Напоминание

Как привить любовь ребёнка к книге


Автор: Хлопоня Алёна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2006
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Как привить любовь ребёнка к книге
Тема: Как привить любовь ребёнка к книге
Раздел: начальное образование





Назад




Как привить любовь ребёнка к книге

Автор: Хлопоня Алёна Валерьевна учитель начальных классов

Педагог относиться к детям с уважением, верит в их способности, данные

от природы. Родители - лучшие учителя своим детям, им только нужно

помочь разобраться в принципах обучения детей. Это атмосфера,

дисциплина, жизнь и всё это - образование. Под «атмосферой» мы понимаем

окружение, в котором растет ребенок, все то, что он поглощает из домашней

среды. Принципы, идеи, мировоззрение, которых придерживаются родители,

составляют целую треть обучения детей. Еще одну треть составляют

хорошие привычки, и их можно культивировать с помощью дисциплины. И,

наконец, жизнь - это знания, которые должны преподноситься детям не как

сухие факты из учебников, а как мысли, идеи и образы.

Учеба - это образ жизни для всей семьи, он идет фоном и его нельзя

выключать. Все полезные привычки, такие как пунктуальность,

аккуратность, правдивость и другие, можно привить целенаправленным

повторением в течение определенного времени до полного закрепления

алгоритма в подсознательных структурах головного мозга.

Атмосфера - целиком и полностью с родителей. Не получится: ребёнок -

отдельно, вы - отдельно. Это не прописи, в которых сделал задание и закрыл.

Стены дома, разговоры между членами семьи, интонации и установки

должны работать на позитивное развитие и образование детей. Истина,

которую и так все понимают. Но не у всех получается ее держаться.

Необходимо уважать личность ребенка, стараться обеспечить ему больше

времени быть на природе и по возможности обучаться на свежем воздухе,

поощрять физическую активность, делать уроки ненавязчивыми и

короткими, не перенапрягать ребенка учебой, которая не несет полезного

смысла, читать только интересные книги, прививать только полезные

привычки, воспитывать лучшие качества души, следовать за его интересами.

Прежде всего необходимо пересмотреть всю свою библиотеку (и не только

детскую) и найти в ней «живые» книги.

Живые книги это, как правило, художественная или научно-популярная

литература, написанная автором, который хорошо разбирается в своей теме,

любит свою тему и умеет увлекательно и интересно о ней рассказать. Живые

книги учат, будят воображение, их образы запоминаются ребенком на всю

жизнь. Вы точно читали такие книги в своем детстве, и они наверняка есть у

ваших детей. Например, «Физика для малышей» Леонида Сикорука, или

«Тайны нашего Солнышка» Ефрема Левитана, или «Три дня в Карликании»

Владимира Левшина. Живые книги - это не учебники, не энциклопедии, не

какие-то другие напичканные сухими фактами книги. Конечно, среди

учебников тоже можно найти «живые», но это редкое явление.

Живые книги - это один из базовых принципов обучения. Большую часть

знаний ребенок получает из книг, которые ему читают вслух, или которые он

читает сам, поэтому выбирать книги нужно особо тщательно. Они должны не

просто сообщать какую-то информацию, но и будить воображение, рождать

образы, затрагивать эмоции, чтобы прочитанное лучше понималось и

запоминалось. Сухие факты, сказанные отстраненным академическим

языком, ребенок не удержит в памяти и минуты и будет скучать, пока читает

такую книгу, а вот ту, что написана искренним автором, увлекательно,

мудро, поучительно - поймет и запомнит на всю жизнь. Поэтому

приоритетными в обучении детей были именно живые книги - которые

оживляют персонажей, заставляют сердце юного слушателя или читателя

замирать и биться, грустить и радоваться, сердиться и восторгаться. От

учебников она не призывала отказываться, хотя и говорила, что пользы от

них гораздо меньше, чем от «живых» книг. Среди учебников встречаются

увлекательные, но все же редко, так что надеяться на то, что ребенок поймет

тему, прочтя один только учебник, все же не стоит.

