Автор: Наталья Михайловна Порубова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №49
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Г. Нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: Экологический проект «Приключение Капитошки»
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект
«Приключение Капитошки»
(для дошкольников 5-6 лет с участием родителей)
Выполнила:
Порубова Наталья Михайловна
воспитатель МАДОУ
г.Нижневартовска ДС № 49
«Родничок»
Пояснительная записка
Актуальность. Познавательная активность детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос ро-
ждает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы
на все интересующие его вопросы, в этом ему помогают педагоги, родители
(ФГОС ДО, п. 3.1.), старшие друзья.
Любознательность ребенка вызывает неподдельный интерес ко всему окру-
жающему, что дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Зна-
ния, добытые самостоятельно или совместно с родителями, будут более прочны-
ми.
Родители, вовлекаемые в совместные мероприятия, становятся активными
участниками образовательного и воспитательного процесса. Это дает возмож-
ность воспитателям в рамках конкретного мероприятия реализовать следующие
цели взаимодействия с родителями:
1)добиваться более качественного результата в обучении и воспитании до-
школьников;
2)применять различные формы и приемы обучения (экскурсии на предприя-
тия, посещение музеев и выставок, подготовка материала для проведения опыта и
т.д.);
3)развивать навык общения между родителями и детьми в рамках образова-
тельной ситуации, предполагаемый настоящим проектом;
4)осуществлять
свободный и нетрадиционный подход к оформлению ре-
зультатов образовательной деятельности в рамках проекта.
Содержание проекта
Целью образовательной программы, по которой работает наш детский сад,
является «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребен-
ком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, все-
стороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возраст-
ными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном об-
ществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-
школьника».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы
образовательно-воспитательной
целью
проекта
является
формирование
культуры бережного отношения к водным ресурсам нашей Родины.
Задачи проекта:
1
1. Развивать потребность в исследовательской деятельности в рамках эко-
логического воспитания через организацию совместной деятельности детей, педа-
гогов и родителей.
2. Формировать у детей потребность в бережном и рачительном отношении
к окружающему миру, в частности к водным ресурсам.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помо-
щью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
4. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности
детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие
действия.
5. Развивать мышление, речь, анализировать, сравнивать, обобщать.
6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, кри-
тичность, самостоятельность.
7. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе по-
знавательно-исследовательской деятельности.
8. Развивать навыки доверительного общения взрослых и детей.
9. Создавать условия взаимодействия родителей и детей в рамках образова-
тельной ситуации.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятель-
ности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художе-
ственной литературы.
Проект, ориентированный на ребенка, создает комплексные возможности
для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, ука-
занных в п. 2.7. ФГОС ДО, а именно:
- в социально-коммуникативном развитии;
-в познавательном развитии;
-в речевом развитии;
-в художественно-эстетическом развитии;
-в физическом развитии.
Основные методы работы:
- словесные (чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояс-
нение, словесный инструктаж),
- наглядные (рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего
мира и природы, показ опытов),
- практические (дидактическая игра, опыты, экспериментирование).
Формы работы с детьми: беседа, игра, экскурсия, проведение занятий с
применением опытов по изучению свойств воды.
Формы работы с родителями: консультации, родительский коучинг, роди-
тельский семинар.
Предполагаемый результат для воспитанников:
Воспитанники, вовлеченные в проект, в результате прохождения программ-
ного материала по изучению свойств водных объектов окружающей среды
Будут знать:
-правила техники безопасности, требования к организации рабочего места и
места для проведения исследования;
-свойства воды;
2
-специальные термины и понятия в области лабораторных исследований.
Будут уметь:
-экспериментировать;
-использовать различные предметы, вещества для изучения их свойств;
-владеть научным языком;
-активно применять информационные образовательные ресурсы в учебной
деятельности и для решения различных жизненных ситуаций.
У них будут развиты:
-наглядно-образное мышление, воображение, творческая активность, фанта-
зия;
-самостоятельность в изучении свойств того или иного предмета, вещества;
-общие умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые
компетенции.
