Автор: Пузанова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №52
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование приемов мнемотехники в экологическом
образовании дошкольников
Пузанова Марина Николаевна,
Воспитатель
МБДОУ д/с №52 г. Белгород
В своей работе с детьми использую инновационные технологии. Одним
из приёмов новейшей технологии является мнемотехника. В течение пяти лет
углубленно
работала
по
экологическому
образованию
дошкольников
с
использованием приёмов мнемотехники. Опираясь на свой опыт работы с
детьми,
разработала
мнемотаблицы
и
мнемодорожки
для
составления
описательных рассказов о временах года.
Содержание мнемотаблицы - это
графическое
или
частично
графическое
изображение
персонажей
сказки,
явлений
природы,
некоторых
действий
и
др.
путем
выделения
главных
смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-
наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В
своей
работе
ее
применяю
как
в
цветном,
картинном
варианте
с
использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких
контурных
линий
и
штрихов,
тем
самым
поддерживаю
интерес
к
познавательной деятельности.
При
подборе
текстов
для
пересказа
учитываю
индивидуальные
(речевые и интеллектуальные) возможности детей.
Условные схематические изображения
признаков сезона помогают
сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных
изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и
слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.
Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны
быть цветными, красочными, что
способствует
привлечению внимания
детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа.
Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно
рисовать
в
одном
цвете,
чтобы
не
отвлекать
внимание
на
яркость
символических изображений.
В
подготовительной
группе
разработала
мнемодорожки
и
мнемотаблицы для
составления описания
природных объектов (солнце,
вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого
предмета,
у с т а н о в и т ь
последовательность изложения выявленных признаков.
Мнемотаблица по времени года «Зима»
(старшая, подготовительная группа)
Образец рассказа: У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.
Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не
греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки,
валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся
в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в
спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее
зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно
на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят
корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки
от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой
можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Мнемотаблица по времени года «Весна»
(средняя группа)
Образец рассказа:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его
заканчивают:
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Трава весной (какая?):
- Солнце весной (какое?)
- Ручьи весной (что делают?):
- Весной птицы (что делают?):
-Весной дети (Что делают?):
Мнемотаблица по времени года «Осень»
(средняя, старшая группа)
Образец
рассказа:
Наступила
осень.
Становится
холоднее,
дует
сильный
ветер.
Осенью
листья
разноцветные
и
начали
опадать.
Люди
собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме.
Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.
Мнемотаблица по времени года «Лето»
(средняя, старшая группа)
Образец
рассказа: Наступило
лето.
Солнце
–
ярко
светит,
греет,
припекает. Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,
строят из песка башни. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные
овощи.
Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе
Образец
рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и
собственного запаха.
М н е мод о р ож ка
п о
ф о рм и р ов а н и ю
п р ед с т а вл е н и й
о б
астрономическом понятии - «Солнце»
Образец
рассказа:
Солнце
–
это
большая,
круглая,
раскаленная
(вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
Мнемодорожка по расширению знаний
детей о свойстве воды:
Образец рассказа: Лед - это твердая вода.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и
запаха.