Напоминание

"Роль набросков и зарисовок в детской школе искусств в 5 классе"


Автор: Галина Давлятовна Есипова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка по предмету "Рисунок"
Тема: "Роль набросков и зарисовок в детской школе искусств в 5 классе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

г. Губкинский

Номинация: Дополнительное образование детей и школьников

Роль набросков и зарисовок в

детской школе искусств

Автор: Есипова Галина Давлятовна

Преподаватель

г. Губкинский

2021

Методическая разработка открытого урока по предмету «Рисунок»

5 класс ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись»

«Роль набросков и зарисовок

в детской школе искусств»

Есипова Галина Давлятовна

2021.

Вид урока: практическая работа, групповое занятие (2 учебных часа)

Тип занятий: комбинированный

Время на тему: 4 часа

Задача: Выполнить серию набросков и зарисовок разного характера с

натуры.

Цели урока:

Учебная: Закрепить уже имеющиеся знания, сформировать новые навыки

рисования с натуры, креативного мышления. Осмыслить роль набросков и

зарисовок с натуры в творчестве художников и их роль в художественной

школе.

Развивающая: Развить наблюдательность и внимательность, зрительную

память, точность руки и глазомера, целостное видение формы, умение

замечать и передавать характер основного движения.

Воспитательная: Воспитать стремление к творческой

самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у

учащихся.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

1.

Словесные (беседа, объяснение)

2.

Практические (работа преподавателя на доске, компьютере, помощь

ученикам)

3.

Наглядные (демонстрация презентации, иллюстраций, предыдущих

работ учеников, методические пособия)

Материалы:

Бумага ватман, карандаш, уголь, мягкий материал, черная ручка (гелиевая

или шариковая), ластик.

Оборудование:

Для преподавателя: методические пособия, доска магнитная белая, маркеры,

таймер или секундомер, компьютерный комплекс.

Для учащихся: бумага (ватман и небольшие листы тонкой бумаги ~ 8х10 см),

карандаши, ластик, мягкий материал (уголь, соус, сепия, сангина и т. д.),

черная ручка (гелевая или шариковая), кнопки.

Методические пособия:

Наглядно-методическое пособие из работ учащихся (серия зарисовок и

набросков с натуры), презентация «Наброски и зарисовки в творчестве

художников»

План и ход урока

1.

Организационный момент – 3 мин.

2.

Теоретическая часть. Беседа преподавателя с учениками, объяснение

нового материала и сути зарисовок и набросков, показ презентации,

работа с дидактическим материалом – 15 мин.

3.

Практическая часть. Организация творческого процесса.

Самостоятельная работа учащихся – 60 мин.

4.

Перемена – 10 мин.

5.

Анализ работ и подведение итогов – 10 мин.

6.

Уборка рабочих мест – 2 мин.

Во время выполнения задания с учащимися ведется индивидуальная и

фронтальная работа. Фронтальная работа необходима, чтобы избежать

однотипных ошибок учащихся.

1.Организационный момент

Приветствие коллегам и учащимся. На сегодняшнем занятии мы снова

обратимся к наброскам с натуры, как к основе и вспомогательной части в

творческом процессе художников. Для выполнения задания нам понадобятся

излюбленные художниками-рисовальщиками материалы: простые карандаши

разной твердости, ластик, уголь (соус) и черная ручка. Проверьте, все ли на

месте.

2.Теоретическая часть

На уроках рисунка в первом классе все вы познакомились с набросками и

зарисовками. Рисунок является не только видом изобразительного искусства,

но и основой для всех остальных. На уроках истории искусств вы видели

множество набросков и зарисовок, этюдов, штудирование натуры разных

художников, которые являются самостоятельными произведениями

искусства. Но в основе своей набросок и натурная зарисовка – это

«тренажерный зал для рисовальных мышц». Все без исключения великие

художники любят натуру, ведь это лучший помощник и главный учитель.

Вспомните и назовите художников, чьи зарисовки и рисунки с натуры вы

видели!

(Ученики: Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Михаил Врубель,

Микеланджело, Винсент Ван Гог, В.А. Серов, А.А. Иванов и др.…)

-Молодцы! Все эти художники пользовались натурными зарисовками для

успешной реализации своих замыслов. Как мы можем с вами использовать

наброски с натуры?

(Ученики: Можно использовать для изучения натуры и для эскизов. Для

уроков станковой композиции, где часто требуется нарисовать человека в

определенной позе. Для развития глазомера.)

-Правильно! Давайте посмотрим, как работали с натурой разные художники

и какое значение имеют наброски в творческом процессе.

Показ презентации «Наброски и зарисовки в творчестве художников»

У художника рисовальщика накапливается опыт, знания и умение смотреть

на натуру и видеть форму. Оттачивается мастерство. Хороший набросок

становится незаменимым пособием для художника.

3.Практическая работа

Теперь приступим к практике.

Рисуя набросок фигуры человека, следует помнить о том, что человеческое

тело гибкое и подвижное. Основа фигуры – скелет, скрыт мышцами и

мягкими тканями. Изменение направления линии происходит в местах, где

находятся суставы. Наиболее характерные выступы мы принимаем за

опорные точки.

