Авторы: Логинова Юлия Алексеевна, Рагозина Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: конспект совместной экскурсии в мини музей
Тема: Знакомство с горницей
Раздел: дошкольное образование
Проект «Музей – глазами детей»
Милости просим в Горенку
Цель: Формирование духовной культуры дошкольников через организацию
экскурсионной деятельности.
Задачи:
Познакомить
с
предметами
русского
народного
быта
и
обычаями,
существовавшими в старину;
Воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;
Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества
воспитанников
через
непосредственное
участие
в
экскурсии
в
роли
экскурсовода;
Развивать память, логическое мышление, воображение
Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание
текста, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Ход экскурсии:
Мир вам, кранные девицы,
Добрым молодцам поклон!
К нам пришли повеселиться
Вы сюда со всех сторон. Илья Т
Как в девятнадцатом во веке,
В небывалу старину,
Заселяли наши предки
Приуральску сторону. Алина
Из российских из губерний,
И из дальних хуторов,
Из самых дальних уголков
Приезжал сюда народ. Тимофей
На телегах добирались,
Приплывали на плотах,
Долго-долго обживались
В неизведанных местах. Вероника
Вас мы в гости приглашаем
Да в крестьянскую избу.
Наш музей – это экспозиция русской избы.
Мы ласково зовем её «Горенка» Ксюша Д.
Илья Т:
По русской старинной традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да
добрым словом привечают (Вероника выносит каравай)
Мудро и просто устроена русская изба. Знаете ли вы из чего строили дома?
Да, вы правы избы рубили топорами из дерева.
Чтобы дом был счастливым, нужно было соблюдать традиции. Перед тем,
как войти в жилище, пускали кошку или петуха с курицей, которые
определяли, можно ли здесь жить.
В доме прорубали невысокие окна и двери с порогом, так сберегали тепло и,
войдя в избу гость оказывался лицом к иконам, а уже потом здоровался с
хозяевами.
Главный в «Горенке» - «Красный угол», то есть красивый. Здесь
расположены иконы, церковные книги, фотографии семьи и выставка «Хлеб
всему голова» (показывает на расположение называемых объектов).
Алина:
Отгадайте загадку: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой
она все ест да кричит, зато летом голодная спит (Печь). Ну, конечно, же наша
печь –толстушка. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спили
старики и дети, она была главным украшением дома.
Рядом с ней стоит сват – злой да рогатый ухват! Всё из печи он хватает, да
на стол скорее ставит. (показывает как взять ухватом чугунок)
Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла. (помешивает кочергой в печи) А
здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.
Посмотрите,
коромысло
на
гвоздике
повисло,
а
домовенок
Кузька
наклоняется и с ним забавляется. Домовой переезжает с хозяевами из старого
дома в старом лапте и оберегает новый дом от напастей.
Вот здесь на полке стоит посуда – кувшины, горшки, жбан. Её изготавливали
из глины и дерева, а позже и из стекла и железа.
Все это одним словом называется «Бабий кут»
Тимофей:
Ой, что это за свалка? Да, это же наша прялка! Зовут её Настасьюшкой -
рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут
кофточки, носки и варежки.
Ну, а здесь, смотрите сами: ножницы, весы серпы, одним словом, домашняя
утварь. Жилье освещали лучиной, а позже керосиновой лампой.
А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, всё-то гладят. Первый утюг и
на утюг-то не похож. Посмотрите. Мокрую ткань наматывали на валик и
водили по нему рифленой доской – рубелем. Позже появились утюги с
углями. Угли помещали в корпус утюга и гладили. Такие утюги очень
тяжелые.
Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды
девушки-невесты, то есть сундук с приданым. Каждая хозяйка старалась
украсить свой дом и одежду вышивкой.
Вероника:
Слышите кто-то плачет?
Это наша маленькая Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется. А
почему люлькой называется? (ответы детей) потому что, ребенка люлюкают.
А еще её называют зыбкой, потому что малышей люльке зыбают- качают.
Люльку делал сам хозяин из лучшего материала, на дно стелили солому и
одеялко. К уголкам привязывали 4 веревочки и подвешивали к потолку. Так
делали чтобы хозяйке было удобно управляться по хозяйству.
А вот здесь играли дети постарше. Игрушки им делали из дерева или ниток и
ткани. Дети делали игрушки сами под присмотром бабушек и дедушек.
Девочки 6-7 лет были большими помощницами и за младшими детьми
приглядывали и по хозяйству помогали. Мальчики в этом возрасте помогали
мужчинам в поле, с домашними животными, занимались рыбалкой.
Ксюша Д:
Посреди Горницы стол дубовый стоит, скатертью-самобранкой покрыт. А
вокруг стоят лавки Ерошки – на четырех ножках. На столе живёт толстячок –
самовар Гошка. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар появился
очень давно. Он символизирует тепло и уют в доме. У самовара есть тулово,
в которое наливается вода, закрывается крышкой – закрывашкой. Еще у него
есть поддон и 4 ножки. В нижней части находится кран. В самоваре есть
жаровня. В неё закладывают угли. Они нагревают воду. Самовары украшали
по разному. Расписывали в стиле гжель, хохлома и др или кованными
элементами.
Илья Т.:
Мы показали вам нашу Горенку.
Алина:
Старое уходит, но его нужно помнить и беречь.
Тимофей:
Русская старина пронизана добром и мудростью.
Вероника:
Мы желаем вам добра и надеемся, что всё увиденное и услышанное сегодня
останется у вас в душе.
Ксюша:
Приходите в гости к нам.
Рады мы всегда гостям.