Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Статья "Специфика взаимодействия педагога с учениками, их родителями и коллегами по работе."
Раздел: начальное образование
Специфика взаимодействия педагога с учениками, их
родителями и коллегами по работе
Педагогическое взаимодействие - это специально организованный процесс,
направленный
на
решение
воспитательных
задач.
Сущностью
педагогического
взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате
взаимных воздействий и влияний.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание;
взаимоотношение;
взаимные
действия;
взаимовлияние.
Все
характеристики
взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического
процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для
формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к
согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние
друг на друга.
Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой
применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на
всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):
Тип взаимодействия и их характеристика:
Сотрудничество – это совместное определение целей деятельности, совместное
планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль
и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее
эффективный
тип
взаимодействия,
который
характеризуется
гуманными,
доброжелательными,
доверительными
и
демократичными
взаимоотношениями,
совместными действиями.
При
сотрудничестве возможны
противоречия,
но
они
разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов
взаимодействующих сторон.
Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели
совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом:
диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и
мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию.
Условия эффективности диалога - открытость, эмоциональная насыщенность,
отсутствие предвзятости.
Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих
сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата
совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется
нейтральным отношением сторон друг к другу.
Опека- это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни
действуют по преимуществу как передатчики, а другие - как потребители готового опыта,
таким
образом,
взаимодействие
носит
односторонний,
опекающе-потребительский
характер,
в
результате
у
школьников
может
сформироваться
односторонне-
потребительская позиция.
Подавление-это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в
виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-
подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних -
пассивность, приспособление, неуверенность, у других - деспотичность, агрессию по
отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу,
поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.
Индифферентность
(безразличие)
характерны
нейтральные
формальные
отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия -
включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для
совместных положительных переживаний.
Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной
организации деятельности и отношений.
Конфронтация - это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по
отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога,
соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога - найти способы
перехода к диалогу, соглашению.
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может
сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный
характер. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда
одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует
обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях
и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна
сторона
поступается
своими
интересами),
соглашение
(взаимные
уступки),
сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).
Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности
имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников
может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые
отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент
и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе
оптимального типа взаимодействия.
Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и
родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую
роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения
педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в
педагогическом коллективе.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной
культуры педагога, основу которой составляют общительность (устойчивое стремление к
контактам с людьми, умение быстро установить контакты) и уровень нравственной
воспитанности педагога (проявление такта, внимание к мнению и предложению другой
стороны, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие).
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель,
педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. Обычно профессии
подразделяются на несколько специальностей, то есть ограниченных видов деятельности
в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии -
учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных
классов, учитель физкультуры, учитель математики и т. д.