Напоминание

Экологический проект «Приключение Капитошки»


Автор: Наталья Михайловна Порубова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №49
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Г. Нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: Экологический проект «Приключение Капитошки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект

«Приключение Капитошки»

(для дошкольников 5-6 лет с участием родителей)

Выполнила:

Порубова Наталья Михайловна

воспитатель МАДОУ

г.Нижневартовска ДС № 49

«Родничок»

Пояснительная записка

Актуальность. Познавательная активность детей старшего дошкольного

возраста 5-6 лет очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос ро-

ждает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы

на все интересующие его вопросы, в этом ему помогают педагоги, родители

(ФГОС ДО, п. 3.1.), старшие друзья.

Любознательность ребенка вызывает неподдельный интерес ко всему окру-

жающему, что дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Зна-

ния, добытые самостоятельно или совместно с родителями, будут более прочны-

ми.

Родители, вовлекаемые в совместные мероприятия, становятся активными

участниками образовательного и воспитательного процесса. Это дает возмож-

ность воспитателям в рамках конкретного мероприятия реализовать следующие

цели взаимодействия с родителями:

1)добиваться более качественного результата в обучении и воспитании до-

школьников;

2)применять различные формы и приемы обучения (экскурсии на предприя-

тия, посещение музеев и выставок, подготовка материала для проведения опыта и

т.д.);

3)развивать навык общения между родителями и детьми в рамках образова-

тельной ситуации, предполагаемый настоящим проектом;

4)осуществлять

свободный и нетрадиционный подход к оформлению ре-

зультатов образовательной деятельности в рамках проекта.

Содержание проекта

Целью образовательной программы, по которой работает наш детский сад,

является «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребен-

ком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, все-

стороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возраст-

ными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном об-

ществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-

школьника».

В соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы

образовательно-воспитательной

целью

проекта

является

формирование

культуры бережного отношения к водным ресурсам нашей Родины.

Задачи проекта:

1

1. Развивать потребность в исследовательской деятельности в рамках эко-

логического воспитания через организацию совместной деятельности детей, педа-

гогов и родителей.

2. Формировать у детей потребность в бережном и рачительном отношении

к окружающему миру, в частности к водным ресурсам.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помо-

щью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

4. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности

детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие

действия.

5. Развивать мышление, речь, анализировать, сравнивать, обобщать.

6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, кри-

тичность, самостоятельность.

7. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе по-

знавательно-исследовательской деятельности.

8. Развивать навыки доверительного общения взрослых и детей.

9. Создавать условия взаимодействия родителей и детей в рамках образова-

тельной ситуации.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятель-

ности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художе-

ственной литературы.

Проект, ориентированный на ребенка, создает комплексные возможности

для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, ука-

занных в п. 2.7. ФГОС ДО, а именно:

- в социально-коммуникативном развитии;

-в познавательном развитии;

-в речевом развитии;

-в художественно-эстетическом развитии;

-в физическом развитии.

Основные методы работы:

- словесные (чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояс-

нение, словесный инструктаж),

- наглядные (рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего

мира и природы, показ опытов),

- практические (дидактическая игра, опыты, экспериментирование).

Формы работы с детьми: беседа, игра, экскурсия, проведение занятий с

применением опытов по изучению свойств воды.

Формы работы с родителями: консультации, родительский коучинг, роди-

тельский семинар.

Предполагаемый результат для воспитанников:

Воспитанники, вовлеченные в проект, в результате прохождения программ-

ного материала по изучению свойств водных объектов окружающей среды

Будут знать:

-правила техники безопасности, требования к организации рабочего места и

места для проведения исследования;

-свойства воды;

2

-специальные термины и понятия в области лабораторных исследований.

Будут уметь:

-экспериментировать;

-использовать различные предметы, вещества для изучения их свойств;

-владеть научным языком;

-активно применять информационные образовательные ресурсы в учебной

деятельности и для решения различных жизненных ситуаций.

У них будут развиты:

-наглядно-образное мышление, воображение, творческая активность, фанта-

зия;

-самостоятельность в изучении свойств того или иного предмета, вещества;

-общие умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые

компетенции.

