Авторы: Ильясова Мария Владимировна, Петрова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: конспект занятия с детьми старшей группы
Тема: Знакомство с цифрой 5
Раздел: дошкольное образование
Занятие по математике
в старшей группе
Тема: Состав чисел до 5.
Задачи:
1.Учить составу чисел до 5.
2. Развивать внимание.
3.Развивать сенсорные способности.
4.Развивать речь : математические термины ( часть, целое, геометрические
фигуры, предыдущее число, последующее число).
5.Развитие основ учебной деятельности.
Материал для совместной деятельности педагога и детей: мяч, «Волшебный
мешочек» с геометрическими фигурами, тетрадь в клетку, красный ,синий,
зеленый карандаш.
Ход занятия.
1.Дети сидят за столами.(обращать внимание на посадку детей : осанка, ноги
стоят ровно, при работе в тетрадях следить за посадкой , за тем как держат
карандаш, повторить правила работы с карандашом)
Сейчас я вам прочитаю «ситуации», вы их внимательно слушаете, потом
будем их зарисовывать.
«Ситуация №1»: В вазе лежали яблоки, к ним положили груши, что теперь
лежит в вазе?
- Что является частями? (яблоки одна часть, (рисуем синий круг), груши
другая часть –рисуем зеленый круг)
- Что является целой частью ( яблоки и груши вместе- фрукты, объединяем
все в красный круг)
- У нас была одна часть – яблоки ( зарисуем ее)
- И вторая часть – груши ( зарисуем ее)
- И получилась целая часть (записываем схему).
- Что больше целое или его часть яблоки? ( целое)
-Что больше целое или его часть – груши? (целое)
«Ситуация №2»: В вазе лежали яблоки и груши. Груши съели. Что осталось?
- Что является целой частью? ( яблоки и груши вместе, зарисуем красным
кругом).
- Что является частями ? ( яблоки- рисуем синий круг, груши – рисуем
зеленый круг)
- Груши съели – зачеркиваем зеленый круг.
- Что осталось часть или целое?
- Из целой части убрали часть- осталась часть .( записываем схему).
- Что больше целое или его часть яблоки?
- Что больше целое или его часть груши?
Ребята, а теперь давайте встанем в круг и немного поиграем с мячом.
2.Я буду кидать вам мяч и называть число, до которого вы должны
посчитать, или число с которого вы должны начать счет. (повторить состав
числа 2) .Из каких чисел состоит число 2.(1+1).
Молодцы , ребята , подойдите все к доске, встаньте в полукруг.
3.Педагог выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.
- Сколько всего кружков?(3,( 1,1.1)
Число 3 можно составит из чисел 1 и1 и1. А 1 и 1 и1 составляют число 3.
- Из скольких частей представлено число 3 ( из трех) 1+1+1.
Далее выкладывается 2 круга красного цвета,1 синего
- Из каких частей представлено число 3? ( Из двух: первая -2 красных круга,
вторая 1- синий круг)
- Сколько всего кругов? ( 3)
Число 3 можно составит из чисел 2 и 1, а 2 и 1 составляют вместе 3.
Педагог поворачивает обратной стороной второй кружок и дети
рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного кружка и 2 синих.
Делаем вывод: число3 можно составит по разному: из 1 и1 и1; из 2 и 1; из 1 и
2.
Проходим за столы, Присаживаемся. ( следить за посадкой)
Теперь, попробуйте сами выложить из геометрических фигур состав числа 4
и 5.Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски. В конце работы
делаем вывод: Число 4 состоит из 1и1 и1 и1; из 1 и3; из 3 и1; из 2 и 2.
Число 5 состоит из 1и1и1и1и1; из 1 и4; 4 и 1; из 2 и3; из 3 и2.
А теперь немножко поиграем. Игра «Волшебный мешочек»Для этого
встанем в круг и на ощупь, определим какая фигура находится в мешке.
-Чему мы с вами сегодня научились?
- А над чем еще с вами мы должны поработать?