Автор: Матвеева Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Старобачатская СОШ"
Населённый пункт: город Белово, пгт. Бачатский, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Формирование мировоззрения обучающихся на уроках истории и обществознания через активные формы обучения"
Раздел: полное образование
Формирование мировоззрения обучающихся на уроках истории и
обществознания через активные формы обучения
(мастер-класс)
Исполнитель:
Матвеева Ольга Николаевна,
учитель истории МБОУ «Старобачатская СОШ»
Беловский район
, с. Старобачаты
Пояснительная записка
Система школьного исторического образования в настоящее время
переживает
фазу
кризисного
развития
и
сложный
процесс
реформирования: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов,
форм и методик обучения, расширяется вариативность исторических курсов.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой
информации, творческое решение проблем теории и практики
н е в о з м о ж н ы
б е з
л и ч н о й
з а и н т е р е с о в а н н о с т и
у ч е н и к о в .
Проблема:
как
преподнести
материал,
чтобы
он
стал
доступным?
Большой опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что
одним из путей повышения интереса к предмету является использование
активных
форм
обучения.
В
связи
с
этим
основной
целью
своей
профессиональной
деятельности
считаю
формирование
компетенций
учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Цель реализуется через решение следующих задач: педагогическую
деятельность
строю
на
диагностико-прогностической
основе,
что
обеспечивает
развитие
ребенка
в
соответствии
с
его
индивидуальными
особенностями.
Приоритетным
направлением
в
своей
работе
считаю
воспитание гражданских и патриотических качеств личности обучающихся
(рис.1).
Рис.1 Формирование мировоззрения обучающихсяна уроках истории и обществознания.
Мировоззрение
Гражданственность
Духовность
Патриотизм
Гуманизм
Основной целью своей профессиональной деятельности считаю
формирование компетенций обучающихся посредством реализации активных
форм обучения.
Для развития предметной компетенции школьников способствую:
развитию
коммуникативных,
мировоззренческих,
практико-
о р и е н т и р о в а н н ы х
ц е н н о с т е й ,
и д е й ,
н о р м
п о в е д е н и я ;
совершенствованию социальной мобильности личности, которая может
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
способна
к
сотрудничеству, динамична, конструктивна;
созданию
условий
для
интенсивного
творческого
общения,
что
и
определяет содержание всех ключевых компетенций (рис.2).
Рис.2 Личность выпускника, формирующаяся в процессе обучения на уроках
истории и обществознания
Инструментарием для решения задач использую методики, девиз
которых: «Вдохновение! Инициатива! Творчество! Успех! Результат!» .
В учебный процесс включаю разнообразные виды учебной
деятельности:
систематизация
программного
материала
по
критерию
возможности
использования активных форм обучения;
разработка
целостно-взаимосвязанной
системы
активных
приемов,
форм упражнений при обучении;
отслеживание
эффективности
внедрения
активных
форм
в
процесс
обучения .
В своей практике использую следующие модели учебных занятий:
на
основе
игровой
деятельности:
игры-реконструкции
(наличие
воображаемой
ситуации,
которая
происходила
в
прошлом
или
настоящем,
распределение
ролей)
«Путешествие
на
Олимпийские
игры»,
6
класс;
игры-обсуждения
(наличие
ситуации,
которая
моделирует
различные
формы
обсуждения,
создание
конфликта
мнений, анализ прошлого эксперимента с точки зрения современности)
«Октябрь 1917 г. Переворот? Восстание? Революция?, 10 класс. игры-
соревнования и др.;
на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная
работа)»Мир на грани ядерной войны», 11 класс, «Откуда есть пошла
Русская земля?...», 8 класс; структурированные дискуссии (групповая
работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.»;
проблемно-проектные
дискуссии
(коллективная
деятельность
класса).»Подготовка отмены крепостного права», 9 класс.Дискуссии
классифицирую по формам проведения:
«дебаты», «круглый стол»,
«симпозиум», «диспут», «митинг», «суд»;
на основе исследовательской деятельности: практические занятия
(коллективная деятельность класса) «Идеология против культуры», 11
класс; проблемно-лабораторные занятия (групповая работа) « Страна
ждала перемен», 11 класс; исследовательские уроки (индивидуальная
работа) «Государственные реформы середины 16 века», 8 класс.