Будут обладать следующими качествами:

-самостоятельное мышление, потребность в познании;

-самокритичность в оценке своих действий и поступков;

-умение воспринимать прекрасное в жизни;

-бережно относиться к своему здоровью и беречь окружающую среду.

Предполагаемый результат для родителей:

1. Родители ощущают личную причастность к проекту.

2. Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребен-

ка.

3. Родители получают большее представление о работе воспитателей и на-

чинают испытывать большее уважение к ним.

4. Родители обучаются тому, как можно взаимодействовать с ребенком

дома.

5. Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении

задач образования детей.

Предполагаемый результат для воспитателей:

Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от

работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональ-

ное действие. Участники включены в сетевое взаимодействие и работают в ситуа-

ции постоянного профессионального развития через разные формы взаимодей-

ствия с родителями, коллегами и тренерами.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (с сентября по

май), исследовательский, творческий.

Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, вос-

питатели, специалист МАДОУ, социальные партнеры.

Система проектных мероприятий:

Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к

формированию взаимодействия с окружающим миром.

Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта

и его окончание.

Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, ро-

дителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.

3

Создание творческой группы из числа педагогов и родителей по разра-

ботке вариантов проводимых исследований и мероприятий, касающихся водных

ресурсов.

Подбор методической, научно-популярной литературы, игрушек, иллю-

страционного материала, атрибутов для игровой деятельности по данной пробле-

ме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности, а также обору-

дование для опытов.

Формы организации работы: занятие, игра, экскурсия, беседа, празднич-

ное мероприятие.

Условия реализации этапа проекта.

Главенствующая роль в реализации проекта принадлежит семье, и поэтому

родители воспитанников – наши первые помощники и партнеры. При обсуждении

проекта еще на начальном этапе необходимо достичь согласия в необходимости

оказания помощи. Родители воспитанников должны быть сами заинтересованы в

том, чтобы их ребенок стал автором того или иного «открытия», статьи, мема,

коллажа или простой памятки.

Условия для возможности дошкольникам действовать самостоятельно:

1) создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобре-

тение пособий, материалов, удобное их размещение;

2) использование широкого ассортимента материалов для опытов;

3) удобное место деятельности для ребёнка, способствует развертыванию

работы;

4) разнообразие материалов и оборудования;

5) грамотное руководство со стороны воспитателя, совместная деятельность

с детьми (метод прямых указаний не приемлем!);

6) индивидуальный подход, творческое взаимодействие воспитателя и

ребёнка.

Техническая оснащенность проекта не требует больших материальных

вложений, соответствует уже созданным в МАДОУ особенностям образова-

тельной среды:

- мультимедийный кабинет, оснащенный оборудованием, позволяющим де-

монстрировать видео, презентации;

- бассейн;

- компьютер или ноутбук, сканер, принтер, цифровая камера, рабочие места

для детей и стол воспитателя;

- оборудование для проведения опытов с водой (пробирки, пипетки, весы и

т.д.).

Оценка возможных рисков

При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые

могут привести к снижению результативности деятельности:

1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого

предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практи-

ческой, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с

целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда ин-

дивидуальных консультаций для родителей по теме проекта.

2. Взаимодействие всех работников МАДОУ с целью решения целей и задач

проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Преду-

4

смотрев это на этапе подготовки проекта, проведена коррекция перспективного

планирования специалистов МАДОУ и воспитателей.

3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного рис-

ка в проект включены инновационные формы работы с детьми. Они разнообразны

и, как правило, представлены в игровой или интерактивной форме. Это стимули-

рует познавательную и двигательную активность детей.

Правовые основы организации проекта:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государствен-

ного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Основная образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС

№49 «Родничок».

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. С целью мотивации участия в проекте необходимо провести предвари-

тельную работу с родителями и педагогами, работающими с данными воспитан-

никами. В ходе этой работы надо познакомить участников с основной целью и за-

дачами данного проекта. Родителям рассказать об их роли и участии в проекте.