Будут обладать следующими качествами:
-самостоятельное мышление, потребность в познании;
-самокритичность в оценке своих действий и поступков;
-умение воспринимать прекрасное в жизни;
-бережно относиться к своему здоровью и беречь окружающую среду.
Предполагаемый результат для родителей:
1. Родители ощущают личную причастность к проекту.
2. Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребен-
ка.
3. Родители получают большее представление о работе воспитателей и на-
чинают испытывать большее уважение к ним.
4. Родители обучаются тому, как можно взаимодействовать с ребенком
дома.
5. Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении
задач образования детей.
Предполагаемый результат для воспитателей:
Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от
работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональ-
ное действие. Участники включены в сетевое взаимодействие и работают в ситуа-
ции постоянного профессионального развития через разные формы взаимодей-
ствия с родителями, коллегами и тренерами.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (с сентября по
май), исследовательский, творческий.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, вос-
питатели, специалист МАДОУ, социальные партнеры.
Система проектных мероприятий:
Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к
формированию взаимодействия с окружающим миром.
Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта
и его окончание.
Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, ро-
дителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
3
Создание творческой группы из числа педагогов и родителей по разра-
ботке вариантов проводимых исследований и мероприятий, касающихся водных
ресурсов.
Подбор методической, научно-популярной литературы, игрушек, иллю-
страционного материала, атрибутов для игровой деятельности по данной пробле-
ме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности, а также обору-
дование для опытов.
Формы организации работы: занятие, игра, экскурсия, беседа, празднич-
ное мероприятие.
Условия реализации этапа проекта.
Главенствующая роль в реализации проекта принадлежит семье, и поэтому
родители воспитанников – наши первые помощники и партнеры. При обсуждении
проекта еще на начальном этапе необходимо достичь согласия в необходимости
оказания помощи. Родители воспитанников должны быть сами заинтересованы в
том, чтобы их ребенок стал автором того или иного «открытия», статьи, мема,
коллажа или простой памятки.
Условия для возможности дошкольникам действовать самостоятельно:
1) создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобре-
тение пособий, материалов, удобное их размещение;
2) использование широкого ассортимента материалов для опытов;
3) удобное место деятельности для ребёнка, способствует развертыванию
работы;
4) разнообразие материалов и оборудования;
5) грамотное руководство со стороны воспитателя, совместная деятельность
с детьми (метод прямых указаний не приемлем!);
6) индивидуальный подход, творческое взаимодействие воспитателя и
ребёнка.
Техническая оснащенность проекта не требует больших материальных
вложений, соответствует уже созданным в МАДОУ особенностям образова-
тельной среды:
- мультимедийный кабинет, оснащенный оборудованием, позволяющим де-
монстрировать видео, презентации;
- бассейн;
- компьютер или ноутбук, сканер, принтер, цифровая камера, рабочие места
для детей и стол воспитателя;
- оборудование для проведения опытов с водой (пробирки, пипетки, весы и
т.д.).
Оценка возможных рисков
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые
могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого
предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практи-
ческой, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с
целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда ин-
дивидуальных консультаций для родителей по теме проекта.
2. Взаимодействие всех работников МАДОУ с целью решения целей и задач
проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Преду-
4
смотрев это на этапе подготовки проекта, проведена коррекция перспективного
планирования специалистов МАДОУ и воспитателей.
3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного рис-
ка в проект включены инновационные формы работы с детьми. Они разнообразны
и, как правило, представлены в игровой или интерактивной форме. Это стимули-
рует познавательную и двигательную активность детей.
Правовые основы организации проекта:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государствен-
ного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Основная образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС
№49 «Родничок».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. С целью мотивации участия в проекте необходимо провести предвари-
тельную работу с родителями и педагогами, работающими с данными воспитан-
никами. В ходе этой работы надо познакомить участников с основной целью и за-
дачами данного проекта. Родителям рассказать об их роли и участии в проекте.
