Автор: Аверьянова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №27 "Берёзка"
Населённый пункт: Приморский край город Спасск-Дальний
Наименование материала: НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Рассказ – описание предметов одежды»
Тема: Тема: «Рассказ – описание предметов одежды»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности (НОД) по
РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: «Рассказ – описание предметов одежды»
ГРУППА среднего ВОЗРАСТА
ОО «Речевое развитие»
Подготовлен:
Аверьяновой Любовь Ивановной-
воспитателем детского сада
г. Спасск – Дальний
2021 г
Технологическая карта НОД (занятия) по развитию речи.
Подготовлена: воспитателем Аверьяновой Любовь Ивановной
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Образовательная область: «
Речевое развитие»
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Интегрируемые ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Тема: «Рассказ – описание предметов одежды»
Мотивация предстоящей деятельности: поможем куклам одеться на зимнюю прогулку.
Цель: обучение детей составлению рассказа-описания о предмете (одежде), с опорой на графическую модель.
Задачи:
1.Упражнять детей в умении подбирать слова-признаки, характеризующие предмет по цвету, качеству, материалу.
2.Закреплять умение проводить классификацию по заданному основанию (среди ряда картинок с одеждой выбрать только те, где изображена
зимняя одежда).
3.Научить детей запоминать и распознавать условный смысл графических изображений и связывать изображение с предметом, о котором
рассказывает ребенок.
4.Упражнять в умении при описании предмета одежды опираться на графическую модель, соблюдая последовательность высказывания.
5.Обеспечить получение детьми опыта публичного высказывания о предмете.
6.Формировать в детях умение слушать своего товарища.
Ожидаемый результат: каждый ребенок составит рассказ-описание о одежде с опорой на графическую модель.
Продукт занятия: детские рассказы -описания
Основные понятия темы: рассказа-описание с опорой на графическую модель
Критерии и уровни оценки детских рассказов: подбирают слова-признаки, пользуются графическими моделями, не нарушают порядка.
Методы и приемы, используемы на НОД: словесный, наглядный, игровой. Технология Т.Ткаченко (метод наглядного моделирования)
Предварительная работа: беседа с рассматриванием разных видов ткани (шерсть, мех, болоний); рассматривание кукол в зимней одежде,
рассматривание хлопка, наблюдение на прогулке за одеждой детей и взрослых зимой.
Место занятия в рабочей программе: НОД Развитие речи «Составление рассказа-описание с опорой на графическую модель»
Словарная работа: пальто, куртка, шуба, полочка, спинка, рукав, воротник, капюшон, манжет, карман, пуговицы, замок-молния, шерсть, мех,
болоний. Словосочетания: пальто шерстяное, шуба меховая, куртка болоньевая.
Оборудование, наглядный материал к НОД: графические модели, куклы в летней одежде, картинка с условным знаком пальто, картинки-
модели для описания одежды, разные виды зимней одежды, игрушка-снеговик.
Основные этапы
НОД,
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность педагога (с указанием
методов и приемов)
Деятельность детей
(познавательная, регулятивная,
коммуникативная)
Наглядное
сопровождение
1 этап - Вводная
часть
Привлечь
внимание,
заинтересовать
предстоящей
деятельностью.
Формулирование
темы, цели
Вводная часть
-Ребятки, у нас гости, поздоровайтесь.
Проходите на стульчики.
-Детки, к нам еще гости идут. К нам
куклы пришли.
Дети проходят в группу,
здороваются с гостями садятся на
стульчики.
-Кукла Маша, кукла Катя и кукла
Андрюша.
Куклы с элементами
летней одежды.
2 этап - Основная
часть.
предстоящей
деятельности.
Фиксация ее в речи
детей.
Припоминание с
детьми известного,
Кто пришел? Как зовут кукол?
Куклы зовут нас на прогулку.
-А что-то с куклами не так? Что?
-Правильно, ребятки. Куклы все
перепутали. Куклы надели летнюю
одежду.
- Давайте расскажем куклам о зимней
одежде.
Давайте поиграем в игру «Найди
зимнюю одежду»
-На магнитной доске я размещу
условный знак зимней одежды-
«пальто»
У меня на столе много картинок с
предметами одежды. Найдите картинки
с верхней, зимней одеждой.
- Никто не принес трусики или маечку?
Давайте назовем, что вы принесли.
-Что принесла Соня?
- Что нашел Егор?
-Что принесла Лиза?
-Какие молодцы!
Вывод: среди картинок вы выбрали
- Куклы не одели теплую одежду.
- На улице холодно, куклы
замерзнут.
- Давайте!
- Да, давайте!
Дети подходят к столу и
находят картинки с зимней
одеждой: шуба, пальто, куртка.
- Шубу.
-Куртку.
- Пальто.
На магнитной доске
размещаю условный
знак- «пальто»
Картинки на магнитах –
одежда.
1.Обращение к
опыту
освоенного ранее,
выясняем, сможем
ли мы с помощью
наших умений
сделать новый
продукт, или мы
еще что-то не
умеем?
только те, на которых изображена
зимняя одежда.
Основная часть.
-Ребятки, посмотрите, кто это прячется?
Снеговик пришел с нами и зовет нас на
прогулку. Снеговик, что-то нам принес
в мешочке.
- Детки, что это? (достает из мешочка
одежду для кукол)
-Лиза, достань из мешочка одежду.
-Что ты достала?
-Какая шуба по цвету?
-Какая шуба на ощупь?
Потрогайте ее.
- Из какого материала сшита?
-Что еще в мешочке?
-Какая куртка по цвету?
-На ощупь? Потрогайте ее.
-Из какой ткани сшита?
