Автор: Гафурова Гульфия Ризатдиновна
Должность: методист по учебным дисциплинам
Учебное заведение: МКУ "Управление образования"
Населённый пункт: г.Нурлат Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль муниципальной методической службы в условиях модернизации системы образования"
Раздел: среднее образование
Роль муниципальной методической службы в условиях
модернизации системы образования
Г.Р.Гафурова, методист по учебным дисциплинам
МКУ «Управление образования»
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
В условиях обновления содержания образования возросла потребность
в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности
посредством критического творческого ее осмысления и применения
достижений науки и передового педагогического опыта.
Необходимость
решения этой проблемы выходит на государственный уровень. В документе
Национальный проект «Образование», определяющий приоритеты развития
системы образования Российской Федерации до 2024 год, отдельным
проектом «Учитель будущего» выступает задача внедрения «национальной
системы профессионального роста педагогических работников». В связи с
этим возрастает необходимость повышения эффективности информационно-
методического сопровождения педагогов, повышение роли муниципальной
методической службы.
Районное методическое объединение учителей истории и
обществознания Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
насчитывает 36 учителей из 28 школ, из них 32 имеют квалификационные
категории. Работа по методическому сопровождению учителей истории и
обществознания
строится на основе анализа результатов внешней и
внутренней экспертизы, выявления профессиональных дефицитов педагогов.
Последующими этапами работы являются информирование, организация и
обучение.
Все необходимые мероприятия, направленные на повышение
компетентности учителей истории и обществознания формируются в
Дорожной карте.
Повышению
эффективности
методического
сопровождения
способствуют проекты ведущих учителей района, методистов - победителей
грантовой поддержки профессионального роста педагогов Республики
Татарстан.
Так,
проект
учителя
истории
и
обществознания
высшей
квалификационной категории МАОУ «СОШ №1» г.Нурлат, руководителя
РМО Ф.Ф.Гилязовой
«Наставничество как форма работы с учителями,
имеющими
профессиональный
дефицит
в
области
написания
обществоведческого мини-сочинения» имеет продолжение и сегодня.
Результативности проводимых мероприятий способствуют
интерактивные формы: работа в группах, защита мини-проекта, мастер-
классы,
которые
повышают
уровень
взаимодействия
педагогов
и
обеспечивают взаимообучение.
Жизнь преподносит различные события, которые мы преодолеваем и
вместе с этим развиваемся. Так случилось с пандемией. Дистанционное
обучение заставило учителей вплотную вникнуть в IT-технологии, освоить
новые для себя контенты. Большинство учителей уроки проводили через
ZOOM. В сложившихся условиях в целях помощи учителям была создана
рабочая группа, которая разработала блок уроков с использованием
материалов
электронных
образовательных
платформ
по
истории
и
обществознанию, основное внимание при этом уделялось краткости урока по
структуре и емкости по содержанию. Некоторые учителя и сейчас
продолжают свою деятельность в интернет, используя ресурсы социальных
сетей, ютуб (Т.Э.Кузьмина, Н.А.Авдушкина).
Работа с одаренными детьми требует от педагогов глубоких знаний
своего предмета, психолого-возрастных особенностей учащихся. В своей
работе
по
данному
направлению
мы
активно
сотрудничаем
с
республиканским олимпиадным центром (РОЦ). Кроме того, нашими
учителями разработаны «Программа подготовки к олимпиаде по истории
«История
России
и
мира
IX-XX
веков:
события,
личности,
анализ
источников» 9-11 классы» (автор: Э.Р.Синдрякова) и «Программа подготовки
к
олимпиаде
по
истории
для
обучающихся
7-8
классов»
(автор:
Г.М.Набиуллина). Обе программы имеют рецензии от преподавателей ИРО
РТ. Базовой школой по подготовке учащихся к республиканскому этапу
олимпиады по истории является МАОУ «СОШ №2» г.Нурлат (учитель
Киргизова Е.А.).
Инновационная деятельность педагога как важнейшая составляющая
нового педагогического профессионализма заставляет расширять горизонты
деятельности, участвовать в конкурсах грантовой поддержки, привлекать
социальных партнеров, так как открытость – это залог качества образования.
Так, под эгидой ИРО РТ на базе Нурлатского района инициированы 2
открытые
научно-практические
конференции:
НПК
им.Героя
Социалистического труда Г.К.Гималетдинова и НПК
им.Г.Кариева (на
родном татарском языке), в которых функционируют секции «История.
Обществознание» и «Краеведение». Результатом функционирования на
базе
МАОУ
«СОШ
№2»
г.Нурлат
республиканской
инновационной
площадки по теме «Формирование метапредметных универсальных учебных
действий посредством активных методов обучения» явился инновационный
продукт: сборник заданий, в том числе по истории и обществознанию и
обучающий видеофильм к нему.
Еще одной формой обобщения и распространения инновационного
педагогического опыта является участие в конкурсах профессионального
мастерства различного уровня и разного формата. Мы имеем опыт
командной подготовки конкурсантов, что позволило
нашим молодым
коллегам
достойно
выступить
на
республиканском
этапе
конкурса
профессионального мастерства «Учитель года»: М.А.Иванова - победитель в
номинации «Сердце отдаю детям», Т.Э.Кузьмина – лауреат.
Системная работа, направленная на повышение профессионального
роста учителей истории и обществознания позволила в конечном итоге
достичь следующих результатов:
- результаты ЕГЭ по истории и обществознанию выше средних показателей
по РФ и РТ;
- ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами регионального
этапа олимпиад по истории и обществознанию, участвуют в заключительном
этапе;
- педагоги успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства;
- растет количество учителей, имеющих квалификационные категории.
Таким образом, информационно- методическое сопровождение
педагогов является значимым элементом управления развития инноваций,
повышает эффективность муниципальной системы образования.
Список использованной литературы
1. Сорокина Н.В. Основные направления деятельности муниципальной
методической службы // Наука и школа. – 2017. –№1. – С.188-191.