Для успешного включения всех дошкольников в проект важно уже на ста-

дии подготовки активно взаимодействовать с детьми для того, чтобы выявить же-

лания и потребности каждого ребенка. Для этого необходимо, особенно на стадии

разработки проекта, применять различные технологии сотрудничества:

- личностно-ориентированные (индивидуальные беседы, совместное дело);

- коллективные (опрос, совместные праздники, дискуссии, коллективная

творческая деятельность, «шоу-технологии»).

Мотивация через игровую ситуацию с воспитанниками, с опорой на

имеющийся жизненный опыт:

1. Перед началом проекта (первые числа сентября) необходимо провести

совместный «брифинг» по теме «Мой отпуск». Для этого каждая семья предвари-

тельно (еще в мае!) получает задание, во время отпуска подготовить красивые ви-

довые фотографии. На «брифинге» семьи в свободной форме делятся своими впе-

чатлениями о проведенном времени. Задумка данного мероприятия состоит в том,

что редко на фотографиях с отпуска нет водных ресурсов, наверняка это море или

река, фонтан или ручей, а это и есть «мостик» к объявлению темы нашего проек-

та.

В заключение брифинга воспитатель объявляет о том, что поступило пись-

мо с фотографиями от Капитошки, волшебного персонажа, который будет сопро-

вождать все мероприятия в рамках данного проекта. На фотографиях будут изоб-

ражения с пересохшей рекой, загрязненным океаном, грязной водой из водопро-

вода и т.д. Эта история станет мотиватором к началу исследовательской деятель-

ности.

Важно, чтобы у воспитанников возникло желание заняться исследованием

водных ресурсов, такая развивающая среда позволит каждому воспитаннику

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать причастным к

защите водных ресурсов.

5

2. Составить объявление-призыв для родителей (табл.1).

Таблица 1

Образец объявления для родителей

Дорогие наши родители!

Наш детский посетил Капитошка, он просит помочь ему в спасении водных ресурсов,

ведь вода – это жизнь! Одним нам не справится, предлагаем вместе отправиться в путеше-

ствие. Мы уверены, что каждый желающий сможет сделать свое первое открытие. Пока мы

ещё маленькие и не все можем делать самостоятельно, поэтому обращаемся к вам!

Учёными, спасателями, экологами без специальной подготовки, конечно, не станешь,

поэтому мы собираемся многое узнать вместе с вами и нашими воспитателями.

Ваши детки

3. Подготовить карты-схемы занятий с применением опытов, исследований.

4. Организовать чтение художественной литературы о волшебстве, о

превращениях с использованием воды, водной стихии и т.д.

5. Дать домашнее задание воспитанникам и их родителям: подготовить ка-

кой-либо фокус с использованием воды.

6. Подготовиться к конкурсу на лучшую эмблему «Капитошки».

7. Подготовить совместно с родителями «фирменную» спецодежду, можно

только атрибут (футболка или фартук с логотипом, бейсболка и т.д.).

II. Основной этап

Задачи этапа:

1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим

миром.

2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь.

3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую

деятельность.

4. Закрепить и систематизировать знания об окружающей действительности

(например, вода, ее свойства и качества, значение в жизни человека), названия со-

стояния воды.

5. Формировать умения безопасного поведения при проведении научных

опытов.

6. Научить исследовать водные ресурсы через проведение обучающих заня-

тий с применением различных опытов (табл.2).

Таблица 2

Содержание проекта «Приключение Капитошки»

Ме-

сяц

Тема

Форма

Цель

Задание для совмест-

ной работы детей и

родителей

Май

«Ура!

Отпуск!»

Родительское со-

брание

Подготовка

материала

для будущего проекта

Дать задание: сделать

видовые фотографии на

фоне водных объектов:

море,

река,

ручей,

фонтан.

Подготовить

интерак-

тивную видеопрезента-

цию

6

Сентябрь

«Приклю-

чения

Капитошки

или

«На

старт!»

Брифинг

Мотивация

участников

проекта

Придумать «кричалки»

на тему водных ресур-

сов, оформить презента-

цию.