-Что еще в мешочке?
-Какое оно по цвету?
-Какое на ощупь?
-
Это одежда.
-Зимняя.
-Шуба.
-Коричневая.
-Мягкая
- Из меха. Меховая.
- Куртка.
-Синяя.
-Холодная. Шершавая.
-Из болоньи. Болоньевая
-Пальто.
-Серое.
-Гладкое.
- Из шерсти.
-Из какой ткани сшито?
-Значит оно какое?
-Шерстяное.
игрушка Снеговик с
мешочком, в нем
кукольная одежда.
2.Новый материал
-знакомство с
новым понятием,
способом
деятельности
Реализация
основной
образовательной
цели НОД и задач,
направленных на
решение
поставленной цели:
обучение способу
составления
рассказа-описания
по схемам-
картинкам..
- Ребятки, давайте расскажем куклам о
зимней одежде.
Цель:
-Я научу вас рассказывать об одежде и
помогать мне будут картинки.
-Это шуба. (демонстрирую первую
схему -картинку)
-Шуба по цвету коричневая. Мне
помогает вторая картинка.
--Шуба сшита из меха. Мне помогает
эта картинка.
-У нее есть детали: спинка, полочка,
рукав, воротник, карманы и яркие
пуговицы.
-Шуба сшита для куклы.
-Какая у меня получилась дорожка из
картинок, которые мне помогали.
-Давайте повторим вместе, что
означают наши картинки. О чем надо
рассказывать, когда мы смотрим на
каждую картинку.
Наблюдают за показом, или
способом деятельности.
Отвечают на уточняющие
вопросы педагога
Принимают участие в пошаговом
овладении новым способом
деятельности
На магнитной доске
размещаю картинки –
модели по порядку.
Картинки:
Эти картинки помогут нам составлять
рассказы об одежде
3.Закрепление
Овладение детьми
новым способом
деятельности:
составление
рассказа с опорой
на схемы-картинки
Предлагаю детям выбрать кукольную
одежду и рассказать о ней, опираясь на
картинки-схемы.
В.- Кто хочет рассказать о куртке? Оля?
-Молодец Оля.
-А кто расскажет куклам о пальто?
Егор?
- Смотрите на картинки, которые вам
помогут.
-Для кого это пальто?
-Молодец Егор.
-Ребята мы слушали рассказы об
одежде. Что Оле, Егору помогало
составлять рассказ?
Вывод: - Ребятки, какой рассказ о
зимней одежде у нас получился, а
помогали нам картинки.
- Это куртка. Синего цвета.
Сшита из болоньевой ткани.
Куртка теплая. У нее есть
полочка, спинка, рукав,
капюшон, замок.
- Это пальто. Оно серое по цвету.
Пальто сшито из шерстяной
ткани. У него есть спинка,
полочка, воротник.
- Для куклы Кати.
-Оле и Егору помогали картинки.
4.Самостоятельное
выполнение
задания
Контроль уровня
овладения новым
знанием, способом
-Ребятки, кто расскажет о одежде
нашим гостям?
Дети самостоятельно
рассказывают о одежде гостям.
Проходите к ним. Расскажите нашим
гостям об одежде, которую вы выбрали.
Заключительная
часть занятия
Подводим итог,
акцентируем
внимание на
способе
деятельности
-Ребята, что же мы делали на занятии?
-Что нам помогало составлять рассказ?
-Посмотрите, наши куклы теперь знают,
что им нужно одеть на зимнюю
прогулку.
Гости услышали наши рассказы и
записали их, мы сможем эти рассказы
прочитать своим родителям! Вы
молодцы, ребята!
Помогали куклам собраться на
прогулку.
Придумывали рассказы об
одежде
Картинки-схемы.
Список литературы:
А.Г.Арушанова- Формирование грамматического строя речи. Мозаика - Синтез 2009
А.Г.Арушанова - Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Москва
ТЦ Сфера 2014
Мозаика-Синтез 2008.
Т.А.Ткаченко - Формирование и развитие связной речи. С-Петербург Детство-Пресс 1999
Детские рассказы:
Софья:
Алиса
Егор
Это шуба.
По цвету она коричневая,
Она сшита из меха
У нее есть полочка,
спинка, воротник, рукав,
карман
Эта шуба сшита для
куклы Тани.
Это пальто.
Оно серое,
Оно сшита из шерсти
У нее есть полочка,
спинка, капюшон, рукав,
карман
Эта пальто сшито для
куклы Маши.
Это куртка.
По цвету она синяя,
Она сшита из болония
У нее есть полочка,
спинка, капюшон, рукав,
замок-молния
Эта шуба сшита для
куклы Андрюши.
Результаты занятия.
ФИО ребенка
Составил рассказ-
описание о одежде
с опорой на
графическую
модель.
Употребляет в
речи
словосочетания,
Шуба меховая,
Пальто шерстяное,
Куртка балоневая
Зимняя, теплая,
гладкая.
Называют части
одежды: полочка,
спинка, рукав,
воротник,
капюшон,
пуговицы, карман,
петля, замок.
Отвечают на
вопрос «Какая по
цвету? Какая на
ощупь? Для
какого времени
года?»
Итог (баллы)
1. Лиза
2
2
2
2
8
2. Дарина
2
2
2
2
8
3. Оля
2
2
2
2
8
4. Егор
2
2
2
2
8
5. Артем М
2
2
2
2
8
6. Алиса
2
2
2
2
8
7. Аня
2
2
2
2
8
8. Софья
2
2
2
2
8
9. Коля
2
2
2
2
8
10.Влада
2
2
2
2
8
Предварительная работа: рассматривание кукол в зимней одежде шуба, пальто, куртка.