Для успешного включения всех дошкольников в проект важно уже на ста-
дии подготовки активно взаимодействовать с детьми для того, чтобы выявить же-
лания и потребности каждого ребенка. Для этого необходимо, особенно на стадии
разработки проекта, применять различные технологии сотрудничества:
- личностно-ориентированные (индивидуальные беседы, совместное дело);
- коллективные (опрос, совместные праздники, дискуссии, коллективная
творческая деятельность, «шоу-технологии»).
Мотивация через игровую ситуацию с воспитанниками, с опорой на
имеющийся жизненный опыт:
1. Перед началом проекта (первые числа сентября) необходимо провести
совместный «брифинг» по теме «Мой отпуск». Для этого каждая семья предвари-
тельно (еще в мае!) получает задание, во время отпуска подготовить красивые ви-
довые фотографии. На «брифинге» семьи в свободной форме делятся своими впе-
чатлениями о проведенном времени. Задумка данного мероприятия состоит в том,
что редко на фотографиях с отпуска нет водных ресурсов, наверняка это море или
река, фонтан или ручей, а это и есть «мостик» к объявлению темы нашего проек-
та.
В заключение брифинга воспитатель объявляет о том, что поступило пись-
мо с фотографиями от Капитошки, волшебного персонажа, который будет сопро-
вождать все мероприятия в рамках данного проекта. На фотографиях будут изоб-
ражения с пересохшей рекой, загрязненным океаном, грязной водой из водопро-
вода и т.д. Эта история станет мотиватором к началу исследовательской деятель-
ности.
Важно, чтобы у воспитанников возникло желание заняться исследованием
водных ресурсов, такая развивающая среда позволит каждому воспитаннику
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать причастным к
защите водных ресурсов.
5
2. Составить объявление-призыв для родителей (табл.1).
Таблица 1
Образец объявления для родителей
Дорогие наши родители!
Наш детский посетил Капитошка, он просит помочь ему в спасении водных ресурсов,
ведь вода – это жизнь! Одним нам не справится, предлагаем вместе отправиться в путеше-
ствие. Мы уверены, что каждый желающий сможет сделать свое первое открытие. Пока мы
ещё маленькие и не все можем делать самостоятельно, поэтому обращаемся к вам!
Учёными, спасателями, экологами без специальной подготовки, конечно, не станешь,
поэтому мы собираемся многое узнать вместе с вами и нашими воспитателями.
Ваши детки
3. Подготовить карты-схемы занятий с применением опытов, исследований.
4. Организовать чтение художественной литературы о волшебстве, о
превращениях с использованием воды, водной стихии и т.д.
5. Дать домашнее задание воспитанникам и их родителям: подготовить ка-
кой-либо фокус с использованием воды.
6. Подготовиться к конкурсу на лучшую эмблему «Капитошки».
7. Подготовить совместно с родителями «фирменную» спецодежду, можно
только атрибут (футболка или фартук с логотипом, бейсболка и т.д.).
II. Основной этап
Задачи этапа:
1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим
миром.
2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую
деятельность.
4. Закрепить и систематизировать знания об окружающей действительности
(например, вода, ее свойства и качества, значение в жизни человека), названия со-
стояния воды.
5. Формировать умения безопасного поведения при проведении научных
опытов.
6. Научить исследовать водные ресурсы через проведение обучающих заня-
тий с применением различных опытов (табл.2).
Таблица 2
Содержание проекта «Приключение Капитошки»
Ме-
сяц
Тема
Форма
Цель
Задание для совмест-
ной работы детей и
родителей
Май
«Ура!
Отпуск!»
Родительское со-
брание
Подготовка
материала
для будущего проекта
Дать задание: сделать
видовые фотографии на
фоне водных объектов:
море,
река,
ручей,
фонтан.
Подготовить
интерак-
тивную видеопрезента-
цию
6
Сентябрь
«Приклю-
чения
Капитошки
или
«На
старт!»
Брифинг
Мотивация
участников
проекта
Придумать «кричалки»
на тему водных ресур-
сов, оформить презента-
цию.
Сентябрь
«Вода –
источник
жизни»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Выявить свойства воды:
прозрачная, без запаха,
льётся, в ней растворя-
ются некоторые веще-
ства, имеет вес.
