Напоминание

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в условиях игровой деятельности.


Автор: Беляева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №35
Населённый пункт: Иркутская область, г. Ангарск
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в условиях игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-коммуникативное развитие детей раннего

возраста в условиях игровой деятельности

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни

испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно

развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому

личностному общению и сотрудничеству. Одним из пяти приоритетных

направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС

ДО, является социально-коммуникативное развитие.

Основной целью этого направления является позитивная социализация

детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства.

Содержание

психолого-педагогической

работы

образовательной

области

«Социально-коммуникативное развитие» предполагаетсоциализацию, развитие

общения, нравственное воспитание, развитие ребёнка в семье и сообществе,

развитие

самообслуживания,

самостоятельности,

трудовое

воспитание,

формирование основ безопасности.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной

адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую

значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Признание

самоценности

раннего

возраста

и

отношение

к

нему

как

уникальному периоду развития личности определило задачу расширения

возможностей каждого ребенка.Изменение отношения к раннему детству

потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания

педагогических

технологий,

отвечающих

требованиям

гуманизации

образовательного

процесса,

личностно-ориентированной

модели

взаимодействия

взрослого

с

ребенком.

Современные

педагогические

технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка,

который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности.Это определяет

содержание и характер общения с воспитывающими взрослыми.Характеризуя

состояние

изученности

проблемы

применительно

к

раннему

возрасту,

приходится

констатировать,

что

многие

аспекты

формирования

коммуникативных умений остаются мало разработанными.

Недостаточно

раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их

сформированности у детей раннего возраста.

Коммуникативные навыки – навыки общения: невербальные (мимика,

жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).Формирование

коммуникативных умений у детей раннего возраста будет происходить более

успешно, если: содержание формируемых коммуникативных умений будет

определяться с учетом возрастных особенностей развития детей раннего

возраста; средством формирования коммуникативных умений будут выступать

коммуникативные игры.Общение - взаимодействие двух (или более/людей,

направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания

отношений и достижения общего результата.

Необходимыми

условиями,

подтверждающими

наличие

настоящего

общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с

другим

человеком,

готовность

принять

другую

точку

зрения[3;с.2].

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста происходит

через игру как ведущую детскую деятельность. Игра является основным видом

деятельности дошкольника. Игра — это школа социальных отношений, в

которых

моделируются

формы

поведения

ребенка,

воспитатели

могут

правильно и умело помочь детямприобрестив игренеобходимыесоциальные

навыки.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а

совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные

нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Было выделено 6 видов игр, куда вошли следующие:

1.Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что

вызывает у него быстро проходящий интерес.

2.Игра – наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто

задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

3.Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один, только изредка

заговаривая с другими детьми.

4.Параллельная игра: ребенок играет один, однако в непосредственной

близости от других играющих детей.

5.Связная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной

игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких

ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6.Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-

либо общей цели или получения определенного результата.

Первые 3 типа (изолированные игры) более характерны для детей от 1 до

3 лет, а социальные игры (связные и совместные) – для дошкольников.

Увеличение количества групповых игр с воспроизведением бытовых жанровых

сценок (ролевые игры) у старших дошкольников связано, по всей вероятности,

с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и

осознанием сопричастности к делам сверстников [5; с.34].

Игра не только помогает овладеть навыками общения и усваивать нормы

поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В

игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для

решения своих специфических проблем.

Литература:

1.Афонькина, Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка

раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е.М. Омельченко – В.:

Учитель, 2012. - 205 с.

3.Волков, Б.С. Учим общаться детей раннего возраста: методическое пособие / Б.С.

Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

4.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

5.Шипицина, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А.

Нилова. – С. П.: Детство – пресс, 2002. – 384 с.



В раздел образования