Напоминание

Статья "Специфика взаимодействия педагога с учениками, их родителями и коллегами по работе."


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Статья "Специфика взаимодействия педагога с учениками, их родителями и коллегами по работе."
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика взаимодействия педагога с учениками, их

родителями и коллегами по работе

Педагогическое взаимодействие - это специально организованный процесс,

направленный

на

решение

воспитательных

задач.

Сущностью

педагогического

взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате

взаимных воздействий и влияний.

Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание;

взаимоотношение;

взаимные

действия;

взаимовлияние.

Все

характеристики

взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического

процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для

формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к

согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние

друг на друга.

Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой

применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на

всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):

Тип взаимодействия и их характеристика:

Сотрудничество – это совместное определение целей деятельности, совместное

планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль

и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее

эффективный

тип

взаимодействия,

который

характеризуется

гуманными,

доброжелательными,

доверительными

и

демократичными

взаимоотношениями,

совместными действиями.

При

сотрудничестве возможны

противоречия,

но

они

разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов

взаимодействующих сторон.

Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели

совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом:

диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и

мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию.

Условия эффективности диалога - открытость, эмоциональная насыщенность,

отсутствие предвзятости.

Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих

сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата

совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется

нейтральным отношением сторон друг к другу.

Опека- это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни

действуют по преимуществу как передатчики, а другие - как потребители готового опыта,

таким

образом,

взаимодействие

носит

односторонний,

опекающе-потребительский

характер,

в

результате

у

школьников

может

сформироваться

односторонне-

потребительская позиция.

Подавление-это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в

виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-

подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних -

пассивность, приспособление, неуверенность, у других - деспотичность, агрессию по

отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу,

поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.

Индифферентность

(безразличие)

характерны

нейтральные

формальные

отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия -

включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для

совместных положительных переживаний.

Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной

организации деятельности и отношений.

Конфронтация - это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по

отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога,

соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога - найти способы

перехода к диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может

сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный

характер. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов,

позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда

одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует

обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях

и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна

сторона

поступается

своими

интересами),

соглашение

(взаимные

уступки),

сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности

имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников

может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые

отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент

и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе

оптимального типа взаимодействия.

Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и

родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую

роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения

педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в

педагогическом коллективе.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной

культуры педагога, основу которой составляют общительность (устойчивое стремление к

контактам с людьми, умение быстро установить контакты) и уровень нравственной

воспитанности педагога (проявление такта, внимание к мнению и предложению другой

стороны, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие).

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель,

педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. Обычно профессии

подразделяются на несколько специальностей, то есть ограниченных видов деятельности

в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии -

учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных

классов, учитель физкультуры, учитель математики и т. д.



В раздел образования