Напоминание

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка


Автор: Миронова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №49
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование орфографической зоркости у

младших школьников на уроках русского языка»

Выполнила:

учитель начальных классов

Миронова О.А.

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не

только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа –

это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение и формирование

орфографической грамотности у учащихся является одной из главных и

сложных задач обучения русскому языку в школе.

Важность этой задачи обусловлена тем, что:

1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей

языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и

взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей

сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки,

точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное

письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности

личности и в значительной мере определяют общественную и

профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда

мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека» .

Действительно, теоретический материал курса русского языка

представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в

большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на

практике. Объем этот определен официальной программой и составленными

на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого

объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их

опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное

орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить

правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть

учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике.

Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в

организации процесса работы над формированием орфографической

зоркостью.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной

из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение

имеет

формирование

орфографической

зоркости.

Дети

сознательно

использовать должны грамматические знания, применять орфографические

правила, предполагающие их активную мыслительную деятельность.

Из практики обучения в начальных классах известно, что

орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого

уровня.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и,

наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся

определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем

уровне, и в течение последних двух десятилетий не повысилась). Поэтому

ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления

(низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры

по улучшению положения в этой составной части обучения. Актуальность

данной темы заинтересовало и меня.

Для изучения этой темы нужно было решить следующие задачи:

1) проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

2)раскрыть структуру орфографической зоркости и условия ее развития.

3) выяснить причины низкой грамотности учащихся;

4)

выявить

наиболее

эффективные

приёмы

работы

по

выработке

орфографической зоркости у младших школьников;

5) создать систему орфографических упражнений для выработки зоркости и

экспериментально проверить ее эффективность.

Передо

мною

появилась

цель:

«С

чего

следует

начать

работу

по

формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения

грамотного письма?»

Изучив психолого-педагогическую, учебно-методическую литературы,

обобщив

опыт

передовых

учителей

по

проблеме

формирования

орфографической зоркости я выяснила, что прежде всего, необходимо:

-научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, в

словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные;

-надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове (проверяемые и

непроверяемые безударные гласные в корне слова);

- приучить к самоконтролю.

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и

графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль –

условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.

Для этого создала систему упражнений

для устранения наиболее

типичных ошибок. В этом мне помог опыт других учителей, за что я им

благодарна.

Работу начали с освоения двух важнейших орфографических понятий –

«орфограмма» и «правило» - и двух главных умений – ставить и решать

орфографические задачи. При решении орфографических задач постоянно

ставились вопросы: «Какую букву надо проверить и почему?», «Как вы это

будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?».

Вот некоторые приемы работы, которые использовались при работе над

проблемой.

Вместе с детьми разработали список изученных орфограмм и составили

памятку «Работа над ошибками» . Такая памятка есть у каждого ученика.

Проверяя работу, неверно написанные буквы не исправляла, а на полях на

той строчке, где написано слово с ошибкой, делала пометку о наличии

ошибки. А самым слабым – на полях указывала номер орфограммы. Ученику

дома или в классе достаточно открыть памятку и выполнить работу над

ошибкой по алгоритму, указанному в памятке.

Вначале работа над ошибками велась в ходе коллективного обсуждения:

на доске написаны слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с

правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти

орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно

написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только

после

такой

коллективной

работы

приступаем

к

самостоятельной,

индивидуальной.

Ход индивидуальной работы над ошибками:

1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем

слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они

справляются у учителя. Практикуется и взаимопомощь. Если ученик

затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте помочь

этосделать.

2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную

тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.

Цель такого исправления - заставить ученика вдуматься в данное слово,

увидеть в нем орфограмму, а затем уже исправить ошибку в этой позиции .

такая работа ведётся и при работе диктантов, классных и домашних работ.

После проверочных работ, каждое слово, где была допущена ошибка,

сначала писалось правой, а затем левой рукой

.

Во время написания левой

рукой внимание более длительное время фиксируется на правописании

слова.

Подобная

работа

развивает

и

отрабатывает

зрительную

и

рукодвигательную память, внимание.

Проводилось орфографическое чтение текста по такой схеме:

1.

Ученики

читают

орфографически

каждое

предложение

три

раза.

