Напоминание

Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников


Автор: Пузанова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №52
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование приемов мнемотехники в экологическом

образовании дошкольников

Пузанова Марина Николаевна,

Воспитатель

МБДОУ д/с №52 г. Белгород

В своей работе с детьми использую инновационные технологии. Одним

из приёмов новейшей технологии является мнемотехника. В течение пяти лет

углубленно

работала

по

экологическому

образованию

дошкольников

с

использованием приёмов мнемотехники. Опираясь на свой опыт работы с

детьми,

разработала

мнемотаблицы

и

мнемодорожки

для

составления

описательных рассказов о временах года.

Содержание мнемотаблицы - это

графическое

или

частично

графическое

изображение

персонажей

сказки,

явлений

природы,

некоторых

действий

и

др.

путем

выделения

главных

смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-

наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В

своей

работе

ее

применяю

как

в

цветном,

картинном

варианте

с

использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких

контурных

линий

и

штрихов,

тем

самым

поддерживаю

интерес

к

познавательной деятельности.

При

подборе

текстов

для

пересказа

учитываю

индивидуальные

(речевые и интеллектуальные) возможности детей.

Условные схематические изображения

признаков сезона помогают

сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных

изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и

слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.

Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны

быть цветными, красочными, что

способствует

привлечению внимания

детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа.

Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно

рисовать

в

одном

цвете,

чтобы

не

отвлекать

внимание

на

яркость

символических изображений.

В

подготовительной

группе

разработала

мнемодорожки

и

мнемотаблицы для

составления описания

природных объектов (солнце,

вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные

свойства

и

признаки

рассматриваемого

предмета,

у с т а н о в и т ь

последовательность изложения выявленных признаков.

Мнемотаблица по времени года «Зима»

(старшая, подготовительная группа)

Образец рассказа: У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.

Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не

греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки,

валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся

в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в

спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее

зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно

на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят

корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки

от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой

можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Мнемотаблица по времени года «Весна»

(средняя группа)

Образец рассказа:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его

заканчивают:

- Сосульки весной (что делают?):

- Листочки на деревьях (что делают?):

- Трава весной (какая?):

- Солнце весной (какое?)

- Ручьи весной (что делают?):

- Весной птицы (что делают?):

-Весной дети (Что делают?):

Мнемотаблица по времени года «Осень»

(средняя, старшая группа)

Образец

рассказа:

Наступила

осень.

Становится

холоднее,

дует

сильный

ветер.

Осенью

листья

разноцветные

и

начали

опадать.

Люди

собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды.

Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме.

Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.

Мнемотаблица по времени года «Лето»

(средняя, старшая группа)

Образец

рассказа: Наступило

лето.

Солнце

ярко

светит,

греет,

припекает. Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,

строят из песка башни. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные

овощи.

Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе

Образец

рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и

собственного запаха.

М н е мод о р ож ка

п о

ф о рм и р ов а н и ю

п р ед с т а вл е н и й

о б

астрономическом понятии - «Солнце»

Образец

рассказа:

Солнце

это

большая,

круглая,

раскаленная

(вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.

Мнемодорожка по расширению знаний

детей о свойстве воды:

Образец рассказа: Лед - это твердая вода.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды

Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и

запаха.



В раздел образования