Авторы: Пивоварова Наталья Иановна, Наталья Ивановна Пивоварова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская обл. г.Ноябрьск
Наименование материала: консультации для родителей
Тема: "Учимся говорить правильно"
Раздел: дошкольное образование
Пивоварова Наталья Ивановна
Воспитатель МАДОУ «Золушка» г. Ноябрьск
«Учимся говорить правильно»
Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными,
состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными
всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить. Четкая, логичная, грамотная речь –
это половина успеха в жизни.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы:
- определѐнная степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
- формирование потребности в общении.
Чем раньше мы сможем определить, нет ли отклонений в речевом развитии малыша,
правильно ли развивается речь ребенка, тем легче суметь избежать более серьезных
проблем в будущем.
Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к
нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных
звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя
вылечивать органы слуха, не допускать насморков…
К сожалению многие начинают прислушиваться к тому, как говорит их ребенок, только на
пороге школы и вполне понятно разочарование пап и мам, когда при поступлении в школу
у сына или дочери, уже умеющих читать, считать и даже писать, возникают проблемы.
Как же так, недоумевают они, ведь ребенок правильно произносит все звуки и иногда, с их
точки зрения, не нуждался в помощи логопеда. Еще яснее ситуация, когда дети, вполне
благополучные в речевом развитии (а вывод об этом родители основывают опять-таки на
правильном звукопроизношении), поступают в школу, и только в конце первого или
второго классов у них возникают проблемы с обучением чтению и письму. Учителя
называют их ошибки «глупыми» и объясняют их детской невнимательностью, ленью,
незнанием правил. Усиленные дополнительные занятия приводят к повышенной
утомляемости ребенка, а итог – нежелание ходить в школу.
Дорогие родители, дело в том, что развитие речи вашего ребенка складывается не только
из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха,
речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и многого другого.
К трем годам ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами.
Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка.
Внимание, память, мышление - основы, на которых строиться речь.
Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она
должна быть четкой, внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
В процессе занятий у ребенка растет активный словарь (слова, которые он употребляет в
речи), нормализуется грамматический строй речи, произношение.
Начинайте заниматься дома с самого знакомого, затем переходите к более сложным
упражнениям.
Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный
эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к
случаю, а достаточно регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что
ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другому
материалу. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились.
Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже знакомый материал. Время от времени
повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Чаще задавайте вопрос
«Почему?». Не раздражайтесь если ребенок, не понял вас с первого раза. Помогите
наводящими вопросами.
Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребѐнка об
окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными
произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные
пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.
Успехов Вам!!!
«Семейный климат»
Всестороннее воспитание и развитие ребенка, подготовка его к жизни в обществе –
главная задача взрослых окружающих его.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, их роль в формировании личности
ребенка огромная. Благодаря родителям малыш учится познавать мир, подражает во всем
взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения в обществе. В семье
ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства – любви, дружбы. Если у
родителей широкие интересы, действенное отношение ко всему происходящему в мире,
то и ребенок разделяет их настроение, приобщается к делам и заботам, усваивает
соответствующие нравственные нормы. Воспитание ребенка и организация его жизни
начинается с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания определенных
нравственных внутрисемейных отношений, создания здорового микроклимата. В
воспитании и развитии ребенка не бывает мелочей. От семейного микроклимата зависит
эффективность педагогических взаимодействий: ребенок более податлив воспитательным
влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, любви.
Огромное влияние на становление личности человека имеет семейный микроклимат.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и воспринимая на
себя многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает
нравственно – эмоциональный опыт. Когда в семье мир и покой ребенок чувствует себя
защищенным, он эмоционально уравновешен. Ребенок по своей природе активен и
любознателен, он все видит и слышит вокруг и это все «примеряет» на себя, ему
передается настроение взрослых. Для ребенка важно, какие поступки взрослых он
наблюдает: забота, внимание, доброту, спокойный тон, недовольство, злость суету. Все
это разнообразие чувств закладывается в личность ребенка.
Семья – это коллектив, все члены которого взаимосвязаны определенными
обязанностями, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря
которым он постигает нормы общественного поведения.
Воспитание в условиях коллектива не означает, что «стираются» индивидуальность,
напротив, важно сохранить неповторимость личности, развить свойственные данному
ребенку психологические качества, проявляющиеся в его интересах, способностях.
Позитивный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослый –
ребенок», зависит от того, какое положение он занимает в семье. Если взрослые потакают
ребенку во всех его капризах, создаются условия для развития у ребенка эгоцентризма. В
семье, где каждый ее член равноправный, где ребенок разделяет общие заботы,
обязанности (в меру своих возможностей) создаются благоприятные условия для
формирования и развития у ребенка активной, самостоятельной жизненной позиции.
В семье дошкольник учится уважать близких, старших, уважать труд, заботу. Мама самый
главный человек для сына или дочки. От мамы зависит создание эмоциональной
психологической атмосферы в семье. Отец - это личный пример в семейных отношениях в
домашних делах, в воспитании. Очень частой ошибкой родителей является отсутствие
единства требования, в одной ситуации что – то разрешает мама, в этой же ситуации папа
категорично запрещает. Прежде всего, родителям необходимо понимать ребенок - это уже
личность, хотя еще и развивающаяся.
Воспитание ребенка в семье - творческий поиск, не терпящий быстрых решений. Умение
понимать ребенка, его состояние, мотивы поведения позволяют определить наиболее
правильный подход к нему. В самых сложных ситуациях родители, прежде всего, должны
считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем
равноправного члена семьи, стремиться к взаимопониманию, уважению и доверию.
Ваш ребенок – это ваше отражение, ваше продолжение.
«Развитие творческих способностей у детей»
Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами и родителями программа
дошкольного образования и сама жизнь - это развивать у детей эстетическое восприятие,
эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к
изобразительному искусству.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его
способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать
неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в
своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение
дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя,
чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни;
творцом своей собственной личности.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит
успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих
знаний, навыков и умений не сводятся.
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле -
это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей
мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это
произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных
материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не
развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться
без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если
его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых
для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и
живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в
том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения,
научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но
выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.
Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и
воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни
детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей
могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей,
занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую
ответственность.
Родители должны изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к детям,
создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь
ребенку понять самого себя.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать
их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще
высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать
ребенка, быть восприимчивым слушателем.
Для того, чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна
быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к
деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции
общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные
достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то
дело, открытие, которое им сделано.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными
видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот,
скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым
детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма
критического отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его
желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто,
втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных
опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и
равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду,
уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями
безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.
Проблема детского дорожно – транспортного травматизма с каждым годом становиться
всё более значимой и актуальной. Несмотря на все усилия педагогов и родителей, число
ДТП с участием детей дошкольного возраста, к глубокому сожалению, растёт.
Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает 1
человек. Педагоги нашего детского сада прикладывают все силы, чтобы
профилактическая работа с детьми и родителями была результативнее и действеннее.
Проблема в том, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая
реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
А любопытство, желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность
– часто ставят их один на один перед реальными опасностями, и на улицах города тоже.
Поэтому, просто необходимо учить детей правилам ДД, через активное участие самих
детей во всех видах деятельности. Это задача педагогов.
Но огромную роль в воспитании и образовании детей играют родители, а особенно, их
личный пример!
Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Никогда в присутствии ребёнка не нарушайте ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
2.Напоминайте основные правила дорожного движения своим детям каждый день.
3.Учите ребёнка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда
не перебегать дорогу перед идущим транспортом.
4.Учите дошкольника переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и
только шагом.
5.Не позволяйте ребёнку играть на дороге или вблизи проезжей части.
6.Не оставляйте ребёнка одного на дороге, остановке, около транспортных средств.
7.Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля: за взрослым, на тротуар.
8.Пристёгивая ребёнка ремнём безопасности, объясняйте для чего это нужно.
9.Пешеходом быть – наука!
10.Улица требует к себе уважения и внимания.
11.Катание детей на велосипеде, самокате, коньках, санках – только под наблюдением
взрослых.
12.Если вы видите ситуацию, в которой другие люди нарушают правила дорожного
движения – остановите их!
13.Учите детей наблюдательности за транспортом на улице!
14.На остановке крепко держите ребёнка за руку, чтобы он не выбежал на проезжую
часть.
15. Из автомобиля или машины выходите первыми.
16.Объясняйте детям, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару.
17.Родители должны знать порядок и правила перевозки детей в машинах, автомобилях,
на санках, велосипедах, в колясках в разное время года и при различной погоде.
18.Родители должны хорошо знать место расположения детского сада и чётко
ориентироваться в обстановке.
19.Подход к детскому дошкольному учреждению выбирать с безопасной стороны.
20.Дома и по дороге( куда бы не шли ) должны проводить беседы с детьми по правилам
ДД.
21.Читать детям литературу, загадывать загадки, прорисовывать ситуации с транспортом,
рассматривать картинки и иллюстрации.
«Детский летний отдых»
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха,
закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей
пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало
вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут
пригодиться наши советы.
О путешествиях с детьми
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.
Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь
идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку.
Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех
случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок,
тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих
благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает
аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым
климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а
то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в
обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В
результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.
Солнце хорошо, но в меру
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых
маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается
понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая
большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку
маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень
нежна.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев.
При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от
одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего
возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках.
Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно
увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с
ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10
часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать
принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и
движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными
процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее
к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В
основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной
теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано
с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе
возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда
ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей.
Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время
приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это –
головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство
кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во
всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в
тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный
компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно
быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность
самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям,
глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен
находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
1.
Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
2.
В воде дети должны находиться в движении
3.
При появлении озноба немедленно выйти из воды
4.
Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.