Напоминание

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников


Автор: Анастасия Александровна Белова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лего-конструирование как средство развития творческого мышления

старших дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по

развитию творческого мышления при помощи разных видов детской

деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов,

является конструирование. Лего-конструирование специалисты относят к

особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой

деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные

мыслительные процессы.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-

дошкольника возможностями.

Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-

конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− многофункциональность;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную

деятельность».

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-

конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою

индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям

дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является

оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где

нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая

себя при этом маленькими дизайнерами».

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской

деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у

дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Все

конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко

применять в дошкольном образовательном процессе.

Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-

конструкторов:

− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в

каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы,

что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой

гамме и тематической направленности.

− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для

детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так

как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с

подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор

выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей,

что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет

на общее мыслительное развитие ребенка.

− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор

предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с

элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при

помощи программы, составленной на ПК.

− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия

предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать

движущиеся модели, но и производить элементарные измерения:

освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль

играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на

том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой

на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи,

предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного

образования.

Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед

дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им.

Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают

необходимые знания, умения и навыки.

Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие

мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с

конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к

творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность,

инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования Лего-конструирования

специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать

условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей

дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия. Первым

является создание для дошкольников среды, формирующей знания о

конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и

конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для

более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования.

Именно это является одним из основных требований Федерального

государственного образовательного стандарта, в котором эта среда

определяется как «развивающая предметно-пространственная

образовательная среда». Подобная среда для Лего-конструирования

обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников;

персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов;

компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или

цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой

говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей

деятельности представляет собой такую организацию образовательного

процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования,

при которой конструктор и дидактический материал к нему становится

предметом активных мыслительных и практических действий каждого

ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт

собственного творчества».

Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с Лего-

конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала

конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей

деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и

обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не

должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а

только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои

задумки в жизнь.

Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-

ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник

индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо

помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить

работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с

поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это

очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности.

Например, воспитатель может предложить разным детям разные

конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной

степенью трудности. Очень важный момент при Лего-конструировании —

это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны

презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам,

воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно

организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести

рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и

конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-

конструировании является его включение в различные виды деятельности: −

В образовательной деятельности.

В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли

дополнительного материала — наглядного или практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей

Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом

до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними

задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой деятельности.

− В театрализованной деятельности.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления

дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое

может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от

образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это

касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной

деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который

может предложить воспитанникам дидактические игры с использование

Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые

детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных

деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять

соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных

признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и

театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже

способствует развитию мыслительных способностей дошкольников. Третьим

условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей

дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация

детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто

средством развития интеллектуальных способностей детей, а много

функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу

решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное;

развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей

применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки

совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться

конечного результата; развить воображение и творческое мышление

дошкольников.



В раздел образования