Возьмите черную ручку и маленькие листы. Сейчас мы немного разомнемся!

Назовем это упражнение не наброски, а «выброски», потому что рисуем мы

их на тонкой бумаге и только для того, чтобы подготовить свою руку и глаз к

дальнейшей работе с натурой. Ручку мы берем для того, чтобы линия

скользила по бумаге, а не цеплялась за нее, была свободной и плавной.

Лучше всего для этого подходит черная гелевая ручка.

Рисуем выброски очень быстро! Не более 1.5 минуты на один, компонуем

всю фигуру целиком в наш маленький лист.

Преподаватель показывает методический материал по заданию

«выброски». Рисует на доске, засекает время. Учащиеся позируют по

очереди. Позы: сидя или стоя, с опорой на одну ногу.

В этом задании важно закомпоновать всю фигуру в формат, взять основные

пропорции и показать движение. Ваша рука должна двигаться очень быстро

и плавно, линия без отрыва. Не обращайте внимание на лишние линии,

анатомию и точность рисунка. Нарисуйте общее впечатление от фигуры.

Первые выброски могут совсем не получаться или выглядеть странно – в

этом нет ничего удивительного. Важно сосредоточиться на процессе, а не

результате.

В течение 15 минут выполняется около 10 «выбросков».

Мы размялись, подготовили руку и глаза к дальнейшей работе. Теперь

выполним еще более необычное задание - порисуем, не глядя на рисунок!

Для этого нам понадобится остро заточенный карандаш и лист бумаги А4.

Вы спросите: «Как же можно так рисовать – не глядя на рисунок?» Очень

просто. Опять нам не важно, что получится в результате – каракуля, ломаная

линия или образ фигуры. Это упражнение поможет вашему глазу

сосредоточиться на натуре, приучит дольше смотреть и изучать натуру.

Позирует преподаватель и следит за временем. Во время этого задания

преподаватель следит за взглядом учеников, который не должен

отрываться от натуры. За 8-10 минут выполняется пара набросков «не

глядя». Второй набросок рисуется прямо поверх первого.

Ваша задача нарисовать только контур, силуэт фигуры как можно подробнее.

Вцепиться глазом в контур натуры и медленно, очень медленно следить за

каждым изгибом силуэта. В это время ваша рука с карандашом рисует то, что

видят ваши глаза. Представьте, будто ваши глаза и ваша рука выполняют все

движения синхронно. Каждое движение глаза, сопровождается аналогичным

движением карандаша. Следите за силуэтом медленно и внимательно, не

отрывайте взгляд, не подглядывайте в рисунок. Пусть результат станет для

вас сюрпризом.

Ну вот мы и размялись перед основной работой. За оставшееся время

мы сделаем пару длительных набросков. Постараемся использовать и те

упражнения, которые мы только что выполнили для рисования

качественного наброска. Скажите, как могут нам помочь «выброски» и

«рисование, не глядя»? (Ученики: «Выброски» помогут быстро наметить

движение и пропорции, а «рисование, не глядя» больше и внимательнее

смотреть на натуру!)

-Совершенно верно! Сначала мы сделаем большой выбросок

карандашом на формате А4, а затем будем внимательно изучать натуру.

Возьмите бумагу и простой карандаш. Для начала нам понадобится хорошо

заточенный карандаш НВ, затем в работу могут включиться карандаши В и

2В или более мягкие.

Позирует ученик другого класса или приглашенная натура.

Выбираем точку зрения, берем карандаш за самый кончик подальше от

острия (это позволит ему двигаться свободнее, а линии быть тоньше и

прозрачнее) и рисуем большой «выбросок». Старайтесь рисовать больше

тонких вспомогательных линий и чаще смотреть на натуру. Это ваше

впечатление от натуры.

На следующем этапе мы должны уточнить или исправить пропорции нашего

«выброска» и используем прием для измерения пропорций и наклона линий.

Какой способ измерения натуры я имею в виду?

(Ученики: Визирование! Способ с помощью карандаша)

- Да. Метод визирования. Так мы можем измерить видимые, а не реальные

пропорции. Напомню, что карандаш в вытянутой перед собой руке, локоть

выпрямлен, а измерение проводится большим пальцем.

Пока вы измеряете пропорции, напомню, что

в стоящей фигуре визуально «умещается» 6-7

голов. Голову берем как модуль для

измерения всех пропорций. Это наиболее

распространенная единица измерения,

которую можно сравнить с шириной плеч или

высотой фигуры.

Так же мы можем определить ориентацию

объекта

относительно

вертикали

и

горизонтали и перенести это все на бумагу.

Этот прием особенно полезен для передачи

движения модели.

э

Методом визирования нужно

пользоваться на протяжении

всей работы. Он также помогает

определить наклоны линий

относительно друг друга, либо

какого-то предмета.

Когда пропорции промерены,

движение «поймано», можно

приступать к стадии уточнения.

