Напоминание

"Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок".


Автор: Ольховская Любовь Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,

что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного

материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в

дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного

возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует

своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной

форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих

значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять

нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта

способность является главной психологической базой для введения в игру

дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными

средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к

резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая

мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет

формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как

художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий

имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к

ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный

интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в

течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает

рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость.

Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме

указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более

усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока

в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук,

мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок

запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую

деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в

самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная

способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию

знаний. Для участия в этих играх , как и во всякой творческой деятельности

потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти

качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников

средствами игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие

задачи:

Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их

месте обитания, пищи, их детенышей;

Сформировать представления детей о растительном мире (деревья,

кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место

произрастания);

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими

символами;

Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее

красотой;

Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по

ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-

путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки,

пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта

группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только

съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание

информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не

только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный

подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не

только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно

показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество

результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для

формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или

однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические

игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со

звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей,

тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной

речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования

НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к

живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети

ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из

частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в

основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика

нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить

внимание на то, что общество становится все более информационным и на

передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является

информационная культура человека. Собирание информации,

классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую

деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в

последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат .

Литература:

"Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное

воспитание.

Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в

дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и

инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012

г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях

взаимодействия с компьютером".

4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое

воспитание дошкольников".

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании

Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013



В раздел образования