Автор: Гладкова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Познавательное развитие детей раннего возраста через экспериментальную деятельность.
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие детей раннего возраста
через экспериментальную деятельность.
Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?
Как гласит китайская пословица:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуются не только владение знаниями, но и в
первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения,
который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Все
исследователи
экспериментирования
выделяют
основную
особенность
познавательной деятельности
детей: ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют
познавательную,
ориентировочно-исследовательскую
функцию,
создавая
условия,
в
которых раскрывается содержание данного объекта.
Ученые выделяют деятельность
экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребенка», а первые три года — практически единственным способом познания
мира.
Чем полезно детское экспериментирование?.Поисково-познавательная деятельность
открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о
природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать,
анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет
понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет
ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их
самооценку.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи,
игру,
занятия,
прогулку,
сон.
Ребенок-дошкольник
сам
по
себе
уже
является
исследователем,
проявляя
живой
интерес
к
различного
рода
исследовательской
деятельности – к экспериментированию.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
1
В наших северных условиях (учитывая, что долгие зимы и не всегда получается
осуществлять прогулки, походы), дети испытывают нехватку взаимосвязи с природой,
недостаточно контактируют с живой и неживой природой. Поэтому в группе оборудовали
центр экспериментирования, чтобы ребёнок мог ежедневно соприкасаться с частью
природы.
Дети любят эксперименты, для них это способ познания мира. Маленькие дети,
больше чем кто-либо другой, готовы к впитыванию новых знаний. Однако нужно
подобрать такой способ их подачи, чтобы он был интересен малышам. Ребенок познает
окружающий мир наглядным, экспериментальным путем. Знания детей базируются на том,
что он увидел, услышал и почувствовал самостоятельно. Поэтому наша задача — сделать
непонятное - понятным.
С этой целью, был разработан и реализуется познавательно- исследовательский
проект «Вода- водичка».
Должна отметить, что любую информацию ребенку лучше подавать в виде игры или
эксперимента, поэтому обучение в игровой форме не утомляет их, для них это просто игра.
А опыты с водой идеально подходят для игры с детьми. Это отличное познавательное
развлечение для детей.
Огромное преимущество таких экспериментов для детей
заключается в том, что они сами являются не просто наблюдателями, но и участниками
игры. Такое времяпровождение позволяет не только получить удовольствие от фокусов, а
также изучить основные свойства и характеристики воды.
Эксперименты
подбираем
такие,
чтобы
ребенок
не
просто
порадовался
получившемуся фокусу, но и понял его смысл.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие образовательные задачи:
1.
Знакомим детей с окружающим миром, в том числе со свойствами воды (в процессе
игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей
формируются представления об окружающем природном мире).
2.
Формируем пространственные представления (на поверхности воды, по всей
поверхности, под водой, слева, справа, в центре);
3.
Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
4.
Способствуем физическому развитию ребенка (развитие мелкой моторики, зрительной
и двигательной координации).
5.
Формируем у детей элементарные математические понятия:
- количественные представления (помещая в воду заданное количество
игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим); представления
- о величине (в процессе сравнения, например, пуская кораблики по воде, ребенок
2
называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее
листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде);
- геометрические представления (для чего используем пластиковые геометрические
фигуры, вылавливая их из воды).
6.
Учим детей ориентироваться на словесную инструкцию взрослого
(бросая в воду заданное количество предметов).
7.
Развиваем наглядно-действенное мышление (сравнение количества предметов
находящихся на воде и под водой); тактильных ощущений (дети учатся с закрытыми
глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки
и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество).
7. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Организуя игры с водой, используем художественное слово. Некоторые игры,
сопровождаются прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, шумом волн,
журчания ручейка.
Игры, направленные на познавательное развитие:
Примеры:
Игра «Наливаем – выливаем».
Вызвать интерес к данному объекту;
способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать
моторику и
координацию движений, развивать речь
детей, активизировать словарь: течет,
льется,
можно налить, перелить.
Игра «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Способствовать накоплению у
детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать
свою
деятельность,
делать
выводы;
закреплять
культурно-гигиенические
навыки;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Игра «Водяная мельница». Дать представление о том, что вода может приводить в
движение другие предметы, развивает моторику рук, глазомер, координацию движений.
Игра «Тонет- не тонет», «Поиграй со мной, водичка». Развивать интерес к игре с
водой, обогащать словарь ребенка. Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны.
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой
красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как
много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание».
Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает
комментировать действия.
Игра «Куда спряталась водичка?». Продолжать знакомить со свойствами воды,
развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.