Как показал анализ использования активных форм более эффективным
обучение было тогда, когда учащиеся:
могли связать новый материал с предыдущим;
заинтересованы в том, что делают;
четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
имеют самостоятельность в работе;
имеют
доступ
к
необходимым
ресурсам
(документам,
справочному
материалу);
обеспечены разными видами деятельности;
имеют необходимую поддержку со стороны учителя.
Для определения эффективности системы использую различные
методики:
тестирование,
анкетирование,
система
диагностических
контрольных срезов, рейтинг, самооценка.
Текущий контроль осуществляю следующим образом:
обучающий
зачет;
викторина;
письменные
и
устные
зачеты,
опрос
при
помощи системы карточек, проверка текстов с ошибками, творческие работы
(исследования,
поиск,
проект),
конкурсы,
сочинения-рассуждения
по
проблемным вопросам, олимпиады, КВН.
Таким образом, использование данной методической системы
позволяет обучающимся активно участвовать во всем, что происходит на
занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать
активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для
группы и для самого себя. Предлагаемые задания затрагивают не только и не
столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к
окружающему миру, ценностные ориентации.
Особое внимание уделяю краеведению. В данном направлении
использую следующие формы работы:
краеведческие игры («В гостях у деда-краеведа», 5-7 классы);
защита рефератов о выдающихся людях Кузбасса («Трудовая династия
Нестеровых в истории поселка Бачатского», 10-11 классы);
выпуск
стенгазет,
посвященных
юбилею
города
Белово,
поселка
Бачатского (7-11 классы) ;
оформление фотовыставок («Поклонимся великим тем годам!», 10-11
классы)
конкурс проектов «Моя родословная», 5-11 классы;
встречи с участниками Великой Отечественной воны, представителями
общественности поселка Бачатского;
посещение памятных мест, музеев.
Разнообразные формы работы, которые использую в преподавании
истории родного края, способствуют формированию у моих учеников
активной жизненной позиции, гражданственности, патриотизма .
Рис.10 Экскурсия учащихся 5, 8-х классов на святой источник,
г. Салаир, 2016г.
Интерес к использованию активных форм обучения обусловлен
широкими
возможностями
их
применения
в
системе
исторического
школьного
образования,
так
как
адаптировать
эти
формы
к
различным
возрастным категориям не представляет особых трудностей.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Думаю, что в 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом,
возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах
учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше,
стать отличником. Формы проявления интереса разнообразны: яркие ответы,
системность
в
подготовке
домашнего
задания,
активное
изучение
дополнительной литературы.
В 8-9 классах ситуация усложняется, активность постепенно угасает,
детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм,
познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический
характер,
рассматривается
с
позиции
его
необходимости
в
получении
дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием
качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В
связи
с
учетом
психолого-возрастных
особенностей
осуществляю
подбор
заданий к урокам. Этому уделяю особое внимание.
Также положительно апробированным является использование активных
форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:
максимального использование личностного опыта ученика
опоры на групповой опыт, использование социального моделирования,
т.е.
проигрывание
ситуаций,
которые
могут
реально
возникать
в
обществе, группе, реальной жизни;
реализация
конструктивного
доброжелательного
сотрудничества
обучаемого и обучающего;
занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих
открытиях, а открывать самому), используя исторические источники
знаний.
Активные методы обучения построены на сознательном создании
напряженной
ситуации,
вынуждающей
обучающихся
принимать
решения для достижения заданной цели
в различных условиях.
Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь
обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует
познавательную
деятельность,
позволяет
длительно
удерживать
внимание.
Результаты деятельности
Результатами реализации системы использования активных форм
обучения можно считать считать следующее:
систематизацию программно-методического материала по истории по
критерию возможности использования активных форм;
создание
целостной
взаимосвязанной
системы
форм,
приемов,
упражнений;
разработанный
диагностический
инструментарий
по
показателю
использования форм, приемов, упражнений;
включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и
активности в течение всего занятия.