Автор: Хусаинова Зубарзат Зариповна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская музыкальная школа № 30
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коллективное творчество учащихся как одна из форм повышения качества образовательного процесса в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель МБУДО ДМШ № 30
Советского района г. Казани
Хусаиновой З.З.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДМШ
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно
мыслящего, сознающего себя и своё место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна
стать реализация заложенных в человеке возможностей путём развития его индивидуальности и вос-
питания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осу-
ществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования. Музыкальная школа
на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать зада-
чу расширения своего воздействия, обучая практически всех желающих. А.Гольденвейзер писал:
«Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музы-
кальностью и способностью её развивать. Поэтому чем шире сеть музыкальных школ и чем распро-
страненнее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в му-
зыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение
музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессиона-
лами-музыкантами не только всех, но лишь очень немногих».
Музыкальное воспитание и образование - это целенаправленное и систематическое развитие
музыкальной культуры, музыкальных способностей учащегося, воспитание в нём эмоциональной от-
зывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание
есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколе-
нию, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования.
Эффективным средством воспитания личности является непосредственное участие в коллектив-
ной деятельности, каковыми являются ансамбли и оркестры.
Коллективное музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской
деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное музицирование вызывает у уча-
щихся неподдельный интерес, а как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Это
положение особенно актуально для учащихся младших классов. Участие в концертах также является
одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. Не оспаривая важ-
ности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо под-
черкнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об осо-
бой актуальности этого вида работы именно в подрастающем возрасте с определёнными изменения-
ми в структуре психики подростка.
В коллективе с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психоло-
гических функций музыкального искусства - коммуникативной. Участник совместного музицирова-
ния воспитывается на лучших традициях коллектива. В творческом общении формируются такие ка-
чества, как умение дружить, взаимная выручка, трудолюбие. При этом каждый участник коллектива
проникается чувством ответственности перед товарищами, познаёт радость согласованной деятель-
ности. В процессе совместного творчества устанавливаются особые взаимоотношения, построенный
на понимании общественных обязанностей, изменении самооценки и устремлённости к наиболее вы-
соким художественным результатам в исполнении.
Ансамблевое музицирование в детской музыкальной школе способно значительно повысить за-
интересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосфе-
ры на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав ра-
дость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя в
качестве исполнителя-солиста. Видные музыканты подчеркивают, что именно в коллективе индиви-
дуальность развивается гармонично, создаются условия для полного и всестороннего развития даро-
вания.
Вопросы коллективного музицирования занимают всё большее место в жизни школы. Именно в
ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.
В отличие от индивидуально решаемых солистом-исполнителем задач, специфика ансамблево-
го музицирования заключается в коллективном характере работы с едиными задачами и целями. От-
сюда – важный фактор этой работы – воспитание личной ответственности за общее дело.
В ансамблях и оркестрах стимулируется всё то, чему ученик научился в музыкальной школе в
классе по специальности, осуществляется практическое применение музыкальных знаний и игровых
навыков. И дети, увлечённые занятиями музыкой в ансамбле, работая с большой нагрузкой, лучше
распределяют своё время, что положительно сказывается на учебе в общеобразовательной школе.
Руководитель в своей работе с детским музыкальным коллективом должен использовать раз-
личные методы воспитания и организации коллектива.
В общем понимании методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Без
методов воспитания невозможно осуществлять воспитательный процесс, реализовать каждый из его
компонентов. Достижение цели воспитания в практике осуществляется с помощью совокупности ме-
тодов. Выбор такой совокупности методов и их применение на практике является свидетельством
высокого уровня профессионализма руководителя. Сегодня в педагогике разрабатываются общие ме-
тоды воспитания, но проблема их совершенствования, изменения, дополнения постоянно встаёт
перед руководителем или педагогом в силу учёта конкретных условий.
Одним из основных методов является метод убеждения: в разборе того или иного произведе-
ния преподавателю следует в яркой образной форме рассказать об изучаемом произведении, чтобы
юные музыканты проявили заинтересованность к его исполнению.
Следующий метод – требование. Требования к юному музыканту, пришедшему в ансамбль
многообразны: организационная и творческая дисциплина, профессиональная добросовестность, уча-
стие в общественной деятельности, культура во взаимоотношениях с товарищами, примерное пове-
дение и т.п.
Метод переключения руководитель использует, когда необходимо собрать уставший или раз-
болевшийся коллектив, внести разрядку в атмосферу работы.
Оценка является одним из эффективных стимулов поведения учащихся. Поощрение, положи-
тельная оценка, одобрение активизируют творческую деятельность личности и коллектива. Немало-
важное значение имеет контроль: проверка партий, ансамблевых партий в группах и т.п.
При выборе репертуара ансамбля, прежде всего надо руководствоваться художественной
ценностью и степенью сложности материала, доступности его как в техническом отношении, так и
по содержанию. Например, в работе должно быть простое для восприятия, знакомое произведение,
что принесет детям большую радость. В данном случае элемент удовольствия в работе должен играть
не последнюю роль. У ребят пробуждается интерес, они готовы вновь и вновь без устали повторять
полюбившиеся произведения.
Руководитель ансамбля при выборе репертуара должен стремиться к тематическому разнообра-
зию произведения, учитывать количество и уровень участников, соответствие технических трудно-
стей произведения их возможностям, соблюдать принцип работы «от простого к сложному» и, конеч-
но, помнить о предстоящих концертных выступлениях и участие на различных по уровню конкурсах.
