Авторы: Шенкао Асят Арабиевна, Ленкова Таисия Алексеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс для воспитателей «Использование игровых приёмов в развитии мелкой моторики рук у детей»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с № 2
Мастер-класс
для воспитателей
«Использование игровых приёмов в
развитии мелкой моторики рук у детей»
Составители: Ленкова Таисия Алексеевна
Шенкао Асят Арабиенвна
2020 г.
2
Цель: показать воспитателем, что использование различных
игровых приёмов в развитии мелкой моторики рук у детей,
благотворно влияет на развитие речи детей.
Оборудование:
1. Выставка:
1) шнуровки,
2) застежки,
3) обводки,
4) мячики, шарики, кольца,
5) камушки,
6) крупы: горох, фасоль,
7) счетные палочки,
8) наборы геометрических фигур,
9) пазлы,
10) прищепки,
11) конструкторы,
12) кинестический песок, дощечки, скалки,
13) простые карандаши.
2. Настольная игра «Улетные прыгуны».
3. Интерактивный стол с различными играми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Наша сегодняшняя встреча на тему: «Использование
игровых приемов в развитии мелкой моторики рук у
детей».
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики
пальцев рук через определенные зоны в коре головного
мозга положительно сказывается на становлении детской
речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание
и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и
творческую деятельность.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают
большое стимулирующее значение функции руки.
Уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Выдающаяся ученая, доктор
медицинских наук Марионилла Максимовна Кольцова
пригла к заключению, что речевые области формируются
под влиянием кинестических импульсов от пальцев рук.
Таким образом, совершенствование ручной моторики
способствует активизации моторных речевых зон головного
мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.
Кроме того, гимнастика для пальчиков рук помогает
ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и
бытовой деятельности.
В своей практике я широко использую пальчиковую
гимнастику.
Например: 1. «Засолка капусты».
Мы капусту рубили, рубили,
(двигать прямые кисти вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем,
(трем правым кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем.
(сжимаем обе кисти в кулаки).
2. «Семья».
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья!
(двигаем пальчиками, начиная с большого и заканчиваем
мизинчиком).
(зажали пальцы в кулачок).
3. «Музыканты».
Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка!
(изобразить игру на балалайке)
Поиграй нам дудочка,
(изобразить игру на дудочке)
Дудочка — погудочка!
4. Пальчиковая гимнастика с карандашами, например:
«Мотор». Заведи мотор скорей, разгоняйся все быстрей, и
ладошки разогрей, сил, дружок мой, не жалей!
Данные игровые упражнения я использую в утренние часы
перед проведением артикуляционной гимнастики.
Также для развития мелкой моторики рук в нашей группе
мы используем:
1) шнуровки,
2) застежки,
3) обводки,
4) мячики, шарики, кольца,
5) камушки,
6) крупы: горох, фасоль,
7) счетные палочки,
8) наборы геометрических фигур,
9) пазлы,
10) прищепки,
11) конструкторы,
12) кинестический песок.
(смотрите выставку)
Например, предлагаем выложить из счетных палочек, из
камушков, из кружочков, из каштанов, из желудей цифру,
букву; слепить из пластилина. А также выложить по образцу
различные предметы, сопровождая свои действия стихами.
Например: из счетных палочек:
1. «Домик».
Целый день тук, да тук
Раздается звонкий стук,
Строим дом, дом большой,
И с крылечком и с трубой.
2. «Кораблик».
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
3 «Флажок».
На свой флажок, на красненький
Любуюсь я, гляжу
Я с ним в большие праздники
По улицам хожу.
Сначала дети выкладывают на столе из счетных палочек,
геометрических фигур различные предметы по образцу, а
затем они уже самостоятельно выкладывают различные
предметы и сюжеты, проявляя свое творчество и фантазию.
Эти игровые упражнения тренируют движения пальцев рук,
вырабатывают ловкость, умение управлять своими
движениями. Они направлены на развитие речи, мелкой
моторики, конструктивного праксиса, воображения.
Также в нашей группе мы используем интерактивный стол с
различными играми:
1. «Сделай игрушку, щелкая по ее деталям»
2. «Собери пирамидку»
3. «Повесь украшения на елочку»
4. «Раскраски»
5. «Пазлы» и др.
Дети с удовольствием играют в эти игры в утренние и
вечерние часы.
В организованной деятельности мы тоже используем
различные игровые упражнения для развития мелкой
моторики рук. Например, изучая тему «Домашние
животные», предлагаю детям выложить корову из счетных
палочек по образцу, затем подумать и переложить две
палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
(теперь корова повернула голову вправо).
Еще один способ активизации моторики рук — Су Джок
терапия или «Веселые шарики — ежики». Это высокая
эффективность, безопасность и простота, наилучший метод
самопомощи, существующий в настоящее время. С
помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в
целях благотворного влияния на весь организм. (Предлагаю
воспитателям взять по одному шарику и помассировать
пальцы рук).
А теперь я предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя
детьми и поиграть с прищепками.
«Кусается сильно
Котенок — глупыш,
Он думает — это не палец,
А мышь».
(держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик
каждого пальца поочередно).
Затем предлагаю подумать, чего не хватает ежику, который
находится у вас в коробке.
–
Правильно, иголок.
–
Давайте поможем ему.
(«дети» прикрепляют прищепки-иголки).
Утром по лесной дорожке-
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек,
Весь в иголках серый ежик.
А теперь, посмотрите, чего не хватает: дождевой тучке,
солнышку, репке, морковке, цветочку? («Дети» добавляют
цветные прищепки: репке, морковке — зеленые «листики»;
тучке — серые дождинки; солнышку — желтые лучики,
цветочку- разноцветные лепестки).
Еще в нашей группе такая традиция: именинник дарит
детям настольную игру. И недавно Агния подарила нам игру
«Улетные пригуны», в которую дети с удовольствием
играют.
Я приглашаю за стол 4-х воспитателей («детей») и объясняю
правила игры:
Каждый берет по одному прыгуну и старается прижать его к
столу, когда он подпрыгнет, старайтесь поймать его в
воздухе. За каждый пойманный прыгун, Вы берете 1 часть
фигуры человека того цвета, какого у вас прыгун. Кто
быстрее сложит человечка, тот побеждает!
Вот на этом месте хотелось бы остановиться. Хочется
надеяться, что эти игровые упражнения, показанные и
перечисленные сегодня, Вам пригодятся в работе.
Хочу закончить нашу встречу стихами:
Пришли Вы посмотреть, послушать,
Быть может что-то почерпнуть,
И я, надеюсь, Вам поможет
С детьми в работе что-нибудь.
Вы опытны, с немалым стажем,
Все много знаете, но я
Хочу сказать Вам, несомненно,
Речь, это главное, друзья!
Бесценный опыт всех коллег
Мы ценим и храним,
И что пришли сегодня к нам
Мы вас благодарим!