Напоминание

"Технология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Митрофанова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза, Пензенская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Технология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 г. Пензы «Катюша»

Технология использования интеллект-карт

с детьми старшего дошкольного возраста

в образовательном процессе ДОУ

Подготовила:

Митрофанова Оксана Николаевна,

воспитатель.

Пенза, 2021

С введением Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств,

различных образовательных технологий и методик, которые способствуют

приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность,

самостоятельность,

активность,

инициативность,

а

также

познавательного

развития.[7]

Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт,

который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах

деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Этот метод был предложен и разработан в 60 – 70-е года XX века

английским психологом Тони Бьюзеном.

По мнению Т. Бьюзена, «в мыслях человека превалируют образы и их

ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными

средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей. В

центре внимания мозга всегда остается образ».[2, с. 11]

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие

отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного

мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа,

размера.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и

переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом

виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи

(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями

и их частями.

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении

ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают

ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст.

2

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти

словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит на лету».

В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря

кандидату педагогических наук

Валентине Михайловне Акименко, которая

предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

В своей статье «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения

дошкольников» она писала,

что «при построении интеллект - карт идеи

становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними,

метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое

целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип

движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять,

что способствует прочному закреплению материала в памяти. »[1, с. 2]

Интеллект – карты способствуют облегчению, систематизации и усвоению

детьми знаний, а также развитию речевых способностей.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть

одним взглядом;

привлекательностью:

хорошая

интеллект-карта

имеет

свою

эстетику,

ее

рассматривать не только интересно, но и приятно;

запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и

понять, какой информации не хватает;

творчеством:

интеллект-карта

стимулирует

творчество,

помогает

найти

нестандартные пути решения задачи;

возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с

применением интеллектуальных карт:

3

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления

словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при

данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов,

рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

- педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом

ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять

предложения, рассказ);

- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование

рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной

теме или в ходе проектной деятельности);

- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет

привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на

будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для

усваивания учебного материала).[4, с.9]

Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса

осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у

ребенка коммуникативных качеств, умения слушать педагога и сверстников,

формирует

желание

быть

активным,

проявлять

инициативу,

воспитывает

лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет

наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать

образовательные задачи.

В связи с этим мы разработали проект «Интеллект – карты», участниками

которого выступили

воспитанники подготовительной к школе группы № 6

МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша».

4

Выдвинули цель проекта:

развитие познавательного интереса и

когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством

введения в образовательный процесс метода интеллект - карт.

Обозначили задачи:

- создать условия для овладения детьми технологией создания интеллект – карты;

- развивать психические функции;

- развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между

предметами и явлениями окружающего мира;

- стимулировать речевую, познавательную и творческую активность;

- способствовать формированию самостоятельности, любознательности и

инициативности;

- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с

целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2020 года по 5 февраля 2021 года.

Вид проекта: практико - ориентированный, групповой.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный – c 1 по 30 сентября 2020 года.

II этап: практический – с 1 октября 2020 года по 31 января 2021 года.

III этап: обобщающий – с 1 по 5 февраля 2021 года.

Руководствуясь актуальными для нас вопросами, мы предположили, что

использование метода интеллект – карт в работе с детьми старшего дошкольного

возраста позволит:

- развить творческие способности детей, мышление, коммуникативные навыки;

- закрепить и обобщить материал по лексической теме;

- сформировать умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно –

следственные связи;

- развить связную речь.

На I подготовительном этапе мы:

- Определили тему проекта.

5

- Сформулировали цели и задачи. Ознакомили участников с целью и задачами

проекта.

- Составили план основного этапа проекта.

- Подобрали методическую, справочную литературу по теме проекта,

дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; иллюстрации,

дидактический материал.

II этап-практический: в процессе реализации проекта «Интеллект-карты»

применяли

следующие

формы

и

методы

работы: просмотр

презентации

«Интеллект-карты»,

дидактические игры на развитие внимания, воображения,

памяти: «Лишние движения», «Повтори», «Зеркало» и др., мастер-класс для

родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком».

В начале реализации проекта проконсультировали родителей по теме

«Использование метода интеллект - карт в детском саду». В связи со сложной

эпидемиологической обстановкой консультация была предоставлена в виде

буклета. (Приложение 1)

Разрабатывали и создавали интеллект-карты самостоятельно. Эти карты

применялись на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию, социально-

коммуникативному развитию и использовались как наглядно-методические

пособия для самостоятельной деятельности детей.

Разработка, создание и применение интеллект-карты «Четыре желания»

на занятии по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре

желания»». (Приложение 2)

Данная карта была показана после прочтения

рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче

было вспомнить сюжет и пересказать его.

Разработка и создание интеллект-карты по познавательному развитию

«Времена года». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие

для самостоятельной деятельности детей и является частью уголка природы.

(Приложение 3)

Разработка, создание и применение интеллект-карты «Фрукты, овощи» на

занятиях по познавательному развитию

по данным темам. (Приложение 4)

6

Благодаря данной карте, дети обобщили и закрепили свои знания об овощах и

фруктах. Карта применялась в течение всей тематической недели как наглядно-

дидактическое пособие.

Изначально нами планировалось проведение мастер – класса для родителей

по созданию интеллект-карт с ребёнком. Но его проведение в данных условиях

оказалось

невозможным,

поэтому

была

создана

презентация

«Создание

интеллектуальных карт с ребенком». Данная презентация была представлена

вниманию родителей в групповом чате.

