Автор: Корень Татьяна Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №362
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловской области
Наименование материала: Роль музыкальных развивающих игр в процессе формирования восприятия музыки дошкольниками.
Тема: Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Роль музыкальных развивающих игр в процессе формирования
восприятия музыки дошкольниками.
Описание: в статье автор обращается к музыкальным руководителям детских садов с призывом
уделить больше внимания музыкальным развивающим дидактическим играм, которых в данный момент
большое множество (на выбор), как необходимому средству музыкального развития ребенка.
Цель: пропаганда музыкально-дидактических и музыкальных развивающих игр
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к роли музыкальных игр;
- активизировать использование разных видов музыкальных игр на музыкальных занятиях;
- призвать педагогов к поискам инновационных средств для улучшения процесса восприятия музыки
дошкольниками.
Один из видов музыкальной деятельности дошкольника – это восприятие музыки. Ребенку нужно
помочь разобраться в особенностях музыки, как вида искусства. Чтобы управлять сложным процессом
восприятия, необходимы формирование у детей высших психических функций - памяти, внимания,
мышления;
а
также
разнообразные
знания.
Музыкальный
руководитель,
который
развивает
музыкальные способности детей, на музыкальных занятиях проводит большую общеобразовательную и
воспитательную работу, которая интеллектуально и нравственно развивает дошкольников. Педагог -
музыкант Б. М. Теплов отметил, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать
эмоциональное
содержание,
но
вместе
с
другими
внемузыкальными
средствами
познания
познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Одно из средств развития ребенка – музыкально-дидактические и развивающие игры, в основе которых
лежат задачи развития у детей музыкального восприятия и, которые объединяют все виды музыкальной
деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые
действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные
процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.
Игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать движения, вырабатывать у детей
различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В
процессе выполнения этих заданий закрепляются знания, полученные из окружающей жизни,
обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить
предложение;
воспитывается
сообразительность,
активизируются
мыслительные
процессы;
формируются навыки взаимного общения.
Дидактические развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом или формой
обучения, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми
впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной
практике.
В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные,
оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются
познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность
эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной
игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные
способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети
овладевают
двигательными,
интеллектуальными,
сенсорными
способностями,
навыками
взаимодействия.
С помощью введения музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке,
развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной
игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.
Таким
образом,
музыкально-дидактическая
развивающая
игра
способствует
более
активному
восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам
музыкального искусства.
Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности
ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства
осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия
специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным
средством развития музыкальных способностей ребенка.