Напоминание

«Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан»


Автор: Подосенова Ксения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №71
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МАДОУ №71

Подосенова Ксения Анатольевна

«Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к

традициям и культуре народов Республики Татарстан»

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом

поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем

большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

Приоритетным

направлением

работы

детского

сада

является

нравственно-

патриотическое воспитание, воспитание

детей на традициях народной культуры.

Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать

обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начинаются со

сбора и изучения краеведческого материала. Мы создали в детском саду мини- музей. С

помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают

ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар, кукл в национальной одежде. Во всех

группах

оформлены

национальные

уголки,

подобран дидактический

материал,

художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов

Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию

любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального

воспитания в детском саду.

Воспитание и обучение в детском саду не ставит перед педагогами задачу

сообщать детям младшей группы сведения о народах, живущих в нашей стране, о

культуре, быте. Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение,

поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво

раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.

Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни

необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального

воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития

интереса к родному краю и родной культуре.

В самом начале работы с детьми 4-го года жизни тщательно продумали

перспективный план работы на весь учебный год. У ребят проходят занятия на татарском

языке, в аудитории, где наглядно можно увидеть уклад жизни, создание условий для

развития творческих способностей детей в процессе общения с воспитателем,

Дошкольники

младшего

возраста

лучше

воспринимают

потешки,

песенки,

прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использовали колыбельные

песни, народные игры, такие как “Бәлли- бәү”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Куянкай”.

Перед

детьми

не

ставила

цель

запоминания

фольклорного

материала,

только

упоминали, что – это“татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более

внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.

Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции

народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и

отзывчивость, сострадания к ближнему. Малышам показываются короткометражные

мультфильмы, которые они с огромным удовольствием смотрят. Не маловажно и

знакомство с этнографией и фольклором татар, с традициями и обычаями в игровой

форме.

Малышей знакомили с бытовыми сказками о животных :”Хвосты ”, “Лиса

и медведь ”. Иногда рассказ сказки сопровождала показом кукольного театра. Знакомили

детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На

родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”. При

провидении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке имеются книги

татарских авторов, но читают детям от случая к случаю. Выяснилось и то, что родители

очень мало знают пословицы и поговорки.

Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к

национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех

начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта

национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.

В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и

другим народам, культуре, быту, продолжается. Занятия с воспитателем на татарском

языке очень нравятся детям. Малыши, заходя в группу приветствуют на двух языках

воспитателя. Во время завтрака и обеда обязательное пожелание «приятного аппетита» на

двух языках. Дети с радостью повторяют слова, ведь все новое для них является

интересным и познавательным.

В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые

читаем детям и перечень народных игр, которые играют дети в детском саду, чтобы

родители могли дома закреплять со своими детьми.

При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к

родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый

опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны

знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план

проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий

среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни,

знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать

человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ,

его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники’’ Науруз”,

“Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все:

родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, татарские

пляски, оформляли празднично участок. В доступной форме рассказали об истории

каждого

праздника.

Праздник-это

средство

приобщения

младших

поколений

к

национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного

обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные

обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные

ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники

дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскош” человеческого общения, но и

посостязаться

в

различных

играх,

показать

свою

силу,

ловкость,

смекалку,

изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты. Праздник”Сабантуй”

славится соревнованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость,

смелость. Дети с удовольствием пели, танцевали, играли, особенно понравились игры

татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляли на занятиях, в

беседе “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывали о

трудолюбии татарского народа, о его обычаях, культуре, языке, народном творчестве.

Своими ответами дети выражали гордость за то, что они живут в Татарстане.

Со старшими группами и подготовительными проводятся недели, посвященные

татарским писателям,

на которых воспитатели с детьми читают или слушают

произведения, а после рисуют запомнившийся сюжет рассказа, стихотворения или сказки.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как

наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует

приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.

В

средней группе

обращали

внимание

на

татарский

орнамент,

выделяя

его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный,

жёлтый, синий. Рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставили цель учить

передавать национальный колорит.

Для сохранения национальной культуры у подрастающего поколения, необходимо

вызывать интерес к ней. Поэтому приобщение детей к культуре татарского народа, любви,

и патриотизму к нашей Родине актуально и крайне необходимо для педагогов начиная с

дошкольного образования.



В раздел образования