Автор: Миронова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Анциферовская ООШ
Населённый пункт: д.Анциферово Московская обл. Орехово-Зуевский г.о.
Наименование материала: вводный урок по русскому языку
Тема: "Местоимение как часть речи"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка с применением ИКТ
Тема:. Местоимение – как часть речи.
Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному
плану в 6 классе. (Русский язык. Учебник для 6 класса обшеобразовательных
учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва,
Просвещение 2020 год)
Номер урока по теме: 1
Форма урока: изучение нового материала
Цели: 1. Повторение самостоятельных частей речи и их морфологических признаков;
2. Формирование грамматического понятия о местоимении как
самостоятельной части речи;
3. Выработка умения отличать местоимение от других знаменательных
частей речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую
роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в
предложении.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника,
электронных ресурсов.
Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию,
выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в
практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и
электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать
допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную
в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и
выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка
деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала,
развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов,
взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение
договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание,
высказывание и обоснование собственной точки зрения.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник,
тетради, разработанная презентация.
Ход урока:
Содержание
№ слайда
( в заметках к
слайдам прописана
навигация)
I.
Организационный момент.
Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь
совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну
знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по
одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.
А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии
новых знаний!
II.
Выполняем работу над ошибками. Записываем число, классную работу.
II. Повторение.
1.
Творческий диктант: узнай слово по его лексическому значению
- Опытный, бывалый испытанный в боях воин (ветеран).
- способ счисления дней в году (календарь).
- дарование, выдающиеся природные способности (талант).
- человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).
- красный, густого темного оттенка (багряный).
- звание или чин высшего командного состава армии (генерал).
- число и количество, равное тысяче тысяч (миллион).
2. беседа по вопросам
- слова каких частей речи вам встретились в диктанте?
- вспомните морфологические признаки названных частей речи.
- какие части речи вы еще знаете?
III Изучение нового материала. Постановка проблемы, определение целей
урока. Понятие о местоимении как части речи.
1.
Актуализация знаний
Работа с текстом (левый столбик вначале закрыт)
М.Пришвин – известный Он создал замечательные
писатель. произведения.
В его книгах живут чудесные Такие герои навсегда
герои. остаются в сердце.
Петя прочитал «Кладовую солнца» Столько раз можно с
М.Пришвина три раза. удовольствием перечитывать
многие книги писателя.
о ком говорится в 1-ом предложении? Назван ли тот, кто создал
замечательные произведения? Как вы думаете, кто это?
Прочтите 2 и 3 предложения. Знаем ли мы, о каких героях идет
речь? Откуда мы можем узнать точно, о ком говорится?
Раскрывается левый столбик:
На какое существительное указывает слово он? Что это за часть
речи?
Называет ли местоимение сам предмет? А существительное?
Аналогично проводится разбор 2-го и 3-его предложений.
Какие цели на этот урок поставим? Какую часть речи мы будем с вами изучать?
Запишем тему урока.
Вывод: местоимение не называет предмет, признак, количество, а только
указывает на них.
2.
Беседа с учащимися по вопросам:
Рассмотрите таблицу. Вместо каких частей речи употребляется
местоимение? Карточки.
Почему нам нужна такая часть речи, которую можно было бы
употреблять вместо существительного, прилагательного, наречия,
числительного?
3.
Работа с учебником. Текст «Весна на пороге» (стр. 66):
Только ли слова может заменять местоимение?
Обязательно ли местоимение заменяет что-либо в предложении?
Определите род и число местоимений такая (погода), такой (день),
такое (солнце), такие (ребята)
Учащиеся делают вывод о том, что такое местоимение, об изменении
местоимений, их синтаксической роли в словосочетаниях и предложениях
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд№4,5,6
IV.
Закрепление изученного материала.
1.
работа с учебником: чтение §79
2.
работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений
3.
найти местоимения в предложениях и записать их в тетради
1 уровень – выписать из предложений местоимения;
2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж
местоимений
4.
проверка записанных местоимений (слайд №9)
5.
Физминутка
6.
выполнение упражнения 483 (устно): указать недочеты в
употреблении местоимений.
7.
Объяснительный диктант. 1 человек у доски
Тогда наступила полная тишина. В такой тишине стало все слышно, даже
как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.
Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку.
Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб. Но она не могла позволить себе
покопаться лапами в клюкве.
выделить местоимения;
определить их грамматические признаки (род, число, падеж) и
синтаксическую роль в предложении;
установить роль местоимений как средство связи предложений
(полная тишина – такая тишина; Травка – она).
V.
Тест. Укажите неверное утверждение:
1.
местоимение - самостоятельная часть речи;
2.
местоимения могут указывать на предмет или признак, но не
называть их;
3.
местоимения изменяются по родам, числам и падежам;
4.
в предложении местоимение может быть обстоятельством
VI.
Домашнее задание, объяснение: §79 учить
На выбор - 1-я группа - упражнение 480
- 2-я группа - упражнение 481
Оценки за урок:
VII.
Рефлексия:
- чему я научился на уроке?
- что узнал нового о местоимении?
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд 10
Слайд№11
Карточки
СУЩЕСТВИТЕЛ
ЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬН
ОЕ
ГЛАГОЛ
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ПРЕДЛОГ
СОЮЗ
ЧАСТИЦА
НАРЕЧИЕ
МЕСТОИМЕНИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬ
НОЕ
Лист контроля: Устные ответы Поиск местоим. Объясн.диктант Тест