Автор: Соченко Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/С №262
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Проект
Тема: "Кризис трех лет: как с ним справится?"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Кризис трех лет: как с ним справится?»
Формат проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители, педагог-психолог.
Актуальность проекта:
Кризис трех лет — часто встречаемая проблема во взаимоотношениях взрослых и
детей,
возникающая
в
данном
возрастном
периоде.
Ребенок
хочет
стать
самостоятельным,
начинает
осознавать
собственное
«Я».
Постепенно
его
активность,
любопытство
начинают
возрастать,
приобретая
неуправляемый
характер.
Однако огромное количество ограничений, правил и требований со
стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это
вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие
отклонения, так пугающие родителей.
Кризис трех лет психологи относят к категории «острых» - ребенок действительно
становится трудноуправляемым, его поведение почти не поддается коррекции.
Именно
поэтому
следует
вовремя
распознать
появление
кризиса,
начать
своевременную работу с ребенком для формирования и сохранения эмоционально-
стабильного состояния, грамотных отношений внутри семьи.
Цель:
составление проекта по теме «Кризис трех лет», помощь родителям в
создании эмоционально-нейтрального прохождения кризиса.
Задачи:
1. Изучить материал по теме «Кризис трех лет»;
2. Выделить основные симптомы, признаки, причины кризиса трех лет;
4. Составить список рекомендаций для родителей в период кризиса трех лет.
1. Кризис трех лет: основные причины.
Кризис трех лет - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего
возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой
сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и
личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с
окружающими.
Основные причины проявления кризиса трех лет:
Авторитарный стиль воспитания
Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, подавляются воля и
самостоятельность, что приводит к эмоциональному расстройству ребенка;
Гиперопека
Чрезмерная родительская забота также подавляет волю и самостоятельность.
Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, беспомощным, поэтому он будет
доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный кризисный период;
Социум
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или грубости
воспитателей в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать также и
компания ребят, с которыми он общается. Конфликты с другими людьми заставляют
его ещё более рьяно отстаивать свою независимость;
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера: если родители
часто ругаются (или находятся в состоянии развода), постоянная занятость на
работе. Также проблемы могут начаться после рождения второго малыша.
Возникает
детская
ревность,
которая
оборачивается
неконтролируемыми
вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания;
Состояние здоровья
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но
держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются
психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления бывают
неуправляемые, яркие и взрывные.
Адаптационный период
Одна из основных причин кризиса трех лет — адаптация к детскому саду, ведь
примерно в данном возрасте родители отдают ребёнка в д/у. Но есть и такие дети,
определенные туда раньше положенного возраста (1,5-2 лет). Также есть процент
детей, которые не посещают д/у, находясь под «обучением» родителей, близких
родственников. Согласно проведённым исследованиям, во всех предложенных
случаях, кризис трех лет проходит в более трудной, осложненной форме.
2. Признаки начала кризиса
Для более стабильного и нормального прохождения этапа кризиса трех лет,
родители должны знать основные симптомы, приближающие кризис трех лет, чтобы
избежать проблемных ситуаций, вовремя найти их коллективное решение.
Негативизм — «Делаю назло!»
;
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей.
Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого.
Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на
конкретного человека.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
;
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено
на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша.
Упрямство — «Я так решил!»
;
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3
лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) – «Мне всё надоело!»;
Бунт — самый сложный из симптомов, представленных ранее. Во-первых, включает
в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный
характер. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых
вспышек гнева и настоящей истерики.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу!»;
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Капризничают,
кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили.
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
;
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости.
Своеволие — «Я могу сам!»
;
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш
пытается сам завязать шнурок, но при этом прислушивается к советам взрослым и
не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится,
никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей.
3. Гендерные особенности кризиса трех лет
Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать
гендерные особенности малышей. Родители должны понимать, что у каждого
ребёнка кризис проявляется по-разному: у одних - сглажено и более спокойно, у
других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не
наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это
может свидетельствовать о задержке в развитии.
Девочки
К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса
используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо
сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет. У
девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно
громко и чётко проговаривать. Девочки более эмоциональны, поэтому именно они
во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту
психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их
эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей,
увлечь лепкой или рисованием.
Мальчики
Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами.
Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого,
ежедневно проговаривайте с ребенком, что произошло, что он чувствует и чего
хочет.
У
мальчиков
хорошо
развито
зрительное
восприятие,
и
половину
информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно
показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и
показать, куда складывать. У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в
исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в
каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, разбирают (= ломают)
бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для
них территориальные ограничения.
4. Рекомендации родителям в кризис трех лет
Одна из самых главных рекомендаций - уважать самостоятельность ребёнка.
Позволять ему выполнять самому элементарные действия. К 3 годам у него уже
должны быть посильные домашние обязанности (убирать за собой игрушки,
вытирать пыль и т.д.). Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным, а
значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и
независимость.
Дополнительные рекомендации:
1.
Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
2.
Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях:
какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
3.
Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не
так и почему это плохо.
4.
Придерживаться единого стиля воспитания обоих родителей.
5.
Собственным примером показывать правильное поведение. (Дети в 3 года
склонны к слепому копированию).
6.
Проводите как можно больше времени вместе.
7.
Играйте вместе с ребенком в коррекционные ролевые игры:
«Магазин» - ребёнок — в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой,
которая является в данной ситуации покупателем. Она капризничает, всё
разбрасывает, плачет. Малыш должен не только понять, как смотрится такое
поведение, но и узнать в игрушке себя.
«Семейка» - играть может любое количество человек. Ребёнок — в роли одного из
родителей. Его задача — уложить своего малыша (это может быть любая игрушка)
спать или накормить. Если игра проводится в первой половине дня, можно
разыграть ту же ситуацию, что в «магазине». Если время уже ближе к вечеру, всё
должно проходить тихо, мирно, спокойно. Пусть он споёт колыбельную, расскажет
сказку, укроет. В итоге это и на него повлияет умиротворяюще.
Конкретных аналогий с ребёнком проводить не нужно, выводы в играх не делаются.
Ребенок сам должен проанализировать смысл приведенных ситуаций, узнать себя.
5. Профессиональная помощь
Если родители не могут самостоятельно справиться с проявлениями кризиса,
следует обратиться за помощью к профильному специалисту (детскому психологу).
Тревожные
признаки,
указывающие
на
такую
необходимость:
страх
самостоятельности и отказ от неё, отстранённость от родителей, склонность к
садизму, слишком частые и длительные истерики, эмоциональные отклонения.
При интенсивны припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к
неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы,
чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Если диагностируется
неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с
приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При
их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению
кризиса. Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок
становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя
вести в критических ситуациях.
6. Заключение
Возрастной кризис трех лет — обязательный этап в развитии и формировании
полноценной личности. По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона,
кризис трех лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И
это не единственные положительные последствия, среди которых также можно
отметить
адекватную
самооценку,
способность
самоанализа,
социальную
адаптацию. Данный период нельзя избежать или вылечить, как болезнь. Но сгладить
и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Но при
недостаточном внимании и неправильном поведении родителей кризис может иметь
и негативные последствия: частые и импульсивные истерики могут закончиться
травмой, становятся причиной достаточно глубокого стресса.
Данный проект выполнил ранее поставленные цели и задачи; проделанная работа
поможет родителям разобраться во всех аспектах кризиса трех лет, грамотно
спланировать спокойное прохождение этапа, избежать сложных ситуаций.