Напоминание

Математическая дидактическая игра- как средство развития логического мышления


Автор: Курочкина Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 детский сад
Населённый пункт: г.Холмск Сахалинская область
Наименование материала: презентация из опыта работы
Тема: Математическая дидактическая игра- как средство развития логического мышления
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 9 «ДРУЖБА» Г. ХОЛМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________

694620, РОССИЯ, САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ХОЛМСК, УЛ. СОВЕТСКАЯ, Д. 105. ТЕЛ./ФАКС: 5-24-08

Математическая дидактическая игра – как

средство развития логического мышления

в старшем дошкольном возрасте

из опыта работы

Составила: Курочкина И.Е.

воспитатель старшей группы

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современное общество живет в эпоху развития

компьютерных технологий. И поэтому современные

дети должны быть интеллектуально развитыми

личностями. Начинать работу по становлению

психических процессов: памяти, внимания,

воображения, логического мышления необходимо с

дошкольного возраста. Ребенок дошкольного

возраста обладает огромными возможностями

развития и способностями познавать мир как

социальный, так и предметный.

Цель

создание

условий

для

развития

логического

мышления

с

помощью

дидактических

игр

математического

содержания

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Задачи

Обучение детей

операциям

логического

мышления:

сравнение,

обобщение,

анализ, синтез,

классификация,

аналогия,

систематизация

Развить речь в

умении

рассуждать,

доказывать,

развить

познавательные

процессы,

творческое

воображение,

произвольность

внимания

Сформировать

систему

математических

знаний,

умений

и

навыков

в

соответствии

с

возрастными

особенностями детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Умение детей анализировать, делать выводы, обобщать

и сравнивать;

Умение

использовать

занимательный

игровой

материал

как

в

непосредственной

образовательной

деятельности, как и в самостоятельных играх;

Сформировать у детей сенсорные эталоны и умение

сопоставлять предметы;

Развить познавательные и творческие способности;

Умение детей проявлять самостоятельность в решении

различных

математических

задач,

проблемных

ситуаций.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовительный:

провела диагностику, изучила и проанализировала

литературу. На основе полученных результатов разработала

перспективный план, составила план-схему по использованию

математических дидактических игр в совместной и самостоятельной

деятельности детей, подобрала и систематизировала игры и игровые

упражнения изготовила дидактический материал для игр, провела

консультации с родителями, создала пособия и подобрала материал для

родителей.

Деятельностный:

включал в себя проведение математических

дидактических игр на развитие логического мышления на НОД, в

совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Заключительный:

итоговая диагностика оценки уровня логического

мышления и ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Начало года

Образно-логическое мышление

В – 7%

С – 48%

Н – 45%

Словесно-логическое мышление

В – 18%

С – 30%

Н – 52%

Восприятие

В – 45%

С – 31%

Н – 27%

Память

Слуховая:

В – 8%

С – 56%

Н – 36%

Зрительная:

В – 4,5%

С – 69,5 %

Н – 26%

Внимание

В ---------

С – 38%

Н – 62%

ФЭМП

В – 11,4

С – 36,5%

Н – 52,1%

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Понедельник

НПИ. Загадки, занимательные

вопросы.

Игры

на

плоскостное

моделирование.

Вторник

Логическая минутка, игры на

объемное моделирование, словесные

игры.

Дидактические

игры

математического

содержания

со

счётными палочками.

Среда

Дидактические

игры

математического содержания.

Упражнения

на

развитие

памяти,

внимания.

Развивающие

игры.

Четверг

Беседы

о

математике.

Стихи.

Развивающие игры.

НПИ.

Кубики

«Сложи

узор».

Строительные материалы.

Пятница

Игры-головоломки,

эксперименты.

Внесение

новой

дидактической игры.

Дидактические

игры.

Игры-

головоломки.

План-схема по организации игровой деятельности

математической направленности:

День недели

На что направлены игры

Понедельник

Игры с цифрами и числами

Вторник

Игры путешествие во времени

Среда

Игры на ориентирование в

пространстве

Четверг

Игры с геометрическими фигурами

Пятница

Игры на логическое мышление

Циклограмма

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ

Информационно-развивающая среда

Логико-

математическая

зона

Н.П.И.

Схемы

Карточк

и

Работа с

родителям

и

Изготовление

дидактическо

го материала

Логически

е игры и

пособия

Папки-

передвижки

Родительские

собрания

Консультации

С детьми в

трудовой

деятельности

Помощь

родителей

Н.П.И. из

магазина

Танграм

Собери бусы

Колумбово

яйцо

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ И

УПРАЖНЕНИЯ

1.На прогулках:

- Задачи-шутки;

- Занимательные

вопросы ,загадки;

-Словесные д/и: «Угадай что

спрятано», «Узнай по

описанию», «Кто знает ,тот

быстро отвечает»;

- «Клад» чтение схем и

символов;

- «Математика в песочнице».

- Игры на асфальте;

- Экспериментирование с

ветром, песком, водой,

снегом.

2. Индивидуальная работа в

логико-математическом

уголке:

- НПИ;

- Игры на объемное и

плоскостное моделирование;

- Игры-головоломки со

счетными палочками;

- Решение логических задач

по схемам и карточкам;

- Д/И «Собери картинку»;

- Д/И «Подбери заплатку».

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И

УПРАЖНЕНИЯ

3. Развлечения ,праздники:

- «Математический КВН»;

- Математическое развлечение,

досуг;

- Математическая викторина.

4.Режимные моменты:

- Загадки, логические вопросы;

- Занимательные вопросы;

- Словесные игры;

- «Логическая минутка»

- Стихи о математике: о фигурах,

цифрах, знаках действия;

- Сказки о математике;

- Логические задачи в стихах.

5.Работа с родителями:

- Консультации;

- Оформление наглядности в

родительский уголок;

- Родительские собрания;

- Анкетирование.

6.Рассматривание развивающих

книг, энциклопедий.

7. Выполнение игровых

упражнений в математических

тетрадях.

Игры-головоломки со счётными палочками

«Лабиринт»

«Заполни пустые клетки»

Посчитай предметы и проставь знаки

«Танграм»

ЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Из под забора видно 8 кошачьих лап. Сколько

кошек за забором?

Сколько человек тянули репку в сказке?

Одиннадцать куриц гуляют по двору. Сколько

у них пар ног?

Как с помощью только одной палочки

образовать на столе треугольник?

У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель:

Закреплять знания геометрических

фигур, цвета, цифр в пределах 10,

формировать умение работать с планом,

развивать внимание, логическое

мышление.

Содержание:

В игре есть полоска с

написанным рядом двухзначных чисел (5-6,

можно больше). Это зашифрованные

геометрические фигуры. Первая цифра

обозначает форму фигуры, вторая – цвет.

Дается карта-подсказка. В первом ряду

расположены цифры до пяти, под ними –

геометрические фигуры. Каждой цифре

соответствует своя фигура. Второй ряд

цифр – цифры 6, 7, 8, 9, 0 под каждой

цифрой свой цвет. С помощью этой карты

дети разгадывают фигуры, зашифрованные

в ряду двухзначных чисел и вкладывают

«бусы из геометрических фигур».

Дидактическая игра «Калейдоскоп»

Цель: Развивать умение расчленять узор на

геометрические фигуры разной формы, цвета

и величины по образцу. Развивать зрительное

восприятие, внимание и ориентировку в

пространстве. Совершенствовать умение

называть из каких и в какой

последовательности сложен узор.

Материал: карточки с узором из

геометрических фигур разного цвета, формы,

величины. Узор выполнен путём наложения

фигур меньшего размера на фигуры большего

размера. Набор таких же отдельных фигур.

Содержание: Детям предлагается по образцу

узора, выполненного из геометрических

фигур разного цвета, формы и размера,

выложить из отдельных фигур такой же узор.

Дети должны правильно подобрать фигуру по

цвету, форме, величине.

Математическая горка

Сказочная рыба

Начало года

Конец года

Процент

улучшения

Образно-

логическое

мышление

В. – 7%

С. – 48%

Н. – 45%

В. – 14%

С. – 57%

Н. – 29%

В. – 7% (повыс.)

С. – 9% (повыс.)

Н. – 16% (сниз.)

Словесно-

логическое

мышление

В. – 18%

С. – 30%

Н. – 52%

В. – 38%

С. – 33%

Н. – 29%

В. – 20%

С. – 3%

Н. – 23%

ФЭМП

В. -11.4%

С. – 36.5%

Н. – 52.1%

В. – 34.7%

С. – 43.4%

Н. – 21.9%

В. – 23.3%

С. – 6.9%

Н. – 30.2%

Сводная таблица оценки уровня развития логического

мышления и ФЭМП детей старшей группы (22 ребёнка).

РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ СТАЛО

:

Большинство детей умеют сравнивать, анализировать,

синтезировать, классифицировать;

Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим

играм;

Возросла степень их активности в самостоятельной

деятельности;

Дети делают первые шаги в высказывании своего

суждения, доказательства;

Меньше времени затрачивается на выполнение заданий;

Улучшилась речь детей, они богаче используют

словарный запас.

ЗА

ВНИМАНИЕ

!

СПАСИБ

О



В раздел образования