Автор: Беляева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №35
Населённый пункт: Иркутская область, г. Ангарск
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в условиях игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие детей раннего
возраста в условиях игровой деятельности
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни
испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно
развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому
личностному общению и сотрудничеству. Одним из пяти приоритетных
направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС
ДО, является социально-коммуникативное развитие.
Основной целью этого направления является позитивная социализация
детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства.
Содержание
психолого-педагогической
работы
образовательной
области
«Социально-коммуникативное развитие» предполагаетсоциализацию, развитие
общения, нравственное воспитание, развитие ребёнка в семье и сообществе,
развитие
самообслуживания,
самостоятельности,
трудовое
воспитание,
формирование основ безопасности.
Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной
адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую
значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Признание
самоценности
раннего
возраста
и
отношение
к
нему
как
уникальному периоду развития личности определило задачу расширения
возможностей каждого ребенка.Изменение отношения к раннему детству
потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания
педагогических
технологий,
отвечающих
требованиям
гуманизации
образовательного
процесса,
личностно-ориентированной
модели
взаимодействия
взрослого
с
ребенком.
Современные
педагогические
технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка,
который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности.Это определяет
содержание и характер общения с воспитывающими взрослыми.Характеризуя
состояние
изученности
проблемы
применительно
к
раннему
возрасту,
приходится
констатировать,
что
многие
аспекты
формирования
коммуникативных умений остаются мало разработанными.
Недостаточно
раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их
сформированности у детей раннего возраста.
Коммуникативные навыки – навыки общения: невербальные (мимика,
жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).Формирование
коммуникативных умений у детей раннего возраста будет происходить более
успешно, если: содержание формируемых коммуникативных умений будет
определяться с учетом возрастных особенностей развития детей раннего
возраста; средством формирования коммуникативных умений будут выступать
коммуникативные игры.Общение - взаимодействие двух (или более/людей,
направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Необходимыми
условиями,
подтверждающими
наличие
настоящего
общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с
другим
человеком,
готовность
принять
другую
точку
зрения[3;с.2].
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста происходит
через игру как ведущую детскую деятельность. Игра является основным видом
деятельности дошкольника. Игра — это школа социальных отношений, в
которых
моделируются
формы
поведения
ребенка,
воспитатели
могут
правильно и умело помочь детямприобрестив игренеобходимыесоциальные
навыки.
Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а
совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные
нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
Было выделено 6 видов игр, куда вошли следующие:
1.Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что
вызывает у него быстро проходящий интерес.
2.Игра – наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто
задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
3.Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один, только изредка
заговаривая с другими детьми.
4.Параллельная игра: ребенок играет один, однако в непосредственной
близости от других играющих детей.
5.Связная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной
игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких
ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.
6.Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-
либо общей цели или получения определенного результата.
Первые 3 типа (изолированные игры) более характерны для детей от 1 до
3 лет, а социальные игры (связные и совместные) – для дошкольников.
Увеличение количества групповых игр с воспроизведением бытовых жанровых
сценок (ролевые игры) у старших дошкольников связано, по всей вероятности,
с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и
осознанием сопричастности к делам сверстников [5; с.34].
Игра не только помогает овладеть навыками общения и усваивать нормы
поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В
игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для
решения своих специфических проблем.
Литература:
1.Афонькина, Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка
раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е.М. Омельченко – В.:
Учитель, 2012. - 205 с.
3.Волков, Б.С. Учим общаться детей раннего возраста: методическое пособие / Б.С.
Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
4.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
5.Шипицина, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А.
Нилова. – С. П.: Детство – пресс, 2002. – 384 с.