Чтение и рассказывание историй очень важно для ребенка - они оказывают

на него мощное влияние. Детям нужно слышать хорошие истории,

позитивные истории, вдохновляющие. Истории помогают узнавать мир,

понимать, какие поступки хорошие и правильные, какие - ведут к

негативным последствиям, что значит любить и заботиться, быть

ответственным и т.д. Правдивые истории, которые случались с реальными

людьми, важно рассказывать и перечитывать несколько раз, примеры таких

людей влияют на формирование характера. Это практически магия, это

трудно спрогнозировать, но некоторые истории могут изменить ребенка на

всю жизнь. Например, кто-то решит, что больше не будет обманывать, кто-то

- что будет защищать беззащитных, кто-то проникнется любовью к

животным…

Однако, по неопытности легко спутать «живые книги» с

маловразумительной писаниной, которых, увы, хватало в наше время, а

сегодня и подавно. Такие книги, написанные примитивным языком,

умаляющим ум ребенка, лишь бы просто развлечь - болтовней,

пустословием, чепухой, чушью, глупыми книгами. Они написаны плохо, не

несут ни поучительных или познавательных идей, ни эстетичного

наслаждения стилем автора. Такие книги, конечно, могут нравиться детям, и

даже могут быть в их рационе, но только как угощение типа леденцов или

перекуса, не более того. Для обучения они не годятся, так же, как и леденцы

или гамбургеры для полноценного питания. Поэтому не всегда следует

ориентироваться на первую реакцию ребенка при прочтении той или иной

книги. Например, ребенок может с увлечением и радостью проглотить какой-

нибудь детектив про котов, но это еще не значит, что книга - живая. И

наоборот, он может с неохотой слушать ваше чтение на протяжении первых

глав, но если вы читаете живую книгу - обязательно наступит момент, когда

ее образы и идеи приживутся в ребенке и оставят неизгладимое впечатление.

Такие книги можно подобрать по всем предметам. Научно-популярные

книги, написанные хорошим литературным языком, несущие качественные

знания и идеи - это тоже живые книги. Она не оставила нам готового списка

лучших живых книг, но дала ориентиры, на что равняться при выборе.

Например, «живыми» считаются сказки, произведения К.И. Чуковского,

А.Барто, С. Михалкого, Н.Н. Носова, А.П. Чехова, М. Горького, Стивенсона,

Дефо, Блейка, Шекспира.

Пересказ - это метод развития речи, памяти, мышления. Пересказ

помогает тренировать внимание, умение анализировать и выбирать из текста

главное, умение соединить новую информацию с уже известной и дополнить,

если нужно, своими рассуждениями. Форма пересказа не важна, она может

быть устной или письменной. Важно, что, пересказывая услышанное или

прочитанное своими словами, ребенок лучше закрепляет полученную

информацию. Поэтому не требуйте точного пересказа, просто слушайте и

делайте выводы. От ребенка не требуется пересказывать прочитанное или

услышанное максимально близко к тексту, повторяя слова автора и соблюдая

последовательность повествования.

Не задавайте ребенку наводящие вопросы по прочитанному. Такие

вопросы могут сослужить плохую службу: они ненавязчиво указывают

ребенку, какое отношение к прочитанному у него должно сформироваться.

Оберегайте мнение ребенка от любой формы навязывания своих мыслей и

стереотипов со стороны взрослых. Единственный тип вопросов, который

приветствуется, - это вопросы, предполагающие мнение самого ребенка и его

отношение к прочитанному. Например: «Как бы ты поступил(а) на месте того

или иного героя?», «Как ты думаешь, можно ли было найти другой выход из

ситуации?», «Какой персонаж тебе нравится больше других и почему?» и т.п.

