Напоминание

"Формирование мировоззрения обучающихся на уроках истории и обществознания через активные формы обучения"


Автор: Матвеева Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Старобачатская СОШ"
Населённый пункт: город Белово, пгт. Бачатский, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Формирование мировоззрения обучающихся на уроках истории и обществознания через активные формы обучения"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование мировоззрения обучающихся на уроках истории и

обществознания через активные формы обучения

(мастер-класс)

Исполнитель:

Матвеева Ольга Николаевна,

учитель истории МБОУ «Старобачатская СОШ»

Беловский район

, с. Старобачаты

Пояснительная записка

Система школьного исторического образования в настоящее время

переживает

фазу

кризисного

развития

и

сложный

процесс

реформирования: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов,

форм и методик обучения, расширяется вариативность исторических курсов.

Анализ и обработка больших объемов разноплановой

информации, творческое решение проблем теории и практики

н е в о з м о ж н ы

б е з

л и ч н о й

з а и н т е р е с о в а н н о с т и

у ч е н и к о в .

Проблема:

как

преподнести

материал,

чтобы

он

стал

доступным?

Большой опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что

одним из путей повышения интереса к предмету является использование

активных

форм

обучения.

В

связи

с

этим

основной

целью

своей

профессиональной

деятельности

считаю

формирование

компетенций

учащихся посредством реализации активных форм обучения.

Цель реализуется через решение следующих задач: педагогическую

деятельность

строю

на

диагностико-прогностической

основе,

что

обеспечивает

развитие

ребенка

в

соответствии

с

его

индивидуальными

особенностями.

Приоритетным

направлением

в

своей

работе

считаю

воспитание гражданских и патриотических качеств личности обучающихся

(рис.1).

Рис.1 Формирование мировоззрения обучающихсяна уроках истории и обществознания.

Мировоззрение

Гражданственность

Духовность

Патриотизм

Гуманизм

Основной целью своей профессиональной деятельности считаю

формирование компетенций обучающихся посредством реализации активных

форм обучения.

Для развития предметной компетенции школьников способствую:

развитию

коммуникативных,

мировоззренческих,

практико-

о р и е н т и р о в а н н ы х

ц е н н о с т е й ,

и д е й ,

н о р м

п о в е д е н и я ;

совершенствованию социальной мобильности личности, которая может

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

способна

к

сотрудничеству, динамична, конструктивна;

созданию

условий

для

интенсивного

творческого

общения,

что

и

определяет содержание всех ключевых компетенций (рис.2).

Рис.2 Личность выпускника, формирующаяся в процессе обучения на уроках

истории и обществознания

Инструментарием для решения задач использую методики, девиз

которых: «Вдохновение! Инициатива! Творчество! Успех! Результат!» .

В учебный процесс включаю разнообразные виды учебной

деятельности:

систематизация

программного

материала

по

критерию

возможности

использования активных форм обучения;

разработка

целостно-взаимосвязанной

системы

активных

приемов,

форм упражнений при обучении;

отслеживание

эффективности

внедрения

активных

форм

в

процесс

обучения .

В своей практике использую следующие модели учебных занятий:

на

основе

игровой

деятельности:

игры-реконструкции

(наличие

воображаемой

ситуации,

которая

происходила

в

прошлом

или

настоящем,

распределение

ролей)

«Путешествие

на

Олимпийские

игры»,

6

класс;

игры-обсуждения

(наличие

ситуации,

которая

моделирует

различные

формы

обсуждения,

создание

конфликта

мнений, анализ прошлого эксперимента с точки зрения современности)

«Октябрь 1917 г. Переворот? Восстание? Революция?, 10 класс. игры-

соревнования и др.;

на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная

работа)»Мир на грани ядерной войны», 11 класс, «Откуда есть пошла

Русская земля?...», 8 класс; структурированные дискуссии (групповая

работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.»;

проблемно-проектные

дискуссии

(коллективная

деятельность

класса).»Подготовка отмены крепостного права», 9 класс.Дискуссии

классифицирую по формам проведения:

«дебаты», «круглый стол»,

«симпозиум», «диспут», «митинг», «суд»;

на основе исследовательской деятельности: практические занятия

(коллективная деятельность класса) «Идеология против культуры», 11

класс; проблемно-лабораторные занятия (групповая работа) « Страна

ждала перемен», 11 класс; исследовательские уроки (индивидуальная

работа) «Государственные реформы середины 16 века», 8 класс.

