Автор: Баранова Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 54
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы воспитателя по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях
Раздел: дошкольное образование
Организация работы воспитателя по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных
учреждениях
Л.Н. Баранова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54
общеразвивающего вида», г. Орёл
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны,
увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков,
растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-
транспортных
происшествий.
Никого
не
оставляют
равнодушными
неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и
дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге является
важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы
имеет
организация
работы
по
предупреждению
детского
дорожно-
транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в
состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны
для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы
и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить
реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои
возможности.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их
соблюдение-потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного
движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа
тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за
свое поведение, уверенностью в своих действиях.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах в
условиях ДОУ мы осуществляем несколькими путями. Прежде всего – через
непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети
активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и
называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между
собой, анализируют эти отношения и делают выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей,
воспитателей, через занятия, чтение художественной литературы, просмотры
телевизионных передач и видеофильмов, через подвижные игры. Сегодня
детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное,
универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в
том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни
должно стать осознанной необходимостью
.
Поэтому главная задача воспитателя доступно разъяснить правила
ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности
несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей
необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и
безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры
поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией
программных требований всего воспитательно-образовательного процесса,
не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние
здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого
отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В ходе организационной образовательной деятельности по развитию
речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о
различных видах транспорта через рассматривание картин (например:
«Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и т.д.), просмотр
мультфильмов, наблюдение на экскурсиях, беседы, чтение рассказов,
разучивание стихотворений.
В ходе организационной образовательной деятельности по развитию
элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая,
правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве;
привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В
ходе
организационной
образовательной
деятельности
по
изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в
аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму,
величину, строение и соотношение частей.
В ходе организационной образовательной деятельности по трудовому
воспитанию дети изготавливают атрибуты для игр (жезлы, светофоры,
флажки, шапочки, макеты домов, деревьев и т. д).
В
ходе
организационной
образовательной
деятельности
по
конструированию
воспитатель формирует у детей интерес к созданию
разнообразных зданий и сооружений из строительного материала ( как
напольного, так и настольного), вместе с детьми вначале сооружают
различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для
пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения
построек, объединенных общей темой( улицы, машины, дома); знакомят с
различными пластмассовыми конструкторами, учат создавать различные
модели ( здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В
ходе
организационной
образовательной
деятельности
по
физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и
ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по
кругу, свободно кататься на самокате.
В
ходе
организационной
образовательной
деятельности
по
музыкальному
воспитанию
дети
принимают
активное
участие
в
театрализованных
представлениях,
праздниках,
развлечениях
по
теме
«Дорожная азбука».
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой
поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными
знаками. Однако, детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно
необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного
пешехода и культурного пассажира.
Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно
вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на
свободные места, уступать место пожилым людям, разговаривать спокойно,
не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из
окна.
Закрепить у детей знание правил дорожного движения поможет
совместная работа воспитателя с семьёй. Единые требования воспитателей и
родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на
улице.
На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с
программными требованиями по обучению детей правилам дорожного
движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости
соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение,
допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.
Родители должны уделять большое внимание соблюдению правил
дорожного движения на улице.
По просьбе воспитателя родители могут уточнить с детьми названия
улиц, по которым они идут в детский сад, назначение встречающихся
дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода
через
дорогу.
Родители
могут
рассказать
детям
о
труде
шофера,
полицейского, понаблюдать за работой светофора.
На групповые и общие собрания родителей желательно пригласить
сотрудника ГИБДД, детской комнаты милиции, которые познакомят их с
правилами
дорожного
движения,
расскажут
о
причинах
детского
травматизма.
Собрания хорошо сочетать с показом родителям занятий и игр по
изучению
правил
дорожного
движения.
Желательно
к
изготовлению
оборудования для игр привлечь и родителей: они могут разметить площадку,
изготовить макеты дорожных знаков и т.д.
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит
успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение
и соблюдение ими правил дорожного движения.
Список литературы:
1.
Степаненкова Э.Я., Филименко М.Ф. Дошкольникам о правилах
дорожного движения. Пособия для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е,
испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978. 63 с. с ил.
2.
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного
движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2018.-112с.: цв.вкл.