Разработка, создание и применение интеллект-карты на занятии по

социально-коммуникативному развитию «Хлеб – всему голова». (Приложение 5)

Карта являлась наглядным дидактическим пособием, с помощью нее удалось

закрепить знания детей об этапах создания хлеба, профессиях, связанных с

хлебом, состав хлебобулочных изделий. Данная карта использовалась и на

итоговом мероприятии «Сами булочки печём».

Разработка, создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП

«Величина». (Приложение 6)

Представления о величине предметов являются

важной

составляющей

частью

математических

представлений

у

детей

дошкольного возраста.

Данная карта позволила наглядно представить детям

основные понятия величины, соответствующие данному возрасту: длину, ширину,

толщину, высоту, объем, массу, а также способы измерения этих величин.

В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ нами была

создана интеллект-карта «Россия». Карта даёт общее представление о нашей

стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный

и растительный мир.

Используется как наглядно-дидактическое пособие по

патриотическому воспитанию и является важным элементом в групповом

патриотическом уголке. (Приложение 7)

В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой, чтоб чирикали зимой!»

была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». (Приложение 8)

С помощью данной карты дети закрепили понятие «зимующие птицы», обсудили

способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили

7

правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на

практике.

В рамках тематической недели на занятии по познавательному развитию

была создана интеллект – карта «Зимушка – зима». (Приложение 9)

Дети

совместно с воспитателем

составляли карту по данной теме, опираясь на

заготовленную

основу.

Закрепили

следующие

сведения

о

зиме:

месяцы,

праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы и зимние виды

спорта. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация

закрепилась

лучше

благодаря

наглядности.

У

многих

возникло

желание

рассказать о зиме по карте.

На данном этапе проекта стало понятно, что дети привыкли к работе с

интеллект-картами. Поэтому решили поручить в качестве домашнего задания

изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на

выбор. Вот некоторые из них: «Посуда», «Моря и океаны», «Животные»,

«Космос». Также помогли родителям в подборке иллюстративного материала и

выборе основных понятий по темам. (Приложение 10)

Изготовление дома совместных с детьми интеллект-карт помогло нам

привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение

в процессе обучения находить эффективные способы для усвоения материала.

Данный метод мы планируем применять до конца учебного года.

Вместе с детьми мы попробовали создать также и индивидуальные

интеллект-карты. Темы предложили такие: «Моя семья», «Мои лучшие качества»

и «Чему хочу научиться в ближайшее время». Дети не просто создавали карты, но

затем рассказывали о себе по ним. Таким образом, интеллект-карты помогали

развивать речь ребёнка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на

публике. (Приложение 11)

Подводя итог краткосрочному проекту, можно сказать, что созданные

детьми интеллект-карты помогли им представить себя и привлечь внимание к

себе

других

детей,

актуализируя

их

интерес

к

своим

индивидуальным

особенностям и достижениям. Дети не просто создавали карты на заданные темы,

8

но затем рассказывали о себе по этим картам. Таким образом, карты помогали

развивать речь ребёнка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на

публике и представлять окружающим результаты собственной деятельности. На

наш взгляд, это является важной составляющей его успешной социализации.

Используя в работе метод интеллект-карт, старались реализовывать «золотое

правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об

этом даже не догадывались».

На обобщающем этапе мы:

Создали свою картотеку интеллект-карт.

Провели мастер-класс для педагогов ДОУ («Применение метода интеллект -

карт в дошкольном образовании»).

Презентовали проект «Интеллект-карты» на педагогическом совете ДОУ.

В заключение можно сделать вывод: в результате систематического

использования

интеллект-карт

нами

была

отмечена

возросшая

детская

активность, инициативность, самостоятельность в проявлении познавательного

поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию таких карт.

Технология является очень эффективной, так как на всех этапах работы

предусматривается опора на наглядность и моделирование.

В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволило

нам

осуществлять

интеграцию

образовательных

областей:

социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

В перспективе мы продолжим работу в данном направлении. Планируем

дополнять и обогащать материалом наш проект.

Считаем, что данные карты могут использовать в своей работе не только

воспитатели, но и специалисты по работе с лексическими темами. Дидактические

пособия могут быть рекомендованы родителям как дополнительный материал на

дистанционном обучении.

9

Список используемой литературы:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения

дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.

2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО

«Попурри», 2010.

3. Колотова К. В.Методическая разработка по теме: «Формирование навыков

самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных

техник»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.

4. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в

детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.

5. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии

«Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста //

Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного

образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования

и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

10

Приложения

Приложение 1

Буклет для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду»

Приложение 2

Интеллект-карта «Четыре желания»

Приложение 3

Интеллект-карта «Времена года»

11

Приложение 4

Интеллект-карта «Фрукты, овощи»

Приложение 5

Интеллект-карта «Хлеб - всему голова»

Приложение 6

Интеллект-карта «Величина»

Приложение 7

12

Интеллект-карта «Россия»

Приложение 8

Интеллект-карта «Зимующие птицы»

Приложение 9

Создание детьми интеллект-карты «Зимушка – зима»

Приложение 10

13

Изготовление интеллект-карт детьми дома

Приложение 11

Индивидуальные интеллект - карты

14



В раздел образования