Как показал анализ использования активных форм более эффективным

обучение было тогда, когда учащиеся:

могли связать новый материал с предыдущим;

заинтересованы в том, что делают;

четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

имеют самостоятельность в работе;

имеют

доступ

к

необходимым

ресурсам

(документам,

справочному

материалу);

обеспечены разными видами деятельности;

имеют необходимую поддержку со стороны учителя.

Для определения эффективности системы использую различные

методики:

тестирование,

анкетирование,

система

диагностических

контрольных срезов, рейтинг, самооценка.

Текущий контроль осуществляю следующим образом:

обучающий

зачет;

викторина;

письменные

и

устные

зачеты,

опрос

при

помощи системы карточек, проверка текстов с ошибками, творческие работы

(исследования,

поиск,

проект),

конкурсы,

сочинения-рассуждения

по

проблемным вопросам, олимпиады, КВН.

Таким образом, использование данной методической системы

позволяет обучающимся активно участвовать во всем, что происходит на

занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать

активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для

группы и для самого себя. Предлагаемые задания затрагивают не только и не

столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к

окружающему миру, ценностные ориентации.

Особое внимание уделяю краеведению. В данном направлении

использую следующие формы работы:

краеведческие игры («В гостях у деда-краеведа», 5-7 классы);

защита рефератов о выдающихся людях Кузбасса («Трудовая династия

Нестеровых в истории поселка Бачатского», 10-11 классы);

выпуск

стенгазет,

посвященных

юбилею

города

Белово,

поселка

Бачатского (7-11 классы) ;

оформление фотовыставок («Поклонимся великим тем годам!», 10-11

классы)

конкурс проектов «Моя родословная», 5-11 классы;

встречи с участниками Великой Отечественной воны, представителями

общественности поселка Бачатского;

посещение памятных мест, музеев.

Разнообразные формы работы, которые использую в преподавании

истории родного края, способствуют формированию у моих учеников

активной жизненной позиции, гражданственности, патриотизма .

Рис.10 Экскурсия учащихся 5, 8-х классов на святой источник,

г. Салаир, 2016г.

Интерес к использованию активных форм обучения обусловлен

широкими

возможностями

их

применения

в

системе

исторического

школьного

образования,

так

как

адаптировать

эти

формы

к

различным

возрастным категориям не представляет особых трудностей.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

Думаю, что в 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом,

возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах

учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше,

стать отличником. Формы проявления интереса разнообразны: яркие ответы,

системность

в

подготовке

домашнего

задания,

активное

изучение

дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, активность постепенно угасает,

детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм,

познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический

характер,

рассматривается

с

позиции

его

необходимости

в

получении

дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием

качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В

связи

с

учетом

психолого-возрастных

особенностей

осуществляю

подбор

заданий к урокам. Этому уделяю особое внимание.

Также положительно апробированным является использование активных

форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:

максимального использование личностного опыта ученика

опоры на групповой опыт, использование социального моделирования,

т.е.

проигрывание

ситуаций,

которые

могут

реально

возникать

в

обществе, группе, реальной жизни;

реализация

конструктивного

доброжелательного

сотрудничества

обучаемого и обучающего;

занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих

открытиях, а открывать самому), используя исторические источники

знаний.

Активные методы обучения построены на сознательном создании

напряженной

ситуации,

вынуждающей

обучающихся

принимать

решения для достижения заданной цели

в различных условиях.

Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь

обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует

познавательную

деятельность,

позволяет

длительно

удерживать

внимание.

Результаты деятельности

Результатами реализации системы использования активных форм

обучения можно считать считать следующее:

систематизацию программно-методического материала по истории по

критерию возможности использования активных форм;

создание

целостной

взаимосвязанной

системы

форм,

приемов,

упражнений;

разработанный

диагностический

инструментарий

по

показателю

использования форм, приемов, упражнений;

включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и

активности в течение всего занятия.



В раздел образования