Технически это выглядит так: вы прочитываете главу или часть главы

вслух и просите ребенка пересказать вам то, что вы прочитали, но своими

словами и именно так, как он понял, без оглядки на вашу невербалику

(пожалуйста, не делайте нахмуренные брови, поджатые губы, вздохи и

покачивания головой, даже если пересказ ребенка далек от смысла,

заложенного автором). Не поправляйте ребенка пока он говорит, но делайте

выводы для себя: что именно он понимает, что не понимает и почему - может

быть, взяты сложные темы для его восприятия, или значение некоторых

ключевых слов неясно или спутано с похожими… Пусть ребенок поделится и

своим отношением к прочитанному, не только пересказом сюжета. И только

после того, как он пересказал своими словами содержание текста,

побеседуйте о трудных местах и словах в тексте, но опять же постарайтесь

поговорить с ребенком так, чтобы он сам пришел к выводам, не спешите

разжевать и положить в рот все объяснения. Если ребенок уже хорошо читает

сам, пусть читает сам, и желательно вслух, чтобы тренировать

выразительность речи, интонационное понимание знаков препинания.

Точно так же, как и при вашем чтении вслух, просите ребенка остановиться в

конце какого-либо абзаца или главы, и пересказать что и как он понял.

Ребенок, зная о том, что взрослый в любой момент может попросить

пересказать какую-то часть текста, становится более внимательным

слушателем или читателем, развивает привычку вникать в текст с первого

прочтения. Понимая, что ценностью пересказа являются его собственные

мысли, а не способность воспроизвести по памяти слова автора, ребенок

развивает более высокий уровень мышления. Приветствуйте сравнение идей,

мыслей, стиля читаемой книги с ранее прочитанными книгами. Умение

пересказывать и рассуждать помогает развиваться красоте речи.

Есть еще одно правило в практике пересказа, текст прочитывается один

раз. Только один раз. Не приучайте ребенка к тому, что если он

невнимательно слушает чтение, то вы можете повторить отрывок. Если

ребенок невнимательно слушает чтение или сам не может сосредоточиться

на чтении - отложите его вовсе.

Начинайте вводить практику пересказа с коротких текстов. Подбирайте их

по возрасту и уровню развития ребенка. Не нужно пересказывать каждую

главу в книге, и даже целую главу не обязательно, пусть это будут короткие

отрывки, но яркие по событийности, по эмоциональности, чтобы был

материал для пересказа. Дети, особенно маленькие, не могут долго и

сосредоточенно слушать, уроки должны быть короткими, максимум - по 20

минут. Учитывайте это, закладывая в занятие и время на пересказ. По мере

того, как дети привыкнут к такой форме знакомства с книгами, можно будет

и увеличить время чтения, особенно, если этого хочет и сам ребенок. И

кстати, устный пересказ - это не единственная форма обратной связи с

ребенком. Письменное эссе и даже рисунки одинаково важны в этой

практике.

Для понимания ценности книги, вам могут быть полезны такие, например,

вопросы:

Насколько литературным, богатым является язык этой книги?

Содержит ли книга идеи и знания, подходящие для ребенка?

Имеет ли книга влияние на сознание читателя? Изумляет? Меняет

отношение к чему-то? Заставляет задуматься? Оставляет ли глубокие

впечатления?

Диктанты и чистописание на основе живых книг. Придерживаться

практики закреплять письмо и грамматику на отрывках из живых книг. В

форме ли диктанта, изложения или списывания - главное, чтобы текст не

отнимал своей бессмысленностью драгоценное время, а передавал новые

знания или мудрые мысли. Затем текст разбирается орфографически,

синтаксически и морфологически.

Важно творческое воспитание. Уделять большое внимание

музыкальному, поэтическому и художественному искусству, к ним

воспитывается настоящее уважение. Дети знакомятся с творчеством великих

художников, музыкантов и поэтов, пропуская их произведения через себя,

делясь своими мыслями о них, а не транслируя только чужие, пусть и

хрестоматийные мнения. В парадигму творческого воспитания всегда

входило и рукоделие. Детей учат работать с разными материалами: бумагой,

глиной, деревом, бисером, кожей, и т.д. Причем акценты ставятся на качестве

выполнения изделий, а не на скорости.



В раздел образования