Напоминание

"Местоимение как часть речи"


Автор: Миронова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Анциферовская ООШ
Населённый пункт: д.Анциферово Московская обл. Орехово-Зуевский г.о.
Наименование материала: вводный урок по русскому языку
Тема: "Местоимение как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка с применением ИКТ

Тема:. Местоимение – как часть речи.

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Русский язык. Учебник для 6 класса обшеобразовательных

учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва,

Просвещение 2020 год)

Номер урока по теме: 1

Форма урока: изучение нового материала

Цели: 1. Повторение самостоятельных частей речи и их морфологических признаков;

2. Формирование грамматического понятия о местоимении как

самостоятельной части речи;

3. Выработка умения отличать местоимение от других знаменательных

частей речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую

роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в

предложении.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника,

электронных ресурсов.

Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного

образования

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию,

выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в

практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и

электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать

допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную

в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и

выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка

деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала,

развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов,

взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и

письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить

примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение

договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание,

высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник,

тетради, разработанная презентация.

Ход урока:

Содержание

№ слайда

( в заметках к

слайдам прописана

навигация)

I.

Организационный момент.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь

совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну

знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по

одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии

новых знаний!

II.

Выполняем работу над ошибками. Записываем число, классную работу.

II. Повторение.

1.

Творческий диктант: узнай слово по его лексическому значению

- Опытный, бывалый испытанный в боях воин (ветеран).

- способ счисления дней в году (календарь).

- дарование, выдающиеся природные способности (талант).

- человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).

- красный, густого темного оттенка (багряный).

- звание или чин высшего командного состава армии (генерал).

- число и количество, равное тысяче тысяч (миллион).

2. беседа по вопросам

- слова каких частей речи вам встретились в диктанте?

- вспомните морфологические признаки названных частей речи.

- какие части речи вы еще знаете?

III Изучение нового материала. Постановка проблемы, определение целей

урока. Понятие о местоимении как части речи.

1.

Актуализация знаний

Работа с текстом (левый столбик вначале закрыт)

М.Пришвин – известный Он создал замечательные

писатель. произведения.

В его книгах живут чудесные Такие герои навсегда

герои. остаются в сердце.

Петя прочитал «Кладовую солнца» Столько раз можно с

М.Пришвина три раза. удовольствием перечитывать

многие книги писателя.

о ком говорится в 1-ом предложении? Назван ли тот, кто создал

замечательные произведения? Как вы думаете, кто это?

Прочтите 2 и 3 предложения. Знаем ли мы, о каких героях идет

речь? Откуда мы можем узнать точно, о ком говорится?

Раскрывается левый столбик:

На какое существительное указывает слово он? Что это за часть

речи?

Называет ли местоимение сам предмет? А существительное?

Аналогично проводится разбор 2-го и 3-его предложений.

Какие цели на этот урок поставим? Какую часть речи мы будем с вами изучать?

Запишем тему урока.

Вывод: местоимение не называет предмет, признак, количество, а только

указывает на них.

2.

Беседа с учащимися по вопросам:

Рассмотрите таблицу. Вместо каких частей речи употребляется

местоимение? Карточки.

Почему нам нужна такая часть речи, которую можно было бы

употреблять вместо существительного, прилагательного, наречия,

числительного?

3.

Работа с учебником. Текст «Весна на пороге» (стр. 66):

Только ли слова может заменять местоимение?

Обязательно ли местоимение заменяет что-либо в предложении?

Определите род и число местоимений такая (погода), такой (день),

такое (солнце), такие (ребята)

Учащиеся делают вывод о том, что такое местоимение, об изменении

местоимений, их синтаксической роли в словосочетаниях и предложениях

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд№4,5,6

IV.

Закрепление изученного материала.

1.

работа с учебником: чтение §79

2.

работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений

3.

найти местоимения в предложениях и записать их в тетради

1 уровень – выписать из предложений местоимения;

2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж

местоимений

4.

проверка записанных местоимений (слайд №9)

5.

Физминутка

6.

выполнение упражнения 483 (устно): указать недочеты в

употреблении местоимений.

7.

Объяснительный диктант. 1 человек у доски

Тогда наступила полная тишина. В такой тишине стало все слышно, даже

как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.

Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку.

Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб. Но она не могла позволить себе

покопаться лапами в клюкве.

выделить местоимения;

определить их грамматические признаки (род, число, падеж) и

синтаксическую роль в предложении;

установить роль местоимений как средство связи предложений

(полная тишина – такая тишина; Травка – она).

V.

Тест. Укажите неверное утверждение:

1.

местоимение - самостоятельная часть речи;

2.

местоимения могут указывать на предмет или признак, но не

называть их;

3.

местоимения изменяются по родам, числам и падежам;

4.

в предложении местоимение может быть обстоятельством

VI.

Домашнее задание, объяснение: §79 учить

На выбор - 1-я группа - упражнение 480

- 2-я группа - упражнение 481

Оценки за урок:

VII.

Рефлексия:

- чему я научился на уроке?

- что узнал нового о местоимении?

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд 10

Слайд№11

Карточки

СУЩЕСТВИТЕЛ

ЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬН

ОЕ

ГЛАГОЛ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

НАРЕЧИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬ

НОЕ

Лист контроля: Устные ответы Поиск местоим. Объясн.диктант Тест



В раздел образования