Автор: Некрасова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №18 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Кронштадт
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего
возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
В.А. Сухомлинский
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая стимулирует
развитие некоторых зон головного мозга, речевых центров. Развитие мелкой
моторики готовит руки ребенка к разнообразным действиям в будущем:
рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.д. Мелкая
моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем
выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Разучивание текстов
с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного
мышления,
внимания,
воображения,
воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше
запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения. Они помогают
налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения,
эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее
значение, так как наилучшим образом способствуют развитию мелкой
моторики и речи.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение
координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное
развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном
движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение
быстро
и
четко
говорить,
совершенствуется
память,
способность
согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и
простых массажных приемов поразительный эффект активного умственного
и физического развития. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень
важной частью работы по развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира –
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих
игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует мелкую моторику и
речь.
Значение пальчиковых игр.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют
развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления
детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства
являются
сильнейшим
средством,
стимулирующим
активное
восприятие
речи
и
порождающим
самостоятельную
речевую
деятельность.
Организованные
игры,
в
том
числе
и
пальчиковые,
сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие
спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость.
Пальчиковые
игры
могут
стать
прекрасным
средством
начального эстетического воспитания.
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело,
чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой
хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям
здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы
кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или
иными органами.
Любые приемы
-
разминание, массажные движения, растирание,
вибрация,
массаж
пальцев,
постукивания
подушечками
пальцев,
поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий
массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и
горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка
привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого
стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки
радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.
Детям пальчиковые игры необходимо предлагать от простого, к
сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные
указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать
ему верную позу. Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки
пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать до этого резиновые
игрушки
с
пищалками.
Текст,
взрослый
произносит
максимально
выразительно. Малышам сложно проговаривать текст, им достаточно
выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Но постепенно
нужно побуждать ребенка к проговариванию уже знакомых слов, далее всего
текста. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры,
выполняемые одной рукой. В три года малыши уже осваивают игры, которые
проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая –
кошку, вбегающую в этот домик. Работу по развитию движений пальцев и
кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
В своей работе мы ежедневно применяем пальчиковые игры. В первую
очередь,
дети
концентрируют
внимание
и
переключаются
на
образовательную деятельность. Занятие проходит в веселой игровой форме,
что дает высокие результаты. Мы подбираем игры по теме занятия, тем
самым дети проще усваивают данный материал. Еженедельно родителям
передается информация о пройденном материале, и им предлагается
закрепить его в домашних условиях. Мы видим, что большинство семей.
играя с детьми дома, используют игры, которые мы порекомендовали. Тем
самым можно отметить: наша работа достигает поставленных задач.
Вот несколько наших любимых пальчиковых игр.
«Кошки-мышки»
Вот кулак,
(показать кулак)
А вот – ладошка,
(раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку ела кошка.
(«коготки» «скребут» по ладошке)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибаем по одному пальчику)
Мышки очень испугались,
(вращать кулачком)
В норки быстро разбежались!
(
спрятать кулак подмышку)
« Погреемся»
Поиграем-ка немножко,(показ ладоней, повёрнутых вверх ,затем вниз)
И похлопаем в ладошки.(хлопаем в ладошки…)
Пальчики мы согреваем (потирание ладоней…)
И сжимаем, разжимаем. (пальцы в кулак, затем разжать…).
«Игрушки»
Я с игрушками играю:(руки перед собой, сжимаем- разжимаем пальцы обеих
рук)
Мячик я тебе бросаю.(протягиваем руки вперёд- «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю,(прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг
на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю.(двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой
руки-«катаем машинку»)»
«Строим дом»
Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (Соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (Поднять выпрямленные ладошки вверх)
Буду жить я в доме том. (Похлопать ладошками).
«Воробей»
Скачет в парке воробей, (указательный и средний пальцы «прыгают» по
столу)
То правее, то левее. (указательный и средний пальцы «прыгают» по столу
вправо-влево)
То назад, то вперед (указательный и средний пальцы «прыгают» по столу
назад-вперед)
Всюду зернышки клюет (все пальцы сложить щепоткой, постучать по
столу «клюем»)
А когда весь завтрак съел,
Прочь из парка улетел (ладошки-крылышки летят)
«Пришла зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями по коленям)
Сугробы, (кулаками стучат по коленям попеременно)
Гололед, (ладони ширкают по коленям разнонаправленно)
Все на улицу - вперед. (обе руки вперед, пальчики «бегут»)