Нарисовать в альбоме
свойства воды
Октябрь
Родитель-
ский
все-
обуч
Коучинг
Научить родителей взаи-
модействовать с детьми
в формате образователь-
ной ситуации
Сформулировать реаль-
ные предложения роди-
телей в организации и
проведении
данного
проекта
Октябрь
«Волшеб-
ные
пузы-
ри»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Вызвать желание пус-
кать мыльные пузыри,
познакомить с тем, что
при попадании воздуха в
мыльную воду образует-
ся пузырь
Подготовиться
к
кон-
курсу «Самый красивый
мыльный пузырь»
Ноябрь
«А что
течет
из
крана?»
Экскурсия
на
МУП
«Горводо-
канал»
города
Нижневартовска
Познакомить детей с ра-
ботой МУП «Горводока-
нал»,
рассказать,
как
вода
попадает
в
дом
каждого из нас.
Обсудить тему эконо-
мии
воды,
придумать
лайфхаки «Как сокра-
тить платежи за воду»,
оформить мемы на за-
данную тему.
Ноябрь
«Звук
воды»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Научить слушать звуки
дождя, моря, ручейка и
т.д.
Придумать звуковые за-
гадки
Декабрь
«Цветные
льдинки»
Практико-ориен-
тированное заня-
тие
Познакомить с тем, что
вода замерзает на холо-
де, что в ней растворяет-
ся краска.
Составить из льдинок
цветное панно и сфото-
графировать
Декабрь
«Капитош-
кины игры»
Занятия по плава-
нию
Научить детей играть в
различные игры в бас-
сейне, развивать физи-
ческие качества детей в
игровых ситуациях, при-
влечение к систематиче-
ским
занятиям
физ-
культурой.
Провести
детско-роди-
тельские соревнования в
бассейне «Кубок Капи-
тошки».
Январь
«По капель-
ке,
по
капельке!»
Акция
по
фор-
мированию навы-
ка
экономного
отношения к воде
Научить детей экономно
и рачительно относится
к воде.
Создание коллажа «Со-
веты Капитошки»
Январь
«Горячо –
холодно»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Научить
определять
температурные качества
веществ и предметов.
Измерить
температуру
воды (под руководством
родителей)
Февраль
«Вот беда
– был снег,
стала вода»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Продолжать
изучать
свойства снега – он тает,
превращается в воду.
На прогулке с родителя-
ми построить фигурки
из снега во дворе
7
Февраль
«Мы
со-
сульку
не
сосали»
Обучающее прак-
тико-ориентиро-
ванное занятие
Дать
представления
о
качественной характери-
стике
льда
(сосулька
прозрачная, длинная, хо-
лодная, в теплом месте
превращается в воду)
Сходить на каток с ро-
дителями и представить
фотоотчёт
Март
«У
меня
живёт цве-
ток»
Практическое за-
нятие
Учить детей заботиться
о растениях, правильно
поливать, знать их по-
требности.
Поухаживать за цветами
дома и сделать фотоот-
чёт
Март
«Кругом
вода»
Практико-ориен-
тированное заня-
тие
Показать состояние сне-
га на улицах города пу-
тем фильтрации.
Исследовать
состояние
снега во время совмест-
ной прогулки, зафикси-
ровать в виде фотоот-
чёта
Апрель
«Сделаем
нашу
пла-
нету
чище!»
Акция по очистке
местного пляжа
Сформировать
потреб-
ность в бережном отно-
шении к природе
Записать
мини-интер-
вью с участниками ак-
ции, сделать фотогра-
фии.
Май
Выезд
на
турбазу
Итоговое
меро-
приятие
Подвести
итог
проде-
ланной работы с презен-
тациями
накопленных
семейных работ
Оформить
страницу
сайта
«Путешествие
Капитошки»: «научные
доклады» на тему «Вода
- это жизнь!», видео пу-
тешествий, презентация
об акции «По капельке,
по капельке!», отзывы
участников проекта.