Сентябрь

«Вода –

источник

жизни»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Выявить свойства воды:

прозрачная, без запаха,

льётся, в ней растворя-

ются некоторые веще-

ства, имеет вес.

Нарисовать в альбоме

свойства воды

Октябрь

Родитель-

ский

все-

обуч

Коучинг

Научить родителей взаи-

модействовать с детьми

в формате образователь-

ной ситуации

Сформулировать реаль-

ные предложения роди-

телей в организации и

проведении

данного

проекта

Октябрь

«Волшеб-

ные

пузы-

ри»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Вызвать желание пус-

кать мыльные пузыри,

познакомить с тем, что

при попадании воздуха в

мыльную воду образует-

ся пузырь

Подготовиться

к

кон-

курсу «Самый красивый

мыльный пузырь»

Ноябрь

«А что

течет

из

крана?»

Экскурсия

на

МУП

«Горводо-

канал»

города

Нижневартовска

Познакомить детей с ра-

ботой МУП «Горводока-

нал»,

рассказать,

как

вода

попадает

в

дом

каждого из нас.

Обсудить тему эконо-

мии

воды,

придумать

лайфхаки «Как сокра-

тить платежи за воду»,

оформить мемы на за-

данную тему.

Ноябрь

«Звук

воды»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Научить слушать звуки

дождя, моря, ручейка и

т.д.

Придумать звуковые за-

гадки

Декабрь

«Цветные

льдинки»

Практико-ориен-

тированное заня-

тие

Познакомить с тем, что

вода замерзает на холо-

де, что в ней растворяет-

ся краска.

Составить из льдинок

цветное панно и сфото-

графировать

Декабрь

«Капитош-

кины игры»

Занятия по плава-

нию

Научить детей играть в

различные игры в бас-

сейне, развивать физи-

ческие качества детей в

игровых ситуациях, при-

влечение к систематиче-

ским

занятиям

физ-

культурой.

Провести

детско-роди-

тельские соревнования в

бассейне «Кубок Капи-

тошки».

Январь

«По капель-

ке,

по

капельке!»

Акция

по

фор-

мированию навы-

ка

экономного

отношения к воде

Научить детей экономно

и рачительно относится

к воде.

Создание коллажа «Со-

веты Капитошки»

Январь

«Горячо –

холодно»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Научить

определять

температурные качества

веществ и предметов.

Измерить

температуру

воды (под руководством

родителей)

Февраль

«Вот беда

– был снег,

стала вода»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Продолжать

изучать

свойства снега – он тает,

превращается в воду.

На прогулке с родителя-

ми построить фигурки

из снега во дворе

7

Февраль

«Мы

со-

сульку

не

сосали»

Обучающее прак-

тико-ориентиро-

ванное занятие

Дать

представления

о

качественной характери-

стике

льда

(сосулька

прозрачная, длинная, хо-

лодная, в теплом месте

превращается в воду)

Сходить на каток с ро-

дителями и представить

фотоотчёт

Март

«У

меня

живёт цве-

ток»

Практическое за-

нятие

Учить детей заботиться

о растениях, правильно

поливать, знать их по-

требности.

Поухаживать за цветами

дома и сделать фотоот-

чёт

Март

«Кругом

вода»

Практико-ориен-

тированное заня-

тие

Показать состояние сне-

га на улицах города пу-

тем фильтрации.

Исследовать

состояние

снега во время совмест-

ной прогулки, зафикси-

ровать в виде фотоот-

чёта

Апрель

«Сделаем

нашу

пла-

нету

чище!»

Акция по очистке

местного пляжа

Сформировать

потреб-

ность в бережном отно-

шении к природе

Записать

мини-интер-

вью с участниками ак-

ции, сделать фотогра-

фии.

Май

Выезд

на

турбазу

Итоговое

меро-

приятие

Подвести

итог

проде-

ланной работы с презен-

тациями

накопленных

семейных работ

Оформить

страницу

сайта

«Путешествие

Капитошки»: «научные

доклады» на тему «Вода

- это жизнь!», видео пу-

тешествий, презентация

об акции «По капельке,

по капельке!», отзывы

участников проекта.