2. Затем ученик читает один раз орфографически весь текст вслух учителю.

3. Ученики пишут под диктовку учителя этот текст еще раз.

На этом этапе у учащихся развивалась память, внимание, расширяется

словарный запас.

С целью формирования орфографической зоркости, умение обнаруживать

и распознавать орфограммы мы решили каждый урок русского языка

начинать с орфографической разминки. Она занимала 3-5 мин. урока.

Уметь слышать звуки, определять их количество в словах, различать

гласные и согласные, ударные и безударные можно и во время проведения

минуток чистописания, физминуток.

На партах у детей появляется волшебный квадрат

.

Дети узнают, что он

будет обладать волшебной силой, если правильно им пользоваться. Ребята

его накладывают на первое слово предложения и постепенно, двигая вправо,

открывают первый слог слова, второй и т.д. Квадрат притормаживает

движение глаз

и заставляет детей быть внимательнее. Дети учатся

контролировать себя. Эти квадратики применяю в 1 и 2 классах, а в

последующих их заменяет ручка.

Применяю на уроках - письмо с орфографическим проговариванием

.

Диктую предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1

классе диктую слово по слогам, называя слог и гласную в нем, далее - по

слогам, четко проговаривая каждое слово. Орфографическое проговаривание

помогает детям писать без пропусков и искажений. Как правило, такие

работы

написаны

красиво,

аккуратно,

без

исправлений.

Особенно

эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно

сопровождается подчеркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

Орфографическое чтение предлагает и учитель г. Москвы П.С. Тоцкий.

Своими положительными результатами, работая по системе П.С. Тоцкого,

делится В.Ф. Корепина.

У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные

эмоции к трудному занятию – письму, воспитываются трудолюбие, культура

труда, волевые качеств.

- орфографический разбор и комментирование.

Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие

в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и

более прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор –

одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области

орфографии. Обычно он (который не следует смешивать с морфологическим)

проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в

орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы

можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет

по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа

ведётся по печатному тексту.

2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют

это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

Орфографический разбор применяю систематически, в течение всего

периода обучения орфографии.

При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы

решения орфографических задач:

1. нахождение орфограммы и определение её типа.

2. решение задач в общем, виде (правило).

3. способ проверки.

Орфографический разбор проводится в процессе комментированного

письма.

Этот вид письма строю на основе проговаривания по слогам.

Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но

обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь

очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не

отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся,

постепенно включаются

и все остальные. Этот вид письма развивает

внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический

слух, мышление.

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с

использованием следующих алгоритма:

- проговариваю

- определяю орфограмму

- вспоминаю правило

- применяю его

- пишу

- проверяю

На каждом уроке стараемся

повторить изученную орфограмму

.

Упражнения занимают не более 5 мин. в устной форме. Отработка каждой

орфограммы проводится в течение одной недели. Формулировка правил идет

с опорой на слова. Но для быстрого и безошибочного применения правил

необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами

умственной работы. Если ученик не смог овладеть таким приемом, ему

предлагаю памятку для объяснения орфограммы . Памятка находится в

классе на стене и у ребенка. Задача состоит в том, чтобы памятка зрительно

воспринималась и использовалась в практической работе, пока все ученики

не овладеют приемом выбора букв. Рассуждение дети усваивают быстро.

В работу включаю игровые моменты, которые привлекают внимание

детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения .

Для успешного выполнения домашней работы, составили памятку «Как

выполнить домашнее задание по русскому языку» . Иногда я практикую

домашнее задание по русскому языку по книге для чтения .Давала детям

такое задание, но предупреждала их, что это задание не обязательное, а по

желанию. При проверки выяснилось, что почти все дети его выполняли. Это

говорит о появившемся интересе к предмету .

Для родителей провела инструкцию по организации домашнего задания и

контролю над его выполнением .

Эта вся работа направлена, на выработку умения определять наличие или

отсутствие орфограммы на основе ее опознавательных признаков. У ребят

развивается внимание к слову, сообразительность, зрительная и слуховая

память, речь, фонематический слух, мышление.

Следующая цель состояла в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали

слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели

находить орфограмму в предложениях, доказывали и обосновывали свой

выбор. На этом этапе упражнения подбираются достаточно разнообразные,

чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно

возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более

занимательной форме через любой другой дополнительный материал.