Здесь важно помнить о наличии

под одеждой живого тела и ФОРМЫ. Все люди уникальны, у каждого свои

пропорции и формы, особенности строения. Правильное изображение

складок помогает созданию образа, характер складок зависит не только от

движения фигуры и материала, но и от покроя одежды.

Уточняем линией, уточняем штрихом. Не бойтесь множества уточняющих

линий – они только помогают

найти точную форму и точную

линию. На этом этапе мы

используем сосредоточенность на натуре, которой мы научились при

«рисовании не глядя».

Когда пропорции взяты, характер уловлен, можно перейти к деталям и

форме. В оставшееся время акцентируйте внимание на интересных деталях и

уделите им больше внимания.

Можно дать штриховку, чтобы смоделировать форму и освещение нашей

модели.

На один набросок отводится около 15 минут. В течение работы

преподаватель следит за ходом работы, направляет учеников. В перерыве

преподаватель показывает наброски учеников из методического фонда

художественной школы прежних лет.

Следующий набросок вы выполните самостоятельно. Выберите материал

сами: карандаш, ручка, уголь или соус (мягкий материал). Но не забывайте

соблюдать этапы работы:

1.

Компоновка в формате и «выбросок»

2.

Измерение пропорций и направления движения

3.

Уточнение линий, проработка формы и деталей. Моделировка

освещения.

Во время самостоятельной работы учащихся обратить внимание на:

Организацию рабочего места

Выбор точки зрения и расстояние до натуры (оно должно быть не

менее 3 м)

Важность компоновки в листе каждого наброска

Соблюдение всех требований и этапов в рисовании набросков

Фронтальная работа

Во время работы над «выбросками» важно закомпоновать

фигуру целиком в формат за короткое время, «схватить»

основные пропорции и уловить движение. Точности линии в

этом задании не требуется. Рука должна двигаться очень

быстро, по возможности не отрывая ручку от бумаги.

В «рисовании не глядя» важно не нарисовать красивую фигуру,

а как можно внимательнее изучить натуру, сделать усилие над

собой и синхронизировать работу глаз и руки.

Во время рисования длительных набросков обратить внимание на

использование упражнений, выполненных на занятии –

«выбросок» и «рисование не глядя». А также внимание к

некоторым деталям. Не стоит одинаково хорошо прорабатывать

все детали, что-то лучше оставить «недосказанным», а на чем-то

сделать акцент – выбрать что-то интересное для себя. Возможно

портрет или предмет одежды. Так набросок будет смотреться

интереснее и вызовет эмоциональный отклик у зрителя.

Индивидуальная работа

Подсказать наиболее удачную композицию для конкретного наброска.

Обратить внимание ученика на недочет или ошибку в пропорциях. Показать

наглядно, как можно исправить тот или иной недочет.

5.

Анализ работ и подведение итогов

За 15 минут до конца занятия проводим просмотр готовых выбросков и

набросков, анализируем, отбираем работы для пополнения методического

фонда и изготовления пособий.

В процессе просмотра участвуют все учащиеся. Каждый ученик может

высказать свое мнение о своей работе и работе других детей. Рассказать,

какие ассоциации вызывает тот или иной выполненный набросок, высказать

мнение о технике автора.

Преподаватель определяет, достигнуты ли цели и выполнены ли

конкретные задачи на данном этапе, степень применения знаний,

полученных на предыдущих уроках по этой теме, уроках композиции, и

рисунка. Выявляет наиболее удачные работы и выставляет оценки.

Критерии оценок:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если работа отвечает всем требованиям к

выполнению каждого задания. Правильно выполнена композиция листа, точно

определены пропорции фигур и характер основного движения. Соблюдены этапы

выполнения наброска, качество светотеневой моделировки и техники исполнения

высокое.

Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена

композиция листа, точно определены пропорции фигуры, соблюдена

последовательность рисования наброска. Имеются небольшие ошибки в передаче

характера движения, качество исполнения невысокое.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если работа выполнена с ошибками в

композиции листа, в определении пропорций. Имеются серьезные ошибки в передаче

характера основного движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество

исполнения невысокое.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если в работе присутствуют грубые

ошибки в композиции, в определении пропорций фигуры и характере основного

движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество штриховки

(проработки) низкое.

Беседа с детьми

Преподаватель: Вот и закончился наш урок. Мы узнали о том, как

использовали наброски и зарисовки разные художники, для чего мы с вами

рисуем наброски и как они помогают нам развить наблюдательность,

глазомер и точность линии. Сегодня вы попали в тренажерный зал ваших

рисовальных мышц, сделали несколько упражнений, поработали как

следует. А главное – работа была интересная, требующая

сосредоточенности, внимания и задействования всех ваших творческих

способностей и эмоционального решения.

Но здесь важно помнить, что в рисовании так же, как и в спорте, чтобы

добиться результата, нужно часто и систематически упражняться!

Все поработали на совесть и добились хорошего результата. Спасибо всем!

6.

Уборка рабочих мест. Учащиеся убирают рабочие места, приводят в

порядок инструменты. Помогают преподавателю отнести работы в

методический фонд.



В раздел образования