III. Заключительный этап

Задачи этапа:

1. Подвести итоги.

2. Наметить перспективы продолжения работы.

Содержание заключительного этапа

1. Обобщающее мероприятие с выездом на природу, где все участники бу-

дут делиться накопленным опытом.

2. Совместное развлекательное мероприятие «Гидрофокусы-гидромокусы»,

с привлечением инициативных родителей, которые помогут показать зрелищные

фокусы с учетом соблюдения строгой техники безопасности.

3. Оформление сайта и фотовыставки по результатам научной работы «Пу-

тешествие Капитошки» с возможностью обмениваться мнениями, замечаниями и

предложениями.

4. Встречи с экологами и работниками МУП «Горводоканал».

5. Презентация проекта:

- обобщение опыта работы по экологическому воспитанию и развитию ин-

теллектуальных познавательных способностей у дошкольников;

- подготовка материала к публикации в печатных изданиях;

- выступление с докладом на педагогическом совете, профессиональном

Форсайт – центре.

Формы подведения итогов реализации проекта: анкеты, тесты, выставки,

презентация творческих работ воспитанников и их родителей.

8

Результативность образовательной деятельности определяется способно-

стью воспитанников на каждом этапе расширять круг задач на основе использо-

вания полученной в ходе обучения информации и навыков.

Результатом завершения проекта является создание конкретного продукта.

В данном случае это будет сайт или страница сайта с публикациями как воспита-

телей, так и родителей с детьми

Таблица 3

Анализ эффективности реализации проекта «Путешествие Капитошки»

Сформированные

компетенции

Личностные

Информаци-

онные

Социальные

Коммуника-

тивные

% участия

родителей

ФИ воспитанника

Общий результат:

Примечание: анализ эффективности реализации проекта предусматривает

получение промежуточных и итогового продуктов совместной проектной деятель-

ности с целью получения данных о динамике результативности.

Образовательный эффект для дошкольников

(модель воспитанника)

Кроме того, важно учесть динамику включенности воспитанников в иссле-

довательскую деятельность! Для этого можно использовать следующую таблицу

(табл.4).

Таблица 4

Динамика включенности воспитанников и родителей в проектную деятельность

Количество воспитанников, чел

Начало проекта

Середина проекта

Окончание проекта

Примечание: важно, чтобы количество увеличивалось и к окончанию до-

стигло 100%, тогда можно говорить о достижении основной цели.

Педагоги, вовлеченные в реализацию данного проекта, смогут изменить

свою роль воспитателей в соратников. Деятельность в творческих группах помо-

жет научиться работать в команде, сформируется собственный аналитический вз-

гляд на практику воспитания и обучения детей. Важно понимать, что даже неу-

дачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.

Анализ ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к

самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную

оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Участие родителей в создании и реализации проектов вызовет интерес к по-

знанию самих себя и детей, повысит их культурную компетентность в области

воспитания дошкольника.

9

Список литературы:

1. Алексеева О.Д., Круглова Н.Г. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. -2018.

- №3. - С.34.

2. Бакина М.В. Современные дети //Дошкольное образование. – 2016. - №4. -

С.58.

3. Дыбина О.К. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное вос-

питание. – 2017. - №7. - С.14.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в МДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

- 64 с.

5. Кузнецова С.В. Проектирование развития МДОУ. Методическое пособие /

С.В.Кузнецова и кол. авт. – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с.

6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для

воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- 2-е изд. испр. – М.: Издатель-

ство «ГномиК», 2013. - 96 с.

7. Молева И.Д. Познаем окружающий мир через игру //Дошкольное воспита-

ние. – 2017. - №7. - С.24.

8. Патранова И.Г. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2011. - №3. -

С.81.

9. Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми

детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В.Логинова. - М.: «Издатель-

ство Скрипторий 2012», 2013. - 94с.

10. Солнцева О.Т. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. -2005. -

№4. - С.33.

11. Шитова Т.К. Развитие фантазии, творчества дошкольников в сюжетно-роле-

вых играх // Ребенок в детском саду. – 2014. - №6. - С.33.

10



В раздел образования