Автор: Подосенова Ксения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №71
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан»
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МАДОУ №71
Подосенова Ксения Анатольевна
«Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к
традициям и культуре народов Республики Татарстан»
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом
поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем
большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
Приоритетным
направлением
работы
детского
сада
является
нравственно-
патриотическое воспитание, воспитание
детей на традициях народной культуры.
Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать
обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начинаются со
сбора и изучения краеведческого материала. Мы создали в детском саду мини- музей. С
помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают
ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар, кукл в национальной одежде. Во всех
группах
оформлены
национальные
уголки,
подобран дидактический
материал,
художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов
Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию
любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального
воспитания в детском саду.
Воспитание и обучение в детском саду не ставит перед педагогами задачу
сообщать детям младшей группы сведения о народах, живущих в нашей стране, о
культуре, быте. Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение,
поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво
раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.
Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни
необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального
воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития
интереса к родному краю и родной культуре.
В самом начале работы с детьми 4-го года жизни тщательно продумали
перспективный план работы на весь учебный год. У ребят проходят занятия на татарском
языке, в аудитории, где наглядно можно увидеть уклад жизни, создание условий для
развития творческих способностей детей в процессе общения с воспитателем,
Дошкольники
младшего
возраста
лучше
воспринимают
потешки,
песенки,
прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использовали колыбельные
песни, народные игры, такие как “Бәлли- бәү”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Куянкай”.
Перед
детьми
не
ставила
цель
запоминания
фольклорного
материала,
только
упоминали, что – это“татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более
внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.
Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции
народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и
отзывчивость, сострадания к ближнему. Малышам показываются короткометражные
мультфильмы, которые они с огромным удовольствием смотрят. Не маловажно и
знакомство с этнографией и фольклором татар, с традициями и обычаями в игровой
форме.
Малышей знакомили с бытовыми сказками о животных :”Хвосты ”, “Лиса
и медведь ”. Иногда рассказ сказки сопровождала показом кукольного театра. Знакомили
детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.
Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На
родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”. При
провидении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке имеются книги
татарских авторов, но читают детям от случая к случаю. Выяснилось и то, что родители
очень мало знают пословицы и поговорки.
Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к
национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех
начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта
национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.
В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и
другим народам, культуре, быту, продолжается. Занятия с воспитателем на татарском
языке очень нравятся детям. Малыши, заходя в группу приветствуют на двух языках
воспитателя. Во время завтрака и обеда обязательное пожелание «приятного аппетита» на
двух языках. Дети с радостью повторяют слова, ведь все новое для них является
интересным и познавательным.
В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые
читаем детям и перечень народных игр, которые играют дети в детском саду, чтобы
родители могли дома закреплять со своими детьми.
При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к
родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый
опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях.
С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны
знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план
проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий
среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни,
знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать
человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ,
его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники’’ Науруз”,
“Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все:
родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, татарские
пляски, оформляли празднично участок. В доступной форме рассказали об истории
каждого
праздника.
Праздник-это
средство
приобщения
младших
поколений
к
национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного
обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные
обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные
ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники
дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскош” человеческого общения, но и
посостязаться
в
различных
играх,
показать
свою
силу,
ловкость,
смекалку,
изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты. Праздник”Сабантуй”
славится соревнованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость,
смелость. Дети с удовольствием пели, танцевали, играли, особенно понравились игры
татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.
Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляли на занятиях, в
беседе “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывали о
трудолюбии татарского народа, о его обычаях, культуре, языке, народном творчестве.
Своими ответами дети выражали гордость за то, что они живут в Татарстане.
Со старшими группами и подготовительными проводятся недели, посвященные
татарским писателям,
на которых воспитатели с детьми читают или слушают
произведения, а после рисуют запомнившийся сюжет рассказа, стихотворения или сказки.
Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как
наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует
приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.
В
средней группе
обращали
внимание
на
татарский
орнамент,
выделяя
его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный,
жёлтый, синий. Рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставили цель учить
передавать национальный колорит.
Для сохранения национальной культуры у подрастающего поколения, необходимо
вызывать интерес к ней. Поэтому приобщение детей к культуре татарского народа, любви,
и патриотизму к нашей Родине актуально и крайне необходимо для педагогов начиная с
дошкольного образования.