Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: Деловая игра для педагогов ДОУ
Тема: «Повышение компетентности педагогов ДОУ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дошкольное образование
Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ
«Повышение компетентности педагогов ДОУ
при работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья»
Составитель: педагог-психолог
Федулова Ольга Анатольевна
МДОУ «ЦРР – д/с № 154» г. Магнитогорска
Магнитогорск, 10.03.2021 г.
Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
• актуализировать опыт работы педагогов;
• преодолеть психологические барьеры в принятии детей с особыми образовательными
потребностями;
• сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
Оборудование: карандаши,маркеры, листы бумаги, 2 мольберта, цветные карточки (2
цвета), 2 бумажные заготовки «ромашки» с большими лепестками, бумажные «туча» и
«солнце», карточки с описанием приёмов.
Ход:
1. Вступление.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! С каждым годом наблюдается
рост
числа
особых
детей,дошкольное
образование
совершенствует
требования
к
образовательной среде, чтобы всем детям было комфортно, и образовательная среда была
эффективной для всех.Соответственно и нам необходимо осваивать новые подходы и приёмы.И
в связи с этим, рада вас приветствовать на нашей деловой игре.
Правила игры:
Работа проводится по подгруппам, разделимся на 2 группы случайным образом(педагоги
вытягивают карточки разных цветов).
Приветствуется активность, внимательность, инициативность.
2. Актуализация знаний
Педагог-психолог: ребёнок с ОВЗ испытывает разные трудности. Немало трудностей, в
связи с этим, возникает и у педагога. Педагоги 1-ой подгруппы, припомните,пожалуйста, и
запишите (крупно) на лепестках «ромашки», какие трудности вынаблюдаете у своих
воспитанников с ОВЗ?Педагоги 2-ой подгруппы –запишите на лепестках своей «ромашки»,
какие трудности испытываете вы сами при работе с «особыми» детьми?
Поместим «ромашки» на мольберты.
А теперь рассмотримосновные правила и
принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ и определим, какие из
перечисленных вами проблем они помогают решить (педагог-психолог помещает на мольберт
карточки с основными правилами, в ходе обсуждения отрывает «лепесток» с проблемой,
которая разрешима при соблюдении данных правил):
-
Индивидуальный
подход
к
каждому
ребёнку
(дифференцированные
задания,
индивидуальный темп, особая мотивировка).
- Предотвращение наступления утомления(чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими порциями, использование интересного и
красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование приёмов, активизирующих познавательную деятельность детей (связь с
личным
опытом,
использование
проблемных
ситуаций,
практическая
направленность
получаемых знаний, деятельностный подход).
- Проявление педагогического такта(посильные задания, постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная помощь при необходимости, развитие в ребёнке веры в
собственные силы и возможности).
3. Решение педагогических задач
Педагог-психолог: Посмотрите, ещё остались «лепестки», значит не для всех проблем
мы подобрали решение. (Подгруппам предлагается оторвать оставшиеся «лепестки» с
обозначенными трудностями и коллегиально выработать пути их решения).
Педагоги озвучивают свои «педагогические находки». Оставшиеся «серёдки» ромашек
педагог-психолог превращает в смайлики, делает вывод: при соблюдении всех правил и
принципов работы трудности социализации, интеграции и обучения детей с ОВЗ преодолимы.
«Посмотрите, коллеги, наш ребёнок с ОВЗ улыбается, есть повод улыбнуться и педагогу!»
4. Подбор приёмов эффективного общения.
Успешность социализации ребенкас ОВЗ, ребёнка-инвалида зависит от того, насколько
он чувствует себя принятым и понятым. Принятие- безусловно положительное отношение к
ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в
данный момент взрослых или нет.
Педагог-психолог: «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?»
Он ориентируется на наши интонацию, взгляд, мимику, слова, реакцию на его поступки.
Давайте определим, что входит в «язык принятия» и чем характеризуется «язык непринятия».
Выберите соответствующие карточки и поместите их под «солнцем» («принятие») либо под
«тучей» («непринятие»).
Педагогам предлагается рассортировать карточки:
«контакт глаза в глаза», «приветливый взгляд», «игнорирование взгляда», «строгий
взгляд», «позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение)»,
«негативные
телесные контакты (одёргивание, угрожающие или игнорирующие позы)», «приветливые
интонации»,
«нравоучительные
интонации»,
«приглашение к совместной деятельности»,
«выражение заинтересованности», «игнорирование в деятельности», «безэмоциональное лицо»,
«одобрение», «похвала», «комплимент», «негативные оценки», «подчеркивание неудачи»,
«позиция «рядом», «позиция «вместе», «позиция «сверху», «поддержка в трудной ситуации»,
«подчеркивание неудач», «высмеивание», «временный» язык» («Сегодня у тебя это задание не
получилось»),«постоянный»
язык» («У тебя никогда ничего не получается»), «сравнение
ребенка с самим собой», «положительные оценки», «сравнение ребенка с другими детьми»,
«обсуждение поведения ребенка в присутствии других», «ласковые слова», «насмешки»,
«упреки», «просьбы»,«команды», «обращение по имени», «использование ласковых форм
имени», «обращение по фамилии», «придумывание прозвищ», «опора на сильные стороны
ребенка», «подчеркивание «промахов» ребенка».
5. Практическое упражнение «Ярлыки»
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги! Не секрет, что к людям с ограниченными
возможностями здоровья зачастую предвзято относятся: «Он не сможет…», «Это не для
него…» и т.д. В этом случае человеку приходится преодолевать не только свои личные,
обусловленные состоянием здоровья, трудности, но ещё и доказывать свою состоятельность
окружающим. Ребёнку дошкольного возраста это многократно сложнее. Любое «наклеивание
ярлыка» затрудняет социализацию ребёнка. Предлагаю в игре поставить себя на место
человека, к которому предвзято относятся и попробовать преодолеть это отношение.(Педагог-
психолог прикалывает бейджики с обозначением «ярлыков» участникам игры высоко на плечо
так, чтобы хозяин «ярлыка» не мог его прочитать. Возможные «ярлыки»: «Тихоня», «Козёл
отпущения», «Лидер», «Врун», «Мудрец» и т.д. «Ярлыки» не озвучиваются. Далее игрокам
предлагается обсудить какую-либо проблему с учётом того, как к кому необходимо относиться.
Задача каждого – понять какую роль ему отвели и попробовать преодолеть это предвзятое
отношение. Обсуждение: легко ли было преодолеть отведённую обществом роль?)
6.Подведение итогов
Педагог-психолог: А сейчас рефлексия. Продолжите фразы:
– Мне было трудно …
– Сегодня я поняла, что …
– Меня порадовало …
Педагог-психолог:
– Спасибо за активную работу! Всем профессиональных успехов!