3
Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми,
можно выжимать.
Игры для сенсорного развития:
Игры с водой подобраны для развития представления о таких важных понятиях, как
количество предметов «много-мало». Дети сравнивают сходные по внешнему виду
предметы, знакомятся с величиной предметов «большой – маленький», в играх учатся
различать предметы по форме (кубик, шар и пр.,). Развивают сенсорное восприятие (игры с
геометрическими фигурами, цветными предметами); побуждаем включать движения рук по
предмету в процессе знакомства.
Игра «Изготовление цветных льдинок» Продолжать знакомить детей со свойствами
воды в твердом состоянии; развивать восприятие цвета, наблюдательность; воспитывать
аккуратное обращение с цветной водой.
Игра «Мой веселый звонкий мяч». Продолжать знакомить со свойствами воды; с
формой и признаками предмета, развивать смекалку, наблюдательность; активизировать
словарь: плавает, выпрыгивает, легкий.
Играя и экспериментируя с водой, можно решать и другие образовательные задачи:
Игры для социально-коммуникативного развития:
В сюжетные играх с куклами и водой «Купание куклы», «Ах, ты девочка
чумазая!», «Постираем кукле платье» формируются культурно-гигиенические навыки,
дети учатся следить за чистотой одежды, за опрятностью. Продолжаем развивать
пассивный и активный словарь; побуждаем к общению со сверстниками и взрослыми. В
сюжетных играх дети вместе радуются успехам в игре, учатся уступать друг другу.
Художественно-эстетическое развитие:
Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность
предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Игра «Поможем Тане достать мячик»
Задачи: учить детей игровым действиям с мячом в воде; заучивание и обыгрывание
стихотворения А. Барто «Мячик» игровые действия: достать мячик из воды с помощью
ложки, сачка, палочки (пододвигая к себе).
Игровая ситуация: В тазике с водой плавает мячик. Воспитатель обращает внимание детей
на куклу, которая сидит рядом и плачет.
Воспитатель рассказывает отрывок
- Наша Таня громко плачет/ уронила в речку мячик
И предлагает детям продолжить:
-Тише, Танечка, не плачь,
4
Мы поможем достать мяч.
Игра «Играем с красками».
Рисуем красками «по мокрому».
Цель: Познакомить с процессом растворением краски в воде; продолжаем знакомить с
основными цветами, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность при работе с
водой и красками. Показываем, как с помощью воды и краски можно создать рисунок, а
при смешивании двух цветов, можно получить другой.
Альбомный лист смачиваем толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуем
по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской
к мокрому листу, краска растекается на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих
местах, и возникают промежуточные цвета — зеленый, оранжевый, коричневый,
фиолетовый.
Наблюдая за эти – дети радуются, и удивляются. Так же как и в случае с игрой
цвета на бумаге, ребенок с интересом наблюдает за постоянно меняющимся цветом воды в
стаканчике, котором промываются кисти.
Брызгая акварелью в конце занятия, ребенок
расслабляемся, так как свободное движение кистью и сброс капель краски — это сброс
напряжения.
Игра «Дружба красок»
1. Берем три банки гуаши (красный, желтый, синий)
2. Берем три стакана с водой.
3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.
4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.
5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?
Физическое развитие детей в экспериментальной деятельности.
Вода оказывает релаксационное действие, снимает напряжение.В играх с водой используем
и дыхательную гимнастику.
Игра «Кораблик» Задачи: формирование речевого дыхания.
Материалы, Оборудование: миска с водой, кораблик из скорлупы грецкого ореха.
Образовательная ситуация: вытянуть губы «трубочкой» и подуть на кораблик.
Игра «Волны» Цель: Знакомить со свойствами воды, развивать умение наблюдать,
сравнивать, воспитывать аккуратность.
В ходе эксперимента дети знакомятся со свойствами воды, узнают, какой она может быть.
Вода для них больше не неизвестное вещество, они знают, что это.
5
Вывод
Чем больше вы с малышом будем экспериментировать, тем быстрее он познает
окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ
обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является
методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному
развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира
и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение),
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление
фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Используемая литература.
1.
Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой /Дети с проблемами в развитии. -
2004. №1.
2.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. /Игры и занятия с природным и
рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, - 2005.
3.
Новиковская, О.А. /Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
- Спб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», - 2010 - 64с.
4.
Соколовская Н.В. /Адаптация ребёнка к условиям детского сада.
Волгоград, Издательство «Учитель», - 2008.
5.
Шершень К. А. Эксперименты с водой в 2–3 года (из опыта работы). Образование и
воспитание, — 2020.
6