Репертуар ансамбля, в котором принимают учащиеся младших классов, не должен по трудно-
сти быть сложнее тех пьес, которые изучаются в классе по специальности, иначе их внимание будет
поглощено преодолением технических трудностей и, в конечном счете, будет мешать художествен-
ному развитию, приучать к неряшливости и небрежности в исполнении авторского замысла.
Начиная работать над произведением, руководителю следует заранее детально отредактировать
его для своего коллектива. Применительно к составу участников необходимо продумать четкие и
удобные штрихи, динамические оттенки, единую аппликатуру, темп, наметить развернутый план ис-
полнения.
Очень важным элементом в работе является самостоятельная настройка инструмента учащимся.
К этому навыку нужно приучать детей как можно раньше, буквально с первых шагов. Педагог – ру-
ководитель должен лишь проверить и подправить строй инструментов до начала репетиции.
Большое внимание руководитель коллектива должен уделять концертному выступлению как к
важной составной части учебно-воспитательного процесса. Ансамбль должен вести систематическую
концертную работу с посильной нормой концертов, т.к. невозможно поднять уровень работы,
учебно-репетиционную культуру, исполнительское мастерство, воспитательное воздействие на самих
исполнителей, если всё это не подчинено задачам концертно-просветительской и образовательной
деятельности. Концерт ставит всё на свои места, проясняет ошибки и недочеты, делает ясной пер-
спективу дальнейшей работы. Правильно и серьезно настроенный ансамбль, регулярно выступаю-
щий в концертах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу концертного зала.
Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает но-
вые силы в исполнителей, творчески обогащает их.
Каждое выступление ансамбля руководитель должен внимательно и детально анализировать,
обсуждать на занятии коллектива. Обсуждение должно строиться таким образом, чтобы участники
могли сами проанализировать и практически оценить своё выступление. Руководитель должен отме-
тить как отрицательные, так и положительные моменты концерта, делать рекомендации на будущее,
наметить пути дальнейшего роста коллектива.
Концерт – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности кол-
лектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка коллектива к выступлению,
поведение на сцене, выработка устойчивого внимания, четкости и продуманности действий. Участ-
никам необходимо четко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем,
чтобы каждый выходил на сцену внешне активно, с правильной осанкой, соблюдал интервал в дви-
жении, шел в определенном едином для всех темпе, знал свое место на сцене, красиво стоял и сидел,
красиво держал при выходе инструмент.
Немаловажное значение имеет и требовательность к внешнему виду. Хорошо, если есть одина-
ковая форма. Если ее нет, то достаточно сделать единый светлый верх, темный низ и обязательно
черная обувь. Небольшая деталь костюма может создать впечатление единой формы, например, бан-
ты или бабочки на рубашках и так далее.
Руководителю детского творческого коллектива приходится уделять самое пристальное внима-
ние вопросам непосредственной организации работы учащихся на репетиции. Руководитель должен
заранее спрашивать очередное занятие: предусмотреть, как его начать, сколько работать по частям и
в целом. Однако, ход занятия может потребовать от руководителя определенной гибкости в отклоне-
нии от плана (для оживления работы, сосредоточения внимания на непредвиденных вопросах). Это
обстоятельство необходимо иметь ввиду, планируя репетицию. Существуют жесткие рамки времени
проведения занятия, которых следует придерживаться. Учитывая общую нагрузку (программу в об-
щеобразовательной школе и музыкальной школе), учащиеся не в состоянии длительно интенсивно
работать. Когда приходит утомление, рассеивается внимание, продолжать работу бесполезно. Отсю-
да одно из важнейших требований методики ведения занятия ансамбля: умелое сочетание активной
работы и отдыха. Здесь можно организовать минутку отдыха для беседы о произведении, исполне-
нии, о композиторах, рассказы об образах природы, литературы, связанных с исполняемой музыкой.
Чтобы «взбодрить» коллектив, можно хотя бы один эпизод из готовящейся пьесы сыграть в темпе,
ярко, концертно, как перед аудиторией.
Каждое занятие должно быть продуманным, требования - обоснованными, конкретными; каж-
дое повторение – мотивированным. Это обеспечит от всех на занятии максимальную отдачу.
Одной из специфических особенностей ансамблевого музицирования является возможность
объединения в один исполнительский коллектив детей с разными музыкальными способностями и
физическими данными. Первое с чего начинается работа ансамбля – это подбор участников коллек-
тива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и
технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансам-
бле. Все навыки формируются в репетиционной работе, в основе которой лежат коллективные заня-
тия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зави-
сит от руководителя, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность
полнее проявить себя во имя общей цели, от его умения воспитать у каждого учащегося желание со-
здавать произведение искусства сообща.
Коллективное музицирование успешно решает следующие задачи: музыкальное развитие и во-
оружение подрастающего поколения системой ценностных ориентаций в музыке; развитие ансамбле-
вого исполнительства; общевоспитательные (эстетическая, духовно-нравственное, гражданско-
патриотическое воспитание); коммуникативные (общение участников коллектива между собой, с ру-
ководителем, со зрителем и т.д.).
Коллективное музицирование – понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивиду-
ально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, под-
час разного возраста, не говоря уже о различных музыкальных способностях. Коллектив – понятие не
административное, организационное. Он не создается приказом – он складывается постепенно, ино-
гда годами. Тем более, очень сложно организовать ансамбль, если состав его беспрестанно меняется
(ежегодно коллектив покидают учащиеся выпускники). Это требует от руководителя терпения и пе-
дагогической мудрости. Необходимое условие эффективности любой коллективной деятельности это
дисциплина. Руководитель должен прививать навыки организованного поведения в процессе творче-
ства, суметь пробудить уважение к труду коллектива, создать на занятиях ансамбля атмосферу твор-
ческой активности, заинтересованности, непринужденности.