатель: Кравчук Евгения Васильевна

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным

местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем

применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение

за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет

сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством

знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с

будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о

добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание

патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться

к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы

всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и

родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают

ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ

считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.

У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным

данному народу колориту передают от поколения к поколению эти

нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что

любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский,

- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом

случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки

формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает

лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого

ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное

характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное

нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без

помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей

страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день –

это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его

миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей

еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию

и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что

говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к

празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое

постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в

детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с

ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей

патриотических чувств происходит в следующей последовательности:

сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду,

затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая

любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К

сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье

уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать

им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для

становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.

Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,

чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей,

осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение

детей

к

традициям

народа.

Например,

отмечать

профессиональные

праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать

проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.

Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать

ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая

рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о

солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не

нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят

нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит

радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться

в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его

нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,

может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том,

что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им

общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично

к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно

сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о

преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать

гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей

велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к

себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,

логическими

ударениями

передать

кульминационные

моменты

в

произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после

чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить

эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение

«Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка

вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается

уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого

произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение

содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали

рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое

место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей

можно прочесть произведение еще раз.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои

защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране

ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству

стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о

сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя

благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит

детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся

каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и

исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же

как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот,

кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими

поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда

она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в

желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к

его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании

будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника

невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для

формирования

его

личности.

Нужно

поощрять

самостоятельную

деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то

для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить,

что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на

которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит

отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с

гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе».

Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.

Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно

организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а

не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не

только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива.

Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для

окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение

к воспитанию патриотических чувств у детей.

«Нравственно – патриотическое воспитание»

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,

радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от

соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный

опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального

характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,

условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого

для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.



В раздел образования