Например:

- задания

с выборочным ответом.

Это новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им

практически усвоить орфограммы. Учащимся предлагается несколько слов

(например, с пропущенными буквами ). Следует указать, какие буквы надо

вставлять, чтобы слово было написано правильно. К заданиям предлагаются

3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать

именно этот ответ .

- работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов,

загадок, кроссвордов и др.

Вводятся различные формы работы:

-

диктанты по памяти

.

Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться

может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе

или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими

когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель

дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно

разобрав его с орфографической точки зрения, то есть, выделив в нем слова с

проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами. В

качестве домашнего это задание может быть осложнено, во-первых, тем, что

текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные орфограммы при этом

подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих правил или

параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом словаре и

подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель

должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах

словаря

(на

какую

букву)

ученики

могут

получить

эти

справки.

Подготовительный текст записывается учащимися на уроке по памяти. В

этой записи не должно быть ни одной ошибки. Данное упражнение

рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но

и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.

- специально организованное списывание с разнообразными заданиями.

Специально организованное списывание, как и письмо с пропуском букв, -

эффективный прием формирования орфографической зоркости. Г.В. Репкина

экспериментально

обосновала

необходимость

списывания

смысловыми

единицами (предложениями или его законченными по смыслу частями),

разработала приемы, обеспечивающие активный орфографический анализ

текста путем выделения в нем орфограмм. Специальное внимание Г.В.

Репкина уделила организации контрольной операции при списывании.

- специально организованное списывание с разнообразными заданиями.

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Эта операция

нужна для того, чтобы исключить возможность механического списывания

текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3-5

слов), в качестве "смыслового куска" выступает целое предложение. Позже в

качестве смысловой части выступает словосочетание или часть предложения,

но в любом случае ученик вначале прочитает предложение, для того чтобы

было понятно содержание списываемого. Чтение предложения на этом этапе

осуществляется по нормам орфоэпии: "читаем так, как говорим".

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил

ли.

Повторяя предложение, не глядя в текст, ребенок развивает память,

учится запоминать осмысленно.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

По рекомендации

психологов

и

методистов

этот

этап

иначе

называется

активным

орфографическим анализом текста.

Для успешного воспитания орфографической зоркости, с помощью

специально организованного списывания, приучаем детей, опираться на

наиболее

общие

признаки

орфограмм.

Дети

учатся

выделять

все

орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами.

4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь себе

диктовать во время письма.

Данный этап относится уже к решению

орфографических задач. Правда, решение это осуществляется своеобразно.

Оно

достигается

чисто

практически:

путем

приведения

к

полному

соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически

проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание

осуществляется "смысловыми кусками", то и запоминание происходит не

механически, а осмысленно.

5. Повтори предложение так, как будешь его писать. Выполняя этот

пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе

во время письма. Повторное, по памяти проговаривание закрепляет в памяти

буквенный образ слова, воссозданный в его орфографическом произнесении.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Готовя

детей к самостоятельному списыванию, следим за тем, чтобы учащиеся

действительно диктовали себе во время письма. При этом возникает в классе

шумок.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как

это делать, т.е. отчетливо представлять ту систему операций, с помощью

которой можно осуществить проверку. Требуя от ученика подчеркнуть

орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры то, что особенно нужно

сравнить в написанном исходном тексте .

В данном алгоритме указано не только то, что надо делать, но и зачем, и

поэтому имеет больший эффект в формировании зоркости.

Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике,

они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), кладут

её вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам

и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам

следующее слово и т.д.

- диктант зрительный.

Для зрительного диктанта берутся предложения. Они записываются на

полосках бумаги и поочередно демонстрируются ученикам по 10–30 секунд.

За это время ученики должны прочитать предложение про себя (или

шепотом) орфографически и запомнить его, затем молча записать в тетрадь.

По окончании диктанта записанное в тетрадях сверяется с записями на

полосках бумаги, ошибки (если таковые имеются) исправляются ручкой с

зеленой

пастой.

Затем

предложения

читаются

учениками

вслух

орфографически.

- диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, ученик должен записать проверочное слово, а

затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

- диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда

произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет

ученика думать и вспоминать орфограмму .

- выборочный диктант.

