Автор: Шарапова Мария Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Вытегра
Наименование материала: открытый урок
Тема: Рыцарь нашего времени по рассказу Ю. Яковлева "Рыцарь Вася"
Раздел: среднее образование
5
Конспект урока по литературному чтению в
классе по теме
«
.
.
«
».
Ю Я Яковлев Рыцарь Вася
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: Рыцарь нашего времени, по рассказу Ю. Яковлева «РЫЦАРЬ Вася».
Тип: комбинированный – урок обобщения и систематизации, урок «открытие»
нового знания.
Форма: беседа с элементами диспута.
Методы: эвристический, объяснительно – иллюстастративный, исследовательский.
Задачи:
1.образовательные:
-познакомить с рассказом «Рыцарь Вася», помочь учащимся дать определение
слова «рыцарь», «герой», ввести элементы сопоставительного анализа;
-продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока.
2.воспитательные:
-обеспечить понимание понятий : героизм, рыцарство, дружба, взаимопомощь,
нечестность, ложь, гуманизм;
-воспитывать «рыцаря» современности;
3.развивающие:
-совершенствовать умения обобщать, анализировать, выбирать из текста главное,
видеть идею автора.
-развивать умение красиво, правильно, грамотно , логично излагать свои мысли.
Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание,
воспринимать альтернативную точку зрения, смыслообразование, нравственно-
эстетическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель,
выделение главного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: выразительное чтение, пересказ, развитие устной речи через
диалог, умение доказать свою точку зрения, умение анализировать отдельный
эпизод.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, соотносить их с текстом и
темой урока.
Цели урока:
познакомиться с рассказом «Рыцарь Вася», определить, герой - рыцарь?
совершенствовать речевые умения,
научиться делать правильный нравственный выбор.
Ресурсы: эпиграф, рассказ Ю .Яковлева «Рыцарь Вася», презентация, фотографии,
толковый словарь, фотографии, портрет писателя Ю. Яковлева, картинка с
изображением рыцаря.
Ход урока
Слово учителя, организационный момент.
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
Я неслучайно начала урок начала урок свой урок с этого стихотворения. Сегодня
мы с вами рассмотрим рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
( Портрет писателя на доске).
Юрий Яковлев писал для юношества. Все его произведения обращены к
подросткам. Писатель учил школьников ненавязчиво и мудро. Он говорил так:
«Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит».
Друзья, школьные годы пролетят очень быстро. Скоро вам вступать во взрослую
жизнь. Для того, чтобы утвердиться, встать на ноги, стать настоящим человеком,
надо все эти годы хорошо трудиться над собой, над своим характером. Именно
поэтому мы сегодня и обращаемся к произведению Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».
( Слайд )
Сегодня мы с вами будем говорить о доброте. Ведь, я думаю, вы согласитесь со
мной, что без доброты и сострадания нет человека. Почему? Отвечают,
рассуждают.
Обратите внимание на эпиграф: «Ты сделал добро - молчи, тебе сделали добро –
кричи». Как вы понимаете эти слова? (дети дают развернутые ответы). Слайд
Мы еще вернемся к этим словам, а пока побеседуем о тексте, который вы
прочитали дома? Давайте обсудим, какой будет тема нашего урока? Я вам в этом
немного помогу:
- Кто является героем нашего времени
Целеполагание:
Как вы думаете, какую цель мы с вами ставим перед собой? (слайд)
Попытаться найти героя нашего времени.
А какие задачи ставим перед собой? (Слайд)
1)
Познакомиться с рассказом Ю. Яковлева;
2)
Выяснить значение новых слов;
3)
Раскрыть качества главного героя.
Открытие нового знания.
Привлекает название рассказа – «Рыцарь Вася», не правда ли? Обратите внимание
на слово «рыцарь». Давайте послушаем небольшое сообщение (сообщение
ученика, затем работа со словарной статьей) . ( СЛАЙД)
А теперь давайте побеседуем:
Какие чувства у нас вызвал рассказ?
Работа в группах (парах), работа с текстом, пересказ, выражение своей точки
зрения.
1)
Внешность Васи;
2)
Как смотрит Вася на окружающий мир;
3)
О чем мечтает Вася.
- Везучий ли Вася человек? Что это подтверждает?
- И только автор знает, что мальчик настоящий рыцарь. Найдите подтверждение
этим мыслям,
А почему он настоящий рыцарь нам с вами предстоит разобраться.
Ну а пока физкультминутка.
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг – миг,
Мы глазами чик – чик,
Раз – сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели встали, сели встали,
Ванькой-встанькой снова стали.
Какой же случай произошел в жизни Васи, после которого, возможно, нам хочется
верить, что все изменится. (читают из текста по ролям).
Вы обратили внимание, что автор несколько раз назвал Васю «тюфяком», что
означает это слово? Работа со словарем( слайд)
- Но смеется ли автор над Васей? Почему?
- Что вызывает уважение и удивление в поступке Васи? (комментируют).
- Как изменилось отношение к главному герою? На кого теперь он стал похож?
Как вы думаете, изменилось ли понятие о рыцарстве в наши дни?
Рыцарь – это понятие, которое находится вне времени. Мы гордимся и
восхищаемся Васей, он совершил подвиг, а значит, кем он стал?(Слайд) . Подводим
итог.
Перед нами 2 одноклассника. Один из них поступил подло, когда воспользовался
добродушием Васи. А как бы вы поступили? Обидно ли Васе, что он не стал героем
в глазах других? Правильно ли это? ( размышляют, спорят).
- Как вы относитесь к поступку Васи?
- Как бы вы поступили на месте мальчиков, Васи?
- Понятие о рыцарстве поменялось в наши дни. Если раньше это был спортивный
юноша, то теперь, то человек это человек, способный совершать подвиг.
- Давайте вернемся к эпиграфу « сделал добро – молчи, тебе сделали – кричи». Как
его можно соотнести с историей Васи? (дискуссия) .
- Как вы думаете, есть ли рыцари в наши дни? ( Рассуждают).
- Хочется рассказать вам о случае, который произошел в новогодние праздники.
Был награжден наш с вами земляк – Игорь Корепин. Мальчик спас малыша,
тонущего в проруби ( Слайд). Губернатор вручил ему награду и поблагодарил за
мужество? Кто такой герой? Что такое подвиг? ( слайд).
-А вы сами можете стать рыцарями? Каким образом? Что мы можем сделать для
этого? Кто такой рыцарь нашего времени, какими качествами должен обладать?
Рефлексия.( СЛАЙД)
- Давайте подведем итоги нашего урока.
1) Какие уроки я извлек для себя?
2) Посоветовал бы я прочитать книгу своим друзьям?
3) Кто является рыцарем нашего времени
.
Оценивание:
Ставим оценки друг другу.
- Домашнее задание на выбор: ( Слайд )
Нарисовать Васю, каким я его вижу (по желанию)
Написать письмо Васе.
Написать мини-сочинение, кто для меня герой нашего времени?
Спасибо за урок, до свидания. ( СЛАЙД)