Автор: Масанова Галина Дмитриевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 22
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Научная статья
Тема: УЧЕТ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Раздел: среднее образование
УЧЕТ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Масанова Галина Дмитриевна
Аннотация:
В
данной
статье
нами
были
рассмотрены
анатомо-
физиологические особенности детей среднего школьного возраста и их влияние на
составление учебного плана на занятиях по мини-футболу, так же было
продемонстрированно положительное влияние занятий по данному виду спорта на
организм обучающихся
Ключевые слова:
анатомо-физиологические особенности, мини-футбол,
обучающиеся, учебный план, гиподинамия.
В настоящее время одной из значимых проблем обучающихся является
гиподинамия, в свою очередь дефицит двигательной активности на фоне
напряженной умственной работы может привести к тяжелым последствиям. В
таких условиях важную роль играет эффективная организация физкультурно–
оздоровительной работы не только на занятиях физической культурой, но и во вне
учебное время. Одним из видов такой физкультурно-оздоровительной работы
является мини – футбол, ведь этот вид спорта направлен не только на содействие
улучшению состояния здоровья школьников, но и на обеспечение нормального
физического развития, развития сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно –
двигательной систем, укрепление иммунитета [1, с. 201].
В научно-методической литературе по теории и методике физического
воспитания все чаще обращается внимание на необходимость учета в практике
анатомо-физиологических особенностей развития организма. Рассмотрим данные
особенности развития старших школьников, такие как: опорно-двигательный
аппарат,
сердечно-сосудистая
система,
нервная,
дыхательная
и
мышечная
системы.
Замедление роста в длину – одна из анатомо-физиологических особенностей
развития подростков 15-17 лет, к тому же кости становятся более толстыми и
прочными, т.е. преобладает их рост в ширину. К 17-18 годам завершается процесс
окостенения длинных костей, а так же костей стоп, кистей и костей таза [2, с. 621].
Здесь необходимо отметить, что у обучающихся в возрасте от 15 до 17 лет
еще не окончен процесс окостенения позвоночника, поэтому им следует избегать
чрезмерных нагрузок на позвоночник. Кроме того, частое использование в
процессе физического воспитания максимальных нагрузок может привести к
уплощению стопы, так как при чрезмерной нагрузке переутомляются мышцы,
поддерживающие свод стопы.
Полного морфологического и функционального развития сердце достигает
только к 21 году. У старших школьников процесс развития нервной регуляции
работы
сердца
еще
не
завершился,
именно
поэтому
следует
избегать
максимальных и соревновательных нагрузок. Увеличивается мощность сердечной
мышцы, что влечет за собой увеличение ударного, минутного объем сердца и
силы сердечных сокращений.
В возрасте
17 лет количество крови, выбрасываемое сердцем за одно
сокращение, увеличивается до 70 мл. Число сердечных сокращений в покое
снижается и составляет теперь в среднем 62-64 ударов в минуту. Реакция
сердечно-сосудистой
системы
на
физическую
нагрузку
становится
более
адекватной [3, с. 302].
Занимаясь со школьниками 15-17 лет, не стоит забывать о юношеской
гипертонии, которая отмечается у большинства подростков данной возрастной
категории, возникает она в результате более выраженного увеличения размеров
сердца в сравнении с расширением просвета сосудов. Юношеская гипертония - не
патологическое явление, а возрастное, оно носит временный характер.
В 15- 17 лет увеличиваются размеры грудной клетки, возрастает амплитуда
дыхательных
движений,
происходит
значительное
развитие
дыхательной
мускулатуры, интенсивный рост объема легких. Повышается выносливость
дыхательных мышц, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется
регуляция дыхания. Максимальное потребление кислорода неравномерно: с 15 до
16 лет прирост его отчетливый, а после 16 лет – малозаметный.
К 17 годам нервная система находится на высоком уровне развития, что
позволяет подросткам выполнять движения с хорошей координацией, с заданным
усилием и скоростью, а так же бороться с утомлением в течение длительного
времени.
Мышцы
являются
активной
частью
опорно-двигательного
аппарата,
благодаря сократительной способности которых человек может производить
всевозможные движения. В юношеском возрасте продолжают заметно изменяться
физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные
свойства. Мышечная ткань по химическому составу приближается к мышцам
взрослых. Мышцы в таком возрасте эластичнее, чем у взрослых, и обладают
большой сократительной способностью.
К 18-20 годам мышцы составляют до 40-45% от веса тела. Быстрый рост
относительной силы (на 1 кг веса тела) после 16 лет замедляется. Наибольший
прирост максимальной силы приходится на возраст 13-17 лет. У юношей
совершенствуются
двигательные
качества
мышц,
аппарат
мышечной
чувствительности, возрастает скорость возбуждения мышц. В юношеском
возрасте увеличивается поперечник мышечных волокон, вес отдельных мышц,
продолжается рост мышц в длину, развиваются соединительнотканные структуры.
Возраст от 13-14 до 16-17 у учащихся старших классов является наиболее
интенсивным периодом развития силы мышц, следовательно, применение
специальных упражнений с целью развития силы, наряду с совершенствованием
остальных физических качеств, позволит более эффективно повышать уровень
физической подготовленности школьников [4, с. 84].
Таким образом,
мы можем отметить, что занятия по мини-футболу в
совокупности с грамотно составленным учебным планом и учетом всех анатомо-
физиологических особенностей могут способствовать гармоничному развитию
детей в различных видах двигательной активности.
Список литературы
1. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / К.
Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 256 c.
2. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности
детей и подростков / Ю.И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735 c.
3.
Гуровец,
Галина
Возрастная
анатомия
и
физиология.
Основы
профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Галина Гуровец. - М.:
Владос, 2013. - 702 c.
4.
Сапин,
М.
Р.
Анатомия
и
физиология
человека
с
возрастными
особенностями детского организма. Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.:
Academia, 2013. - 384 c.
© Г.Д. Масанова 2021