Диктант требует записи не всего текста, а только части, соответствующей

заданию. Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах.

Простая – выписывание слов без их изменения, наиболее трудная –

выборочная запись с предварительным изменением слов. Этот вид диктанта

ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет

давать

очень

насыщенный

изучаемыми

орфограммами

материал,

способствует

лучшему

восприятию

и

запоминанию

слов,

развитию

орфографической зоркости .

- письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Такое письмо развивает зрительную память, речь, мышление,

фонематический

слух,

внимание,

интерес.

В

детях

воспитывается

организованность,

трудолюбие,

самоконтроль,

честность,

объективная

самооценка .

- диктант «Проверяю себя» или письмо с пропусками.

Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения,

сочинения)

учащимся

дано

право

пропускать

орфограммы,

которые

вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в

виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. После диктанта дети

спрашивают и только потом вставляют нужную букву. В этом случае важно

поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется

и не станет спрашивать учителя, тогда данная работа не получится. Иногда

приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у

ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться,

чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил: "Сомнение -

начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение - будет найдена

истина. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый

результат в этой работе .

- диктант «Найди слова».

Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова,

на заданную орфограмму.

- свободные диктанты.

Учитель сначала читает весь текст и проводит работу над его

содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению

последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся

напишут предыдущую. У детей воспитывается внимательность, развиваются

сообразительность и логическая память .

- и

зложения

, сочинения , творческие

работы

:-это самый трудный вид

письма. Он требует внимания, умения рассредоточить его и на составление

предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по

слогам), и на логику изложения. Цель этой работы – развитие связной речи и

расширение запаса слов .

Проработав много лет в школе, я сделала вывод о том, что систематическая

и целенаправленная работа, основанная на использовании эффективных

приемов (звуко-буквенный анализ, фонетический разбор, орфографическое

комментирование, устное проговаривание, зрительный диктант, списывание,

письмо по памяти и др.) и средств формирования орфографической зоркости,

даёт положительные результаты:

- учащиеся усваивают основные виды орфограмм,

-

достигается

высокий

уровень

сформированности

орфографической

зоркости учащихся;

- возрастает интерес детей к урокам русского языка. Он для большинства

становится любимым предметом.

Я решила опубликовать материал, в котором обобщила свой многолетний

опыт. Может молодому специалисту будет интересно почитать. И благодарна

тем коллегам, которые в свою очередь помогли мне, передавая свой опыт.

П А М Я Т К А

1. БОЛЬШАЯ БУКВА (напиши три слова)

В

лесу живет белка. Коля, Москва, Жучка, Волга, Чернодарова.В

2. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (напиши три слова)

Машина, жираф, чаща, чулан, щука.

3. ЧК-ЧН, ЧТ без Ь (напиши три слова)

Речка, речной, учтём.

4. ПЕРЕНОС СЛОВ (все случаи переноса):

Ма-ленький, малень-кий, волк.

5.СОЧЕТАНИЯ –ОЛО-, -ОРО- (три разных слова):

Соловей, молодец, половинка.

6. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (напиши проверочное слово)

Грибы – гриб, морозы – мороз, сказка – сказочка.

7. НЕПРИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ (напиши проверочное слово):

Сердце - сердечко

8. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ (напиши три слова)

Класс, русский, масса.

9. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ (проверочное слово)

Мост – мосты, речка – река.

10.НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ (напиши три раза это слово)

Словарные слова. Морковь, морковь, морковь.

11.СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ:(три разных слова):

Теплоход, рыболов, мухомор.

12.ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ИК-, -ЕК-.

Горошек – горошки Домик – домики

13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь, Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ (напиши три слова)

Семья, вьюны, льдины

14. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ (три разных слова):

Подъём, объявление, съёжился.

15.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (три разных слова с той же приставкой):

Побежал, позвонил, поход.

16. НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ (три разных слова с тем же предлогом):

В лесу, в классе, в реке.

17. ПРЕДЛОГИ С МЕСТОИМЕНИЯМИ(три разных слова):

18. Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

Речь – ж.р., мяч – м.р.

19. ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ ( напиши три раза это слово):

20. ОКОНЧАНИЯ В ИМ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Синяя – красная (ж.р.), синий – красный (м.р.), синее – красное (с.р.)

21. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Земля (1 скл), конь (2 скл), окно (2 скл), (проверочные слова)

22. ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Строить – строишь, строят Мечтать – мечтаем, мечтают

23. ГЛАГОЛЫ 2 ЛИЦА – Ь

Моешься (ты), строишь

(ты)

24. Ь ГЛАГОЛА НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ (три разных слова):

Что делать? Учиться, бегать, собираться.

25. СУФФИКС В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Стоять – стоял, сеять – сеял

26. НЕ С ГЛАГОЛАМИ -пиши отдельно.

27.ЗАПЯТАЯ ПРИ ИНТОНАЦИИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ:

В парке растут липы, тополя, берёзы.

Памятка – рассуждения:

В слове … есть орфограмма на безударную гласную в корне слова, так как

есть выбор букв:… или …. Я выбираю букву …, так как однокоренное

проверочное слово …, где ударный звук обозначаем только буквой …. (Это

слово надо запомнить или посмотреть в словарь, как оно пишется.).

Например, в слове страна есть орфограмма на безударную гласную в корне

слова, так как есть выбор букв: о или а. Я выбираю букву а, так как

однокоренное проверочное слово - стра'ны, где ударный звук обозначаем

только буквой а.

Памятка: Способы проверки безударной гласной .

а) много: волна – волны;

б) один: дома – дом;

в) из корня: бежать – бег;

г) буквой ё : ведро – вёдра;

д) ласкательное значение: ковёр – коврик;

е) на вопрос какой? доброта – добрый;

ё) на вопрос что делает? Тащил – тащит.

«Памятка по русскому языку при выполнении домашнего задания»

1. Внимательно прочитай задание к упражнению. Выясни сколько заданий и

в какой последовательности станешь выполнять. Какое выполнишь устно,

какое – письменно.

2. Прочитай текст упражнения, подумай, какими правилами будешь

пользоваться.

3. Найди и прочитай это правило.

4. Задания выполняй точно по учебнику.

Используй образец. Вспомни

объяснение учителя, как выполнять домашнюю работу.

5. Выполни спокойно и аккуратно упражнение.

6. Проверяя упражнение, всё время сверяй с правилом.

7. Ошибки исправляй аккуратно.

«Памятка для родителей»

1. Приучите ребенка выполнять домашние задания в одно и тоже время.

2. Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его

выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.

3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему

вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можете прибегнуть к

чужой помощи, т.е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим

поведением старайтесь внушить ребенку, что это, прежде всего, необходимо

ему самому.

4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение

домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).

5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильным

сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу

помочь. Но все-таки лучше тебе обратиться завтра к учителю.

6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то

или иное слово! Чтобы получить ответ на этот вопрос отсылайте ребенка к

учебнику, правилу, к памятке, словарю.

7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить

сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей –

оценить усилие ребенка, отметить его старательное отношение к работе или

высказать порицание.

8. Вы заметили ошибку. Как быть? Не верно записанное ребенок одной

чертой аккуратно зачеркивает, а с верху пишет правильно. Другие способы

исправления ошибок не допустимы.

9. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из

словаря и т.д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе.

Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством

выполнения устной части задания.

Литература.

1. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости. //Начальная школа.-

2004. №3.

2.Ильяшенко

В.А.

Формирование

орфографической

зоркости

у

первоклассника. //Начальная школа. – 2000. №6.

3.Корепина В.Ф. Урок по системе П.С. Тоцкого» Орфография без правил». //

Начальная школа. – 1995. №9.

4. Кузьменко А.С.

С

чего начинать орфографическую работу в

1

классе?//Начальная школа. – 1992. №9-10.

5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

6. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении

правописанию. //Начальная школа. – 1987. №4.

7. Поль Е.В. Прием списывания. //Начальная школа. – 1997. №1.

8. Соловейчик

М.С.

– Русский

язык в

начальных

классах.

– М.:

Просвещение., 1993. – 383 с.

9. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова//Начальная

школа. –1988. №2.

10.

Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Майкоп, 1996. 26.

11.

Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте

шестилетних детей//Начальная школа. – 1990. №7.

12. Чулковой Н.А.С чего я начинала обучение грамотному письму.

//Начальная школа. –1997. №7.

13. Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими

ошибками. //Начальная школа. –1991. №4.



В раздел образования