Автор: Орлова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель обществознания и права
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 63
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие "Конфликт и его разрешение"
Раздел: среднее образование
Автор Орлова Т. А., учитель обществознания
Внеклассное занятие для учащихся 6 - 7-х классов «Конфликты и их решения»
Подростковый период у учащихся наполнен различными процессами. Они
взрослеют, самоопределяются, учатся отстаивать свои интересы. Происходит
осмысление первых (взрослых) поступков. Не всегда эти процессы проходят гладко,
ведь именно этот возраст считается взрывным и опасным. Хочется помочь ребятам
научится владеть собой, достойно выходить из разных жизненных коллизий,
научиться не обижаться и не обижать других. И, сохраняя обострённое чувство
собственного достоинства, стараться понять других, пытаться задуматься над
стереотипами поведения, сложившимися в подростковой среде.
Предлагаю использовать данное занятие для разговора с подростками.
Цель: Создать условия для формирования умений эффективного поведения в
конфликтных ситуациях
1. Развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения;
2. Анализ собственного поведения в конфликтной ситуации;
Категория учащихся: младший подростковый возраст
Ход занятия:
1 этап. Разминка (настрой на работу). Введение в тему занятия.
2 этап. Основная часть – творческий этап (разбор ситуаций).
Наше занятие сегодня будет посвящено взаимоотношениям между людьми, а
именно той стороне, которая носит название «конфликт». Как вы можете
охарактеризовать данное понятие?
Значит конфликт это … (повторение ответов школьников).
Как вы считаете – конфликты нужны, если да, то зачем?
Что нужно делать при конфликте, нужно ли его разрешать?
Какие бывают конфликты в школе?
Как Вы считаете, какие из этих конфликтов наиболее неприемлемы? Почему?
Назовите методы разрешения конфликтов.
Какие конфликты вы считаете вполне допустимыми? Почему?
К каким видам конфликтов Вы лично относитесь наиболее нетерпимо? А
какие Вас раздражают?
Практическая часть: разбор ситуаций. Задание показывается на экране для
всех. Обсуждается в группе по 5-6 человек. Мнение группы высказывает
тот, чью версию поддержало большинство. Если у кого-то есть особенное мнение, его
можно так же обсудить. Учитель может задавать вопросы.
Ситуация 1. Один ученик на перемене услышал, как учащиеся
параллельного класса нелестно выражались об его друге/подруге. Этот ученик решил
его защитить и подошел к ним. Началась словесная перепалка. Школьники начали
переходить на личности и нецензурные оскорбления. Прозвенел звонок, и они
разошлись по классам, так не к чему и не придя.
1.
-
Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?
2.
- Как не допустить дальнейшего конфликта между участника ситуации?
3.
- Надо ли ставить кого-то в известность о произошедшем?
Ситуация 2. Друзья решили «подшутить» над одноклассником и спрятать его
личные вещи. Но шутка переросла в конфликт, шутники и одноклассник подрались.
1.
-
Как думайте можно ли сказать, что кто-либо виноват в данной ситуации?
2.
- Можно ли было решить вопрос без драки?
3.
- Что грозит участникам драки?
Ситуация 3. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он
постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды
учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в
тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее
задание, у тебя будут большие неприятности.
1.
- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?
2.
- Как поступить в данной ситуации?
3.
- Как не допустить конфликт между друзьями?
Ситуация 4. В чате одноклассники обсуждали ситуацию, касающуюся только
их. Но поскольку чат был открытым, остальные одноклассники присоединились к
беседе и начали вставлять свои комментарии и советы. Все аспекты обсуждаемой
ситуации были им незнакомы из-за чего произошла путаница, многие писали вещи,
которые не как не относились к происходящему. После произошла серьёзная сора
между несколькими участниками разговора.
1.
-
Правильно ли высказывать свое мнение, полностью не разобравшись в ситуации?
2.
- Какие последствия могут быть грубого общения в интернете?
3.
- Ощущение вседозволенности в интернете, почему так происходит?
Ситуация 5. В группе класса (ВК) одна ученица, захотела поддержать
«шутливый тон» беседы и выложила смешную совместную фотографию своей
лучшей подруги, когда они были маленькими. Все одноклассники начали активно
обсуждать эти фота, среди комментариев были и достаточно обидные. Подруга,
потребовала убрать фото из группы, фото удалили, но обида осталась, девочки
поссорились.
1.
-
Почему девочки поссорились?
2.
- Как нужно поступить одноклассникам в сложившейся ситуации?
3.
- Дозволено ли выкладывать фото других людей без их согласия?
Ситуации 6. Во время урока по классу «летала» бумажка, на которую все бурно и
эмоционально реагировали. Это заметил преподаватель, который вел урок. Он забрал
бумажку и увидел, что на ней изображены некоторые ученики класса в жанре «шарж»
с неприятными комментариями.
1.
- Как будут чувствовать себя люди, которые изображены на этой бумажке?
2.
- Как вы думайте, чем может закончиться данная ситуация?
3.
- Как поступить учителю?
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия (цель – ассимиляция опыта).
Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было … (вырази чувство, эмоцию)».
Выводы о том, полезно ли было работать в группе.