III. Заключительный этап
Задачи этапа:
1. Подвести итоги.
2. Наметить перспективы продолжения работы.
Содержание заключительного этапа
1. Обобщающее мероприятие с выездом на природу, где все участники бу-
дут делиться накопленным опытом.
2. Совместное развлекательное мероприятие «Гидрофокусы-гидромокусы»,
с привлечением инициативных родителей, которые помогут показать зрелищные
фокусы с учетом соблюдения строгой техники безопасности.
3. Оформление сайта и фотовыставки по результатам научной работы «Пу-
тешествие Капитошки» с возможностью обмениваться мнениями, замечаниями и
предложениями.
4. Встречи с экологами и работниками МУП «Горводоканал».
5. Презентация проекта:
- обобщение опыта работы по экологическому воспитанию и развитию ин-
теллектуальных познавательных способностей у дошкольников;
- подготовка материала к публикации в печатных изданиях;
- выступление с докладом на педагогическом совете, профессиональном
Форсайт – центре.
Формы подведения итогов реализации проекта: анкеты, тесты, выставки,
презентация творческих работ воспитанников и их родителей.
8
Результативность образовательной деятельности определяется способно-
стью воспитанников на каждом этапе расширять круг задач на основе использо-
вания полученной в ходе обучения информации и навыков.
Результатом завершения проекта является создание конкретного продукта.
В данном случае это будет сайт или страница сайта с публикациями как воспита-
телей, так и родителей с детьми
Таблица 3
Анализ эффективности реализации проекта «Путешествие Капитошки»
Сформированные
компетенции
Личностные
Информаци-
онные
Социальные
Коммуника-
тивные
% участия
родителей
ФИ воспитанника
Общий результат:
Примечание: анализ эффективности реализации проекта предусматривает
получение промежуточных и итогового продуктов совместной проектной деятель-
ности с целью получения данных о динамике результативности.
Образовательный эффект для дошкольников
(модель воспитанника)
Кроме того, важно учесть динамику включенности воспитанников в иссле-
довательскую деятельность! Для этого можно использовать следующую таблицу
(табл.4).
Таблица 4
Динамика включенности воспитанников и родителей в проектную деятельность
Количество воспитанников, чел
Начало проекта
Середина проекта
Окончание проекта
Примечание: важно, чтобы количество увеличивалось и к окончанию до-
стигло 100%, тогда можно говорить о достижении основной цели.
Педагоги, вовлеченные в реализацию данного проекта, смогут изменить
свою роль воспитателей в соратников. Деятельность в творческих группах помо-
жет научиться работать в команде, сформируется собственный аналитический вз-
гляд на практику воспитания и обучения детей. Важно понимать, что даже неу-
дачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.
Анализ ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к
самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную
оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Участие родителей в создании и реализации проектов вызовет интерес к по-
знанию самих себя и детей, повысит их культурную компетентность в области
воспитания дошкольника.
9
Список литературы:
1. Алексеева О.Д., Круглова Н.Г. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. -2018.
- №3. - С.34.
2. Бакина М.В. Современные дети //Дошкольное образование. – 2016. - №4. -
С.58.
3. Дыбина О.К. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное вос-
питание. – 2017. - №7. - С.14.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в МДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- 64 с.
5. Кузнецова С.В. Проектирование развития МДОУ. Методическое пособие /
С.В.Кузнецова и кол. авт. – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с.
6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для
воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- 2-е изд. испр. – М.: Издатель-
ство «ГномиК», 2013. - 96 с.
7. Молева И.Д. Познаем окружающий мир через игру //Дошкольное воспита-
ние. – 2017. - №7. - С.24.
8. Патранова И.Г. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2011. - №3. -
С.81.
9. Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми
детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В.Логинова. - М.: «Издатель-
ство Скрипторий 2012», 2013. - 94с.
10. Солнцева О.Т. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. -2005. -
№4. - С.33.
11. Шитова Т.К. Развитие фантазии, творчества дошкольников в сюжетно-роле-
вых играх // Ребенок в детском саду. – 2014. - №6. - С.33.
10