Напоминание

"Русское народное творчество и традиции"


Автор: Сиюткина Ирина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18 "Улыбка"
Населённый пункт: Ханты - Мансийск
Наименование материала: конспект
Тема: "Русское народное творчество и традиции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЦЕЛЬ: Формирование интереса и уважение к русскому народу и традициям, устному народному творчеству. Использование полученных знаний в повседневной жизни. Задачи:  Формирование у старших дошкольников элементарных представлений и знаний об устном народном творчестве;  Закрепить знание детей о домашней утвари русского народа и ее использования и устном народном творчестве.  Развивать интерес детей к использованию в своей речи пословиц и поговорки, сказки. Обогащение словарного запаса и умение поддерживать не принуждённую беседу;  Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, и привитие гордости за русский народ. Оборудование: Магнитофон с записями народных песен, проектор, отрывки из мультфильмов, ухват, кочерга, чугунок, самовар, рушник, слайды с богатырями.
Ход занятия
Хозяйка:
- Здравствуйте гости дорогие, проходите в мою горницу. Ко мне пришли гости и с ними вам надо то же поздороваться. (
Здороваемся

по

русской

традиции
) Рассаживайтесь по скамейкам. В какой стране мы живем с вами? (
Ответы

детей: Россия
), а как людей называют, которые живут в России (
Ответы детей:

россияне)
- Сейчас Россия, а как называлась Россия много - много лет назад? (
Ответы

детей:Русь
). Молодцы ребята.Может, кто из вас знает, как называли людей проживающих на Руси. Русачьи от слова русые – то есть светлые люди с голубыми глазами. Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! О них писали былины И посвящали им стихи. О русских великих людях Сейчас мы речь поведем
Хозяйка
-Скажите, кто были сильные Русь. Каких богатырей, вы знаете.
(Ответы детей:

Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.) Просмотр слайдов.
Предлагаю вам поиграть в одну игру, но нам помогут наши руки. (Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших). Пальцы эти - все бойцы, Удалые молодцы. Два - больших и крепких малых. (Показать раскрытые ладони). И солдат в боях удалых Два – гвардейца – храбреца, (Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших). Два – смелых молодца, Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки Очень славные мальчишки! Вот какие храбрые бойцы, Есть у русского народа.
Хозяйка
- На Руси не было письменности и все передавалось из уст в уста, то есть от человека к человеку и называлось народное творчество. Много видов народного творчества. У меня много разных предметов в избе, а я знаю загадки о домашней утвари.
Утварь
– это предметы, которые принадлежать какому ни будь обиходу. Домашняя утварь или кухонная утварь. В избе было много помощников, но они сильно отличаются от помощников, которые помогают нам сейчас: 1. Сверху дыра, снизу дыра, А посередине огонь да вода (самовар). - Ребята, подскажите, что сейчас нам заменяет самовар (Электрочайник) 2. Новая посудина, А вся в дырках (решето, сито). - Сито осталось и помогает нам сейчас. 3. Три братца пошли на реку купаться, Двое купаются, третий на берегу валяется (коромысло и ведра) . - Сейчас, где мы берём воду. (В водопроводе) 4. Смастерили из досок, И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето (бочка). - Где мы храним огурцы саленые сейчас. (В банках) 5. Черный конь Скачет в огонь (кочерга). - Ребята у нас есть в доме кочерга сейчас. (Нет нету) 6. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит, отдает, Сам в угол идет (ухват). - Что сейчас заменили ухват (Прихватка) Хозяйка: Силён, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! Хозяйка
- На Руси люди говорили «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Как называются? (Ответы детей: пословицы) Пословицы и поговорки - это наблюдения повседневности русской жизни. Пословицахотражают человеческое поведение и характер. Они выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. Русские пословицы и поговорки «перетекают» разговорной речи в литературу. - Ребята скажите, какие вы поговорки знаете. (Ответы детей) 1.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2.Старый друг лучше новых двух. 3.Ученье свет, а неученье - тьма. 4.На чужбине и весна не красна. 5.Семь раз отмерь, один раз отрежь. 6.Семеро одного не ждут. 7.Волков бояться ,в лес не ходить
Хозяйка
В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко") Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Из какой сказки мышка бежала?
Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Какая сказка?
Мы славна семья козлят Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
В какой сказке жили козлята?
Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут. На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей! " А сейчас, вы, друзья, узнаете нас! Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была В доме том в конце концов Стало множество жильцов /ТЕРЕМОК/ Красна девица грустна Ей не нравится весна Ей на солнце тяжко Слезы льет бедняжка /СНЕГУРОЧКА/ Ах, ты Петя-простота Сплоховал немножко Не послушался кота Выглянул в окошко. /КОТ, ПЕТУХ и ЛИСА/ Ах, дорога - далека Ах, корзина -нелегка . . Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок /МАША МЕДВЕДЬ/ Колотил да колотил По тарелке носом Ничего не проглотил, И остался с носом /ЛИСА И ЖУРАВЛЬ/ По тропе шагая бодро Сами воду тащат ведра! /ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ/ У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят Далеко они глядят
/
ГУСИ - ЛЕБЕДИ
/
Хозяйка - Люди много трудились, но отдыхали с песнями, играми и хороводами. Предлагаю вам поиграть в игру: «Горелки» Правила игры: Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим. Все хором громко говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!!! Хозяйка: - Мы поиграли


В раздел образования