Автор: Анастасия Александровна Белова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления
старших дошкольников
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по
развитию творческого мышления при помощи разных видов детской
деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов,
является конструирование. Лего-конструирование специалисты относят к
особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой
деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные
мыслительные процессы.
Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-
дошкольника возможностями.
Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-
конструкторов:
− широкие технические характеристики;
− многофункциональность;
− эстетический внешний вид;
− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную
деятельность».
Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-
конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою
индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям
дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является
оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где
нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая
себя при этом маленькими дизайнерами».
Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской
деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у
дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Все
конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко
применять в дошкольном образовательном процессе.
Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-
конструкторов:
− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в
каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы,
что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой
гамме и тематической направленности.
− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для
детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так
как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с
подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор
выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей,
что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет
на общее мыслительное развитие ребенка.
− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор
предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с
элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при
помощи программы, составленной на ПК.
− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия
предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать
движущиеся модели, но и производить элементарные измерения:
освещенности, температуры воды, температуры воздуха.
Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль
играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на
том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой
на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи,
предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования.
Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед
дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им.
Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают
необходимые знания, умения и навыки.
Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие
мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с
конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к
творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность,
инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.
Но для более эффективного использования Лего-конструирования
специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать
условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей
дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия. Первым
является создание для дошкольников среды, формирующей знания о
конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и
конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для
более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования.
Именно это является одним из основных требований Федерального
государственного образовательного стандарта, в котором эта среда
определяется как «развивающая предметно-пространственная
образовательная среда». Подобная среда для Лего-конструирования
обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников;
персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов;
компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или
цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.
Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой
говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей
деятельности представляет собой такую организацию образовательного
процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования,
при которой конструктор и дидактический материал к нему становится
предметом активных мыслительных и практических действий каждого
ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт
собственного творчества».
Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с Лего-
конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала
конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей
деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и
обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не
должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а
только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои
задумки в жизнь.
Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-
ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник
индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо
помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить
работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с
поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это
очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности.
Например, воспитатель может предложить разным детям разные
конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной
степенью трудности. Очень важный момент при Лего-конструировании —
это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны
презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам,
воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно
организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести
рефлексию Лего-конструирования.
Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и
конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-
конструировании является его включение в различные виды деятельности: −
В образовательной деятельности.
В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли
дополнительного материала — наглядного или практического.
− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей
Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом
до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними
задачи и цели.
− В сюжетно-ролевой деятельности.
− В театрализованной деятельности.
− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления
дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое
может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от
образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это
касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной
деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который
может предложить воспитанникам дидактические игры с использование
Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые
детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных
деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять
соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных
признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).
Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и
театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже
способствует развитию мыслительных способностей дошкольников. Третьим
условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей
дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация
детской деятельности на условиях равенства и партнерства.
Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто
средством развития интеллектуальных способностей детей, а много
функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу
решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное;
развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей
применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки
совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться
конечного результата; развить воображение